04:10:07
22 ноября 2024 г.

Коммуналка станет раритетом

Жилищные программыДепартамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подготовил для утверждения правительством столицы проект «Программы содействия города Москвы в жилищной сфере гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения, на период 2011–2013 годов и задания на период до 2020 года программы».

Предполагается, что к моменту завершения программы с коммуналками в столице будет практически полностью покончено. О технологии избавления от этого атавизма нам рассказал начальник отдела формирования жилищных программ Вячеслав Бессонов.

В формате «ни то, ни се»

– Вячеслав Евгеньевич, новость о том, что в недрах департамента и префектур разрабатывается комплекс мероприятий по тотальному расселению коммуналок, довольно неожиданна. Время ли сейчас думать о новых жилищных программах, когда экономика только-только встает на путь выздоровления и на счету каждый рубль?

– Как раз сейчас самое время думать. Если мы хотим, чтобы через два-три года программа развернулась в полном объеме, надо заботиться об этом сегодня. К тому же в своем планировании мы опираемся на прогноз социально-экономического развития города, который недавно утвержден правительством Москвы. Не случайно в проекте постановления мы предлагаем сохранить на следующий год объемы финансирования социальных жилищных программ, а дополнительные средства предусматриваем начиная лишь с 2012-го.

Вы правы, ситуация с бюджетом напряженная. Но в связи с этим возникает потребность в новых способах реализации социальной жилищной политики. Приходится изыскивать дополнительные ресурсы, источники финансирования. В частности, предлагаемая программа будет опираться на развитие частно-государственного партнерства. Мы намерены привлекать не только деньги из городского бюджета, но и дополнительные ресурсы от частных инвесторов, средства граждан. Программа прежде всего тем и уникальна, что средства риелторов и других частных инвесторов участвуют по сути в реализации социальных жилищных программ.

Проведенные расчеты и консультации подтверждают такую возможность. Мы исходим из того, что привлеченные частные средства по объему существенно превысят бюджетные расходы на программу. Проект предусматривает, что до 35% площади квартиры расселяет город, а 65% и выше берут на себя инвесторы, риелторы.

– Почему из круга проблем, существующих в жилищной сфере, выбрана именно коммуналка?

– Коммунальное жилье априори относится к разряду некомфортного. Это пятно, которое совершенно не украшает лицо города. Тем более что именно город осуществлял в силу разных причин коммунальное заселение квартир, предоставлял комнаты по договорам найма, социального найма. Так что в определенной мере город обязан помочь жителям переселиться в отдельные квартиры.

За последние десять лет число коммуналок в столице сократилось более чем в 1,5 раза. Сейчас их примерно 71 тысяча. Однако процесс замедляется. По естественным причинам высвобождаются в первую очередь более простые в расселении квартиры. И чем дальше, тем сложнее становится задача.

С другой стороны, в стране реализуется нацпроект создания доступного комфортного жилья гражданам России. И так получилось, что сформировался определенный крен в сторону «доступного», а «комфортное» оказалось как бы на втором плане. Обратите внимание, в названии национального проекта многие в обиходе опускают второе определение, ограничиваясь «доступным».

Еще причина – нет возможности сколько-нибудь эффективно распорядиться городским фондом в коммунальных квартирах. Использование принадлежащей городу свободной комнаты в коммуналке резко ограничено. Вновь заселять ее кем-то для постоянного проживания допустимо, но зачастую не очень логично. Остается использовать в качестве маневренного фонда, для временного заселения. Получается ни то ни се. Что-то вроде отходов производства.

С другой стороны, самим гражданам сложно воспользоваться имеющейся у них площадью в коммуналке как стартовой площадкой для улучшения жилищных условий. Комнату трудно продать, много за нее не выручишь. Толку от коммунальной квартиры нет ни городу, ни жителям.

– То есть приоритет будет отдан ликвидации коммунального заселения. А не проще ли было просто повысить норму постановки на учет для коммуналок с 15 до 17 или даже 20 кв. метров на человека? Тогда граждане встанут на очередь и будут расселены на вполне законных основаниях?

– Было бы неправильно сводить предлагаемую программу лишь к предоставлению приоритета отдельной категории жителей. Комплекс мероприятий включает и привлечение инвестиций, и новые организационные формы работы, и многое другое. Тем не менее отчасти вы правы, и проект постановления правительства Москвы предусматривает разработку закона, который расширит возможности постановки на учет проживающих в коммуналках граждан, которые нуждаются в содействии города в приобретении жилья. Речь о том, чтобы ставить их на очередь вне зависимости от занимаемой площади при условии, что они пользуются жилплощадью на основании договоров социального найма или безвозмездного пользования и не имеют другого жилья в виде отдельной квартиры. Это существенно расширит круг получателей городской поддержки при расселении.

Приглашаем всех!

– А теперь расскажите, пожалуйста, о самом интересном – о механизме расселения.

– Один из базовых принципов программы – комплексность участия жителей коммунальной квартиры в ее расселении. Для начала мы предлагаем обитателям любой коммуналки самим (и в полном составе) прийти к взаимному согласию о вступлении в программу. Это не всегда будет просто, поскольку степень заинтересованности и возможность участия в расселении у разных семей отличается. Достигнув единодушия, граждане отражают свою волю в заявлении, с которым обращаются в Управление нашего департамента в административном округе по месту жительства.

Далее начинается самое кропотливое. Оператор программы (предприятие из числа подведомственных департаменту) готовит Соглашение между семьями, департаментом и юридическими лицами (инвесторами, риелторами) о расселении. В Соглашении отражается, кто какой вклад вносит в общее дело, и кто на что претендует в результате. А затем префектуры выпускают распоряжения о предоставлении жилых помещений гражданам в соответствии с достигнутым Соглашением.

– Не боитесь, что семьи не договорятся между собой, ведь отношения между ними часто весьма острые?

– Это, безусловно, один из самых сложных моментов. С такими семьями придется поработать (прежде всего в информационном, агитационном плане) и департаменту, и риелторам. Надеемся, что здравый смысл все же одержит верх над эмоциями.

– Кто из обитателей коммуналок может претендовать на расселение?

– Ограничений для вступления в программу жителей, занимающих помещение на законных основаниях, практически нет никаких. Каждая семья, проживающая в квартире, где есть хотя бы одна городская комната, может подать заявление на участие в программе. Нам было принципиально важно предусмотреть, чтобы возможность участвовать в ней получили все без исключения категории граждан. Это необходимо, чтобы можно было расселить полностью любую квартиру.

– Каковы условия предоставления квартир обитателям коммуналок?

– Семьи, изъявившие желание участвовать в расселении, делятся на четыре группы. Первая группа – жители, вставшие на очередь до 1.03.2005. Вторая – граждане, принятые в городе Москве на учет нуждающихся в жилых помещениях (после 01.03.2005). Третья – граждане, принятые на учет нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (после 01.03.2005). Четвертая – граждане, проживающие в коммунальной квартире, в которой проживают заявители 1–3 групп, но не входящие в их число, то есть практически все остальные.

Участники второй группы получают жилье безвозмездно. Участникам третьей – квартиры предоставляют по частично возмездным формам. В этом случае объем собственных средств граждан зависит прежде всего от срока ожидания в очереди. При этом возможно использование практически всех действующих городских программ. Участники первой группы могут получить жилье при расселении как бесплатно, так и по частично возмездным формам в соответствии с действующими городскими нормами.

Наиболее скромная поддержка будет оказана участникам четвертой группы. Им жилые помещения могут быть предоставлены по договорам купли-продажи, найма или обмена. Ведь это граждане, не состоящие на городском учете. А значит, они не только занимают внушительную площадь (сама по себе площадь для них не будет являться ограничением для постановки на учет), но еще являются ее собственниками (например, приехали из другого региона и купили комнату). Или имеют в собственности другую отдельную квартиру. То есть для них проживание в коммуналке – результат их собственной инициативы.

Тем не менее ради полного освобождения квартиры в рамках Соглашения им предоставляется возможность участвовать в расселении и тоже изменить свои жилищные условия. При этом город не вправе направить ресурсы из бюджета на решение проблем семей, не состоящих на учете. Поэтому таких граждан будут расселять, скорее всего, инвесторы.

– А вы не преувеличиваете возможную долю участия бизнеса в проекте? Ведь расселение коммуналок риелторами – дело не новое. Но наиболее привлекательные в коммерческом отношении квартиры были расселены еще в 1990-е. Остались «неликвиды» – помещения, расселение которых себя уже не окупает.

– Действительно, история расселения коммунальных квартир начинается не сегодня. Риелторы занимались этим по своей инициативе, до 2003 года действовала городская программа. И значительная доля квартир, в том числе привлекательных для инвестора, была расселена. По этой и ряду других причин темпы сокращения числа коммуналок замедлились. Сейчас необходим некий импульс, который запустит новый виток расселения. Так просто инвестор не пойдет в коммуналки, нужен дополнительный стимул. Этот стимул – организационное и финансовое участие города в расселении.

Бизнес открыт для диалога, предприниматели готовы участвовать в реализации этой программы.

– Если произойдет наплыв желающих расселиться, как будет выстраиваться очередь?

– Ежегодно по состоянию на 1 января департамент будет формировать очередность расселения. В программе представлен перечень из семи приоритетов. Первыми будут семьи, состоящие на жилищном учете, и имеющие более раннюю дату постановки на учет. А замыкает список приоритетов коэффициент расселения, определяемый как отношение площади, полученной городом в результате расселения, к затраченной на расселение.

Тысяча самых стойких

– Каковы планируемые сроки реализации программы?

– Мы подготовили два сценария развития событий: оптимистичный и реалистичный. По оптимистичному – конечный результат должен быть достигнут к исходу 2016-го. В этом случае предельный объем жилья, необходимый для достижения цели, составит 656 тыс. кв. метров за шесть лет. По более реалистичному сценарию задачу удастся решить до конца 2020-го, и на это потребуется до 745 тыс. кв. метров.

Под конечным результатом подразумевается расселение всех квартир коммунального заселения, в которых живут граждане, желающие улучшить свои жилищные условия. При этом мы отдаем себе отчет в том, что обнаружатся квартиры, обитатели которых попросту не проявят желания расселяться. Это их выбор.

Ожидаем, что по итогам реализации проекта в городе останется не более тысячи коммуналок, жильцы которых откажутся менять свой, пусть и не самый комфортный, жизненный уклад.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация