Юрий Чаркин: «Мошенник не дремлет»
Один из округов, где наиболее активно занялись работой по выявлению квартир, комнат, а то и их долей, оставшихся без хозяина – Центральный. Рассказывает заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики в ЦАО, руководитель рабочей группы по работе с выморочной площадью Юрий Чаркин.
– Сразу скажу: поправки в Гражданский кодекс РФ, а также последующее постановление правительства Москвы значительно облегчили нам работу с площадями, у которых нет хозяина. Речь идет о квартирах, комнатах, на которые до вступления в действие федерального документа не были выданы свидетельства о праве на наследство.
В нашем управлении была создана специальная группа по работе с такой собственностью. Ее задачи: выявление, наведение порядка в использовании жилищного фонда – согласно закону и, наконец, пресечение случаев мошенничества. Что касается первой задачи, то здесь берем сведения у целого ряда организаций: Федеральной миграционной служба, ЗАГСов, БТИ, Государственного реестра собственности на жилье, системы ГАС-выборы (которая, на наш взгляд, обладает наиболее полной и достоверной информацией о проживающих на территории людей), Нотариальной палаты и ряда других. Во все организации надо написать запросы, а потом, сравнив полученные данные, выявить именно ту площадь, которая нас интересует. Работа длительная, кропотливая, порой на проверку одного адреса уходит до полутора месяцев.
Вторая задача – распределение такой площади. Она предназначена очередникам округа, а также другим категориям граждан, которые определены законодательным порядком.
Труднее разобраться с мошенничеством, сокрытием такой площади. Речь идет о квартирах собственников. С нанимателями проблем нет. Муниципальная площадь контролируется тщательно, да она и не может переходить в наследство. Система информации отработана четко, в ней задействованы сразу несколько организаций: Федеральная миграционная служба, система ГАС выборы, ГУ ИСы и другие. Никаких задержек с поступлением данных нет. Районный жилотдел получает их. С собственниками сложнее, работа, по сути, только началась. Главным образом, мы ориентируемся на данные милиции, но это – источник не всегда надежный.
Какие действия могут предпринимать злоумышленники? Прежде всего, это фиктивные браки с немощными людьми. Случается даже так, что документ о регистрации датируется после смерти владельца площади, иными словами, «брак» заключается с уже умершим человеком. Сталкиваемся и с поддельными завещаниями (известен случай в одном из округов Москвы, когда в афере оказались замешаны и нотариусы, и судьи, в результате на сторону могло уйти около 200 квартир). Попадаются и фальшивые договора о передаче собственности: в документе значится одна фамилия, а в базе данных, где регистрируются права собственника, – другая. Этот подлог тоже совершается после смерти одинокого человека.
Казалось бы, сигналом о том, что квартира свободна, может быть длительная неуплата за ее содержание. Но не все так просто. Бывает, что платят регулярно, как бы за владельца, которого может уже не быть в живых. В связи с этим мы запросили из ГУ ИСов списки всех одиноко проживающих граждан и взяли эти адреса на контроль. Причем, не только собственников, но и нанимателей: ведь сегодня – наниматель, завтра – собственник. Когда поступают списки умерших, мы накладываем его на список одиноко проживающих людей и так определяем, свободна квартира или нет. Можно сказать, работаем на опережение: начинаем заниматься площадью еще до того, как ее занял посторонний человек. Кто это может быть? Самые разные категории граждан: техники, дворники, те же участковые…
С нетерпением ждем ввода информационной системы, касающейся высвобождающейся жилой площади. Она позволит получать сведения в автоматическом режиме. Тем не менее, даже после этого не снимем с себя такой задачи, как личное посещение освободившихся квартир: одно дело – юридические данные, другое – факт.