10:33:51
24 ноября 2024 г.

Новоселья – по статусу

Жилищные программыЭту многоэтажку построили в 2002 году для участников программы «Молодой семье – доступное жилье». Дом называли и молодежным, и пилотным, и даже доходным, хотя прибыль городу он не приносил, а был включен в социальный проект. Сегодня за первым корпусом на улице Верхние Поля, 38 прочно закрепился статус бездотационного. Наши корреспонденты решили выяснить, какие перемены здесь произошли.

Самый могучий вопрос

Екатерина Зайцева принимала нас в двухкомнатной квартире. Она переехала сюда летом вместе с 13-летним сыном Евгением. До этого жила у бывшего мужа, с его родителями и братом. Там была тоже «двушка», но в старом пятиэтажном доме. Сейчас новое жилье ей кажется хоромами. У него и площадь намного больше, а самое главное – здесь только она и сын.

– Вы посмотрите, какая кухня просторная! – не могла нарадоваться хозяйка. – Даже с эркером. Очень нравится холл и то, что комнаты раздельные.

Мы еле поспевали за женщиной, которая гостеприимно показывала квартиру, открывая одну дверь, за другой. Везде уже стояла новая мебель. Вокруг все было очень чистенько и уютно.

– Ремонтировать квартиру не пришлось, она была в хорошем состоянии, – продолжала свой рассказ Екатерина.– Вот только в ванную провела электричество, чтобы установить там розетку для стиральной машины.

Осмотрев все и оценив по достоинству, мы присели на кухне. И за разговором выяснили, что семья мужа смогла встать на очередь по улучшению жилищных условий в 2003 году, когда в квартиру зарегистрировали Екатерину. Чуть позже начинающие супруги записались на участие в программе «Молодой семье – доступное жилье». Но очень долго выбирали варианты, которые им предлагали. За это время успели… развестись.

– Вы ведь знаете, как квартирный вопрос может испортить людей, – только и сказала по этому поводу хозяйка.

Естественно, Екатерина писала заявления, просила о помощи. И ей с сыном предоставили эту «двушку» на пять лет по договору коммерческого найма.

– А там видно будет, – заметила она.

Район ей понравился. Метро рядом, есть все необходимое в социальном плане. Одно только создает неудобство, на работу ехать далеко. Она и менеджер по организации перевозок, и специалист по туризму. Надеется, что в перспективе сможет устроиться на новом месте.

На прощание Екатерина с улыбкой произнесла:

– А вдруг новая квартира окажется счастливой. Загадывать наперед, конечно, нельзя. Но все возможно, и мы с бывшим мужем снова сойдемся, наша семья станет, как и прежде, полной…

Действительно, велик и могуч квартирный вопрос! Он может и людей испортить, и жизнь им наладить.

Выбор на всю жизнь

Перед этой супружеской парой, живущей на Верхних Полях, стоят совсем другие проблемы. Молодая семья вселилась в двухкомнатную квартиру еще в 2008 году. Тогда у Татьяны и Сергея Мушак была одна дочка. Сейчас Настеньке четыре года, она выросла в новом доме. Минувшим летом мама и папа подарили ей маленькую сестричку. А после, взвесив все за и против, решили попроситься в трехкомнатную квартиру.

На их счастье одна «трешка» освободилась. Вот и не верь после этого в то, что Бог дает ребенка, а после все остальное, что нужно для него. Но семья пожелала переехать в новое жилье не просто так, а со стратегическими намерениями: если уж селиться в нем, то навсегда.

Сейчас в бездотационном доме на Верхних Полях это возможно. Правда, при условии, что семья встала на жилищный учет до 1 марта 2005 года и должна сняться с него. А Татьяна и Сергей, проживая вместе с родителями, находились в очереди с 2002-го. Все сложилось благополучно, в конце прошлого месяца они переехали в эту «трешку».

Мы не раз напрашивались к семье в гости.

– Вот привезут к нам шкаф в коридор, приходите, будем ждать, – говорила по телефону Татьяна.

И действительно позвала, когда шкаф-купе уже величественно высился у входных дверей.

– Ну как? Вы уже окончательно обосновались? – спросили у хозяйки.

– Еще нет, – ответила она. – Хотим и на кухне поменять мебель. Заказали встроенную, ее привезут позже. Думаем также напротив ванной комнаты поставить еще одно купе. Да и в другие комнаты надо многое купить. То, что у нас стояло в двухкомнатной квартире, не все пригодилось. Сейчас выбираем мебель более тщательно, на долгое время.

И тогда мы узнали от Татьяны всю историю, как они попали в этот дом, как переезжали в другую квартиру после рождения второго ребенка.

– Здесь вначале было неуютно, – поделилась молодая женщина.– Но мы попросили, чтобы сделали ремонт. После него только в детской и в спальне переклеили обои. Сейчас всем довольны, о таких жилищных условиях можно только мечтать.

Сергея дома не было. Несмотря на субботний вечер, он трудился в своем автосервисе. Финансовая нагрузка – на главе семьи, ведь Татьяна в отпуске по уходу за ребенком. Девочка спала в своей кроватке, когда мы зашли сюда. Чтобы не мешать ей, прошли сразу на кухню. Зато Настенька не отходила от гостей. Маленькая барышня даже принарядилась, узнав, что мы будем ее фотографировать.

– А не жалеете о том, что снялись с учета? – спрашиваем Татьяну.

– Не смогли осилить накопительную систему, – призналась она.– Нам ведь дали здесь первую квартиру на время, чтобы мы собрали в банке первоначальный взнос для покупки квартиры с использованием жилищной субсидии. Вначале эти условия необходимо было строго соблюдать, составлялись даже графики накопления, но потом эти правила, похоже, отменили. А когда узнали, что можно здесь жить постоянно, не задумываясь, пошли на такой шаг. И думаем, не ошиблись.

За наем трехкомнатной квартиры семья платит в месяц 3000 рублей, еще 2400 – за отопление и техническое содержание. За свет и воду пока счета не приходили. Но как им сказали, в среднем вся квартплата не будет превышать 8000 рублей. Это больше, чем в квартирах, где живут по договорам социального найма, потому что дом – бездотационный, город не выделяет на него безвозмездных субсидий. Жильцы оплачивают коммуналку в 100-процентом размере.

– Конечно, 8000 в месяц не лишние для семейного бюджета. Но комфорт того стоит. Живем в прекрасных условиях, да еще в Москве, – сказала Татьяна. – А какую квартиру смогли бы купить на льготных основаниях? И где бы она находилась? Еще неизвестно. У нас дети – нам нужно, прежде всего, беспокоиться о них, а не думать, как зарабатывать больше, изворачиваться, во всем отказывать себе лишь для того, чтобы собрать деньги на покупку жилья.

Так мы разговаривали, пока не проснулась малышка. Потом мама уже не могла поддерживать беседу. Все ее внимание переключилось на дочку.

Собственный вариант

Есть такая категория людей, которая считает, что жить надо только в собственной квартире, в крайнем случае, в той, которую можно впоследствии приватизировать. Однако жилые помещения в бездотационном доме, как известно, перевести в свою собственность невозможно. Поэтому некоторые семьи, проживающие здесь, не снимаются с жилищного учета, надеясь решить свой квартирный вопрос иначе.

Например, Наталия Кочетова, с которой нам довелось познакомиться в этом доме, переехала с мужем сюда по программе «Молодой семье – доступное жилье» в числе первых новоселов. Участвовала в накоплении первоначального взноса для приобретения жилья по льготной схеме. Здесь у нее родились двое детей. Но совместная жизнь не получилась, супруги развелись. И нужную сумму собрать не удалось.

Однако женщина не отчаивается.

– Я очень благодарна, что мне в молодежном доме предоставили квартиру, – сказала она. – Это неоценимая поддержка. С Верхними Полями связано много прекрасного в моей жизни. Рождение детей, их первые шаги, первые произнесенные слова… Но никогда я не собиралась в этой квартире жить постоянно. Мне пролонгировали договор еще на пять лет, осталось два года. Надеюсь, что смогу за это время решить жилищный вопрос.

Наталия с детьми зарегистрирована у своих родителей. Все они давно стоят на жилищной очереди. К тому же их пятиэтажка пойдет под снос. Так что собственная квартира – реальный вариант.

Наш комментарий

О дальнейшей судьбе молодежного дома рассказывает первый заместитель генерального директора ГУП «Московский городской центр арендного жилья» Алексей Кошелев:

– Этот дом в особом своем предназначении был построен первым в Москве. И стал своего рода полигоном, на котором отрабатывались условия предоставления жилых помещений по договору срочного, коммерческого найма в рамках городской программы «Молодой семье – доступное жилье». Со временем правила проживания в нем совершенствовались, к тому же, появилась целая сеть бездотационных домов, квартиру в которых сейчас могут получить все очередники, независимо от возраста, со снятием с жилищного учета и без снятия.

Смешанный контингент стал появляться в молодежном доме на улице Верхние Поля, 38, корп. 1. И это закономерно. Потому что это жилое здание теперь входит в сеть БДД, и на него распространяются все принятые законы, касающиеся данной сферы в жилищной политике города. Однако поскольку в самом начале дом заселялся лишь молодыми людьми, здесь и сегодня преимущественно проживает эта возрастная категория москвичей.

Алексей Журавлев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация