Программа для всех москвичей
На минувшей неделе руководители двух столичных департаментов Николай Федосеев и Сергей Левкин на совместной пресс-конференции рассказали о государственной программе города Москвы на 2012–2016 гг. «Жилище», которая ориентирована на все слои населения, включая граждан со средними доходами.
В общем и в частности
Как сообщил руководитель Департамента градостроительной политики г. Москвы Сергей Левкин, программа «Жилище» прошла публичные слушания в его ведомстве с участием представителей госорганов, общественности, экспертов. С учетом высказанных замечаний и предложений она была доработана, получила одобрение правительства Москвы и 14 сентября находилась на подписании распорядительного документа об ее утверждении (к моменту выхода номера газеты из печати программа может быть уже утверждена. – Ред.).
Новая программа появилась на свет как в связи с формальными требованиями, так и в ответ на объективную потребность определить городскую политику жилищного строительства в обозримом будущем. В стране действуют национальный проект доступного жилья и федеральная целевая программа «Жилище», которые обязывают все регионы иметь свои аналогичные программы. Кроме того, со следующего года Москва переходит на программно-целевой метод финансирования из бюджета города. Всего предусмотрено 18 программ, одной из наиболее актуальных является «Жилище».
Но главная причина появления программы состоит в изменении подходов к решению жилищной проблемы. Раньше программы сводились, по существу, к планированию объемов жилья, строящегося в городе. В докризисный период эти объемы были большие; возможно, существовало даже какое-то соревновательное начало между столицей и областью. Однако прежние программы не задавались важнейшим, по мнению С. Левкина, вопросом – для кого это жилье?
Москва предоставляла два полярных способа улучшения жилищных условий. Первый – это покупка, если у тебя есть деньги. Второй – безвозмездное предоставление, если ты попадаешь в установленную законодательством категорию граждан. Но это всего 10% москвичей. А основной массе населения вообще не предлагалось никаких инструментов или способов решения жилищной проблемы. Новая программа призвана дать ответ на вопрос, как содействовать жителям Москвы в доступе к тому жилью, которое строится в городе, каким образом этого добиться.
Как сказал С. Левкин, речь идет «не о безвозмездном предоставлении жилья, но о создании возможности улучшения жилищных условий для всех жителей Москвы с учетом их потребности, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств».
Для решения этой задачи установлены целевые показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации программы в течение пяти лет. В целом в городе не предполагается снижать объемы жилищного строительства в пределах существующих административных границ. В общей сложности за пять лет планируется построить 12,7 млн кв. м за счет всех источников финансирования. В том числе 3,8 млн – за счет бюджета. Это в среднем соответственно 2,54 млн кв. м и 0,76 млн в год.
За время реализации программы намечено обеспечить ввод бездотационных домов в объеме 400 тыс. кв. м, построить 177 гостиниц с номерным фондом чуть более 51 тысячи. Необходимо будет также выполнить ремонт и модернизацию жилых домов в общей сложности площадью более 23 млн кв. м (около 5 млн ежегодно).
Как результат, обеспеченность населения жильем должна увеличиться с нынешних 22,5 кв. м на человека до 24 кв. м к концу действия программы. При этом ее ресурсное обеспечение из бюджета составляет более 730 млрд рублей. Инвестиции, которые, по прогнозам правительства, будут привлечены в жилищную сферу, в два раза больше – почти 1,4 трлн.
Что касается ныне действующих социальных программ, то, по словам руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Николая Федосеева, все они без исключения сохраняются как составляющие новой общей программы «Жилище» и в ее рамках продолжат свое развитие.
Для очередников по-прежнему будут действовать формы как бесплатного предоставления жилья, так и возмездного приобретения по льготным ценам. Бесплатно жилье предоставляется по договорам социального найма, найма, найма служебного жилого помещения и безвозмездного пользования.
К возмездным программам льготного приобретения жилья относятся социальная ипотека, купля-продажа с рассрочкой платежа, жилищные субсидии. Как назвал их Н. Федосеев, это программы «со стажем». Два года назад для очередников была запущена еще одна программа – предоставление квартир по договорам найма в бездотационных домах. Она получит наиболее динамичное развитие.
Для всех москвичей, вне зависимости от принадлежности к очереди, будет продолжена программа расселения и сноса выработавших свой ресурс зданий – пятиэтажек сносимых серий, ветхих и аварийных домов.
Н. Федосеев особо отметил положительную тенденцию по обеспечению жильем очередников. Самое главное – очередь сокращается. Ее пик пришелся на 1991 год, тогда на жилищном учете состояло 218,5 тыс. семей. В 2005-м было уже 197,5 тыс. семей. По состоянию на 14 сентября нынешнего года на жилищном учете находилось 116 418 семей москвичей, или менее 4% населения города.
Руководитель департамента жилищной политики обратил внимание на то, что это самая низкая очередь с 1980 года. За точку отсчета был взят именно этот год, поскольку тогда Москва готовилась к Олимпиаде и меры по сокращению очереди принимались беспрецедентные. По словам Н. Федосеева, пропорции и цифры, заложенные в программу до 2016 года, позволяют надеяться, что нынешняя тенденция будет сохранена, за пять лет жилье должны получить 88 тыс. семей очередников.
Отличительная особенность новой программы – создание условий для решения жилищных проблем граждан, не являющихся очередниками. Речь идет об основной части населения, которая купить жилье не может и не подпадает под действие социальных мер поддержки. Здесь большие возможности открывает наем квартир в частных доходных домах.
В начале пути
В рамках новой разворачиваемой программы город намерен создать для бизнес-сообщества такие условия, чтобы оно наконец начало строить дома для сдачи в аренду. По мнению С. Левкина, до сих пор этому препятствовала высокая доходность инвестиций в строительство в столице. В докризисные годы девелоперы строили жилье и продавали его на условиях, когда доходная часть достигала 200%. В то же время сдача дома в аренду окупается, по оценкам специалистов, не ранее, чем за 8–10, а может быть и больше лет. Нужно найти способ, чтобы инвестору было интересно строить «в долгую», на «длинные» деньги. Тем более что время высокодоходных проектов завершается.
Рано или поздно все крупные города мира достигают предела застройки, строить становится больше негде. Тогда они переходят на реконструкцию и реновацию существующего жилого фонда, инвестиционная привлекательность таких проектов падает, доходность уменьшается. В итоге все переходят на предоставление жилья в аренду. «Поэтому инвесторам надо начинать настраиваться на новые условия, а мы, как государство, должны найти способы и инструменты, чтобы им это стало выгодно», – подчеркнул С. Левкин.
Заинтересовать инвесторов предполагается за счет налоговых преференций и выделения земельных участков с целевым использованием их под строительство доходных домов. В департаменте жилищной политики считают, что спрос на доходные дома (во всяком случае в первые пять лет) будет значительно превышать предложение. Это послужит еще одним из стимулов для инвесторов.
Наконец, в городе уже несколько лет успешно функционирует один такой дом. В рамках программы эту работу предполагается продолжить, создать городской фонд доходных домов как пример для инвесторов.
Несмотря на переуплотненность мегаполиса, в нем все же есть резервы для строительства доходных домов, считает С. Левкин. Первое – возможность развития уже застроенных территорий с высоким износом зданий, которые могут застраиваться по-новому. Второе – существует нежилой фонд, в том числе и в центре Москвы, который может быть перепрофилирован под жилье, а оно, в свою очередь, – в доходные дома. Такое жилье, несомненно, будет востребовано.
Еще один резерв представляют собой коммунальные и промышленные зоны, которые рассматриваются с точки зрения Генплана как реорганизуемые территории. Они также могут стать площадками для доходных домов в срединной и периферийной частях го-
рода.
Недавний знакомый
Н. Федосеев рассказал о перспективах строительства бездотационных домов. В отличие от доходных они строятся за счет городского бюджета, предназначены для очередников и предоставляются в наем на некоммерческой основе, то есть по себестоимости.
Сегодня действуют шесть таких домов. Еще три заселяются. И до конца текущего года в эту программу дополнительно поступят четыре здания. В рамках программы «Жилище» запланировано вводить ежегодно минимум по семь таких домов общей площадью 85 тыс. кв. м, рассчитанных примерно на 1,5 тыс. семей.
К 2016 году предполагается иметь сеть из 45 бездотационных домов, в которых будут проживать более 10 тыс. семей очередников.
Отдельно Н. Федосеев остановился на вопросе снятия с жилищного учета обитателей бездотационных домов. На начальном этапе реализации этой программы была предусмотрена возможность (по выбору семьи) предоставлять жилье либо со снятием с жилищного учета, либо без снятия. При этом семье, которая захотела бы сняться с учета, предлагался «бонус» в виде большей предоставляемой площади.
Если семья соглашалась нанимать жилье в бездотационном доме на всю оставшуюся жизнь, ей предлагали квартиру, исходя из расчета по комнате на человека. На семью из трех человек в этом случае получалось около 80 кв. м. Если же семья отказывалась сниматься с учета и продолжала претендовать впоследствии на социальный наем, ей предлагалась площадь в размере социальной нормы 18 кв. м на человека.
Сейчас, подводя итоги нескольких лет реализации этой программы, город сокращает объем предложения жилья в бездотационных домах без снятия с учета. Выделять квартиру без снятия с учета и через несколько лет предоставлять еще одну квартиру несколько расточительно. В текущий момент 75% семей, заселяемых в бездотационные дома, идут со снятием с жилищного учета.
Снос продолжается
По просьбе журналистов Н. Федосеев проиллюстрировал на цифрах реализацию программы расселения жителей сносимых домов. К 1 января останутся неотселенными 352 пятиэтажных дома первого периода индустриального домостроения. В ближайшие пять лет в рамках программы «Жилище» их предстоит полностью расселить, а дома после этого будут снесены.
В текущем году запланировано переселение 65 пятиэтажных домов сносимых серий, в которых проживает почти пять тыс. семей. Правда, добавил Н. Федосеев, этот процесс длительный и сложный, работа ведется с каждой конкретной семьей индивидуально, поэтому к 1 января переселение может и не завершиться, а остаток перейдет на первый квартал будущего года.
Внимание журналистов к теме было вызвано разницей анонсированных разными департаментами цифр расселенных и снесенных домов. С. Левкин объяснил ее тем, что расселение и снос – два разных процесса, между которыми существует временной промежуток. Дом может быть расселен, но не снесен. Разница между числом расселенных и снесенных домов колеблется и составляет примерно 30 домов.
Молодым супругам
Не осталась забытой и программа «Молодой семье – доступное жилье». Журналисты посетовали на то, что в административных границах города получить квартиру почти невозможно. Н. Федосеев согласился, что последние три года жилые помещения в рамках программы для молодых семей по договорам купли-продажи по льготным ценам и с рассрочкой платежа предлагались только на территории ближнего Подмосковья. Речь шла о таких районах, как Химки, Павшин-ская пойма Красногорска (сразу за МКАД), Люберецкие поля. Был и Солнечногорск, куда с удовольствием ехали жители Зеленограда.
Как объяснил руководитель департамента жилищной политики, город предлагал то, что у него было, что построено по совместным инвестиционным контрактам либо в рамках госконтрактов закуплено у инвесторов в период кризиса. Это была вынужденная мера в связи с тем, что площадок, свободных от обременений на территории столицы не было. Надо понимать: чтобы освободить площадку под дом для молодых семей, нужно кого-то снести, кого-то расселить, а это не делается за несколько месяцев. В то же время сокращать программу в правительстве не хотели. В качестве альтернативы было куплено жилье в ближнем Подмосковье и предложено семьям, которые считают возможным для себя переехать за город. Правильность выбранного решения подтверждена, в частности, тем, что вся площадь сегодня реализована.
Сейчас департамент ставит перед собой цель как можно больше жилья получить в границах города для реализации своих программ. С 2008 года ни одной квартиры в Подмосковье не приобреталось для предоставления очередникам, реализовывались прежние объемы. Однако поставленная задача не из простых. В столице прекращено точечное строительство, а мэр четко заявил о том, что уплотнительной застройки в городе быть не должно. Одно из решений – предоставление квартир на Люберецких полях, которые включены с недавних пор в административные границы города.
Семьи особые, многодетные
В городе находится на учете шесть тыс. многодетных семей, имеющих троих и более детей. Специально для них построили 188 коттеджей, которые предоставили семьям с пятью и более детьми по договору безвозмездного пользования без снятия с учета. Это можно рассматривать как аналог служебного жилья. Пока не подойдет их очередь, родители растят своих детей в нормальных условиях, а не ютятся в малогабаритках или коммуналках. Как заверил Н. Федосеев, эту программу никто с повестки дня не снимал. Она будет продолжена, на учете состоят еще 190 семей с пятью и более детьми. Перед департаментом поставлена задача рассматривать жилищные условия таких семей в особом порядке.
Совместно с комплексом архитектуры и строительства департамент практически завершил проработку вариантов строительства в новых многоквартирных домах типовых серий части квартир, приспособленных для проживания семей с большим числом детей. Для этого будут объединять несколько квартир в одну. Иногда и раньше поступали похожим образом: на одной лестничной площадке предоставляли семье две-три квартиры. Но зачем семье три кухни? В то же время ей нужна большая гостиная, где бы можно было собрать всю семью, нужна игровая комната и нужны небольшие спальни для детишек. Сейчас готовы проекты, которые позволяют это сделать.
Н. Федосеев выразил надежду, что уже в 2012 году департамент сможет предоставлять многодетным очередникам первые такие квартиры.