О собственниках, ветхом жилье и пожарах
Отвечает и. о. начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Западном округе Елена Рылатко. Елена Владимировна много лет проработала в управлении жилполитики Центрального округа.– В Центре до сих пор остались строения, которые начали отселяться еще при советской власти. Затем процесс приостановился, и оставшиеся жители так и зависли между небом и землей. В подъездах опасно – в пустых квартирах селится какой-то непонятный народ… Много ли таких домов осталось в Центральном округе, и какие у их жителей перспективы?
Василий Андреевич.
– Есть такое наследие давних времен. Лет пять назад у нас был список зданий, где проживало 1–5 семей. Но дело с мертвой точки сдвинулось: сейчас там таких домов не больше 15–17. Практически со всеми уже определились. Остались, в основном, совсем маленькие дома – на 6–7 квартир.
Дома эти ветхие, и живут в них, в основном, собственники, которые, по идее, сами должны производить капитальный ремонт или реконструкцию. Государство не вмешивается: они не аварийные, и повода их отселять нет. Но есть еще и полуотселенные дома с большим количеством свободной площади. Префектура старается быстрее их обследовать, решить их судьбу. Если выясняется, что дом не аварийный, что у него крепкий фундамент и стены, он в хорошем состоянии, то ремонтируются пустые квартиры и они заселяются очередниками, как, например, произошло в Орлово-Давыдовском переулке, 2.
Некоторые дома признаны аварийными. Бывает, что людям, выезжающим из дома в 4 000 кв. м, достаточно предоставить от 800 до 1 200 кв. метров. Представляете, сколько там было свободной площади? Такое здание выгодно даже реконструировать. Затратив всего около 1 000 кв. м, город получит большое количество комфортного жилья.
По закону, жителей аварийных домов Центрального округа можно селить в пределах Москвы. И если в 5-этажках уже доведен процент остающихся в округе жителей до 95, то в аварийных это 50 – максимум 60%. Со следующего года намечено добиться цифры в 95% для всех – и для аварийных домов в том числе. Насколько это удастся, посмотрим, потому что бывают случаи неотложного отселения.
Последний такой «аврал» был в декабре прошлого года. Произошел достаточно крупный пожар на Поварской, в районе Арбата, сгорел, слава богу, не весь дом, а только один подъезд, мы тогда за три дня людей обеспечили площадью. Второй пожар был весной в Старом Пименовском переулке, там выгорел стояк – 13 квартир. Но тут ситуация для людей более сложная. В основном выгорели квартиры собственников, а отселили мы только тех, кто застраховал свое жилье. Закон говорит, что собственник риск случайной гибели своего имущества несет сам. Они, конечно, нашли, где жить, но далеко не все могут найти деньги, чтоб отремонтировать свои полностью сгоревшие квартиры. В таких «пожарных» случаях, конечно, ни о каком Центральном округе речи быть не может, людей отселяют туда, где есть площадь из городского резерва.