Встретились на Святоозерской танкист, десантник и моряк
Ровно год назад наша газета сообщила, что 330 семей участников и инвалидов Великой Отечественной, жителей Юго-Восточного округа, получили квартиры от города к 60-летию Победы. Многие из них справили новоселье на Святоозерской улице в микрорайоне Кожухово. Как живется им сегодня на новом месте? Накануне 9 Мая корреспонденты «КР» побывали в гостях у ветеранов.
Здесь можно «аукаться»
Ольга Степановна и Николай Александрович Мельниковы ждали отдельную квартиру долго. Почти 13 лет прожили в коммуналке на 2-й Институтской улице в Рязанском районе. А вместе супруги уже 58 лет, встретились после войны в институте.
Николай родом с Кавказа. После десятилетки работал на строительстве оборонных сооружений под Грозным. В 1943 году его призвали в армию. Окончив пехотное и танковое училища, попал на фронт, командовал экипажем Т-34. Воевал на 1-м Белорусском и Прибалтийском фронтах. Победу гвардии старшина Мельников встретил в Германии. Награжден орденами Красной Звезды, Славы III степени, Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией» и многими другими.
В 1949-м Мельниковы, инженеры-теплоэнергетики, уехали из Москвы по распределению на Северный Кавказ. Там работали представители разных национальностей со всех уголков Союза. Николай Александрович возглавлял Восточный сетевой район Грозэнерго. Ольга Степановна трудилась на транспорте. Они отдали этой работе 40 лет – лучшие годы жизни. Но в начале 90-х, когда выплеснулись антирусские настроения, пришлось бросить все – трехкомнатную квартиру, дачу, гараж. И начинать с нуля в Москве, в коммунальной квартире… – Мы люди привычные, – вздыхает Ольга Степановна, – легкие на подъем. Жили по принципу: сказали – надо терпеть, будет лучше, мы ответили – есть.
Прежде сама она жила на Кропоткинской. Но архивы, к сожалению, не сохранились, пришлось ждать 10 лет, чтобы Николая Александровича как участника войны поставили на очередь.
Новая двухкомнатная квартира Мельниковым нравится – просторная, удобная, с лоджией. И район тихий, уютный, с бульварами.
– Поначалу после коммуналки было непривычно, – признается бывший танкист, – так много места, в комнатах мы «аукались». Теперь привыкли.
Ольга Степановна продолжает общественную работу – и в Кожухове, и в Рязанском районе, где из Совета ветеранов ее никак не отпускают. Николай Александрович прежде выступал в школах, сейчас он тяжело болен, инвалид I группы. У них двое сыновей, четверо внучат, одна правнучка. Не забывают – часто звонят, приезжают в гости.
Заезжай и живи
Сосед Мельниковых по дому – инвалид войны Геннадий Михайлович Арямов ждал квартиру два года, а беспокоиться о ней начал еще в 2001-м. Вместе с женой и семьей дочери они жили в Выхине на Самаркандском бульваре: «трешка» – 57 кв. метров на шестерых. А здесь, в Кожухове, 40 «квадратов» на одного.
– Квартира хорошая – спасибо Юрию Лужкову и префекту Владимиру Зотову, – делится ветеран. – Заезжай и живи!
Накануне войны Геннадий Арямов учился и работал в школе ФЗО. Когда немцы подошли вплотную к столице, их, 18-летних юношей, призвали в армию и направили по Муромской дороге на Арзамас и Йошкар-Олу.
– Было очень холодно, буханки замерзали и становились, как камень, – вспоминает фронтовик. – Мы их клали на рельсы под вагоны, чтобы раздавить. И все равно ломали о «железный» хлеб зубы…
В декабре 1941 года он уже воевал под Москвой – в районе Наро-Фоминска, Кубинки, Вереи. После ранения учился в школе связистов в Мытищах, затем попал на Западный фронт на реку Угру.
После второго ранения Геннадий Михайлович служил в десанте связи 173-й танковой бригады, воевавшей под Воронежем и Сталинградом. В составе 1-го Украинского фронта освобождал Старый и Новый Оскол, Белгород, Харьков, подошел к Киеву. Около Днепра наш десант из 60 человек накрыл немецкий самолет-разведчик. И началось… Кромешный ад, все смешалось под ураганным огнем танков и самолетов.
Арямов получил тяжелые ранения в голову, грудь и ногу, двое суток пролежал в поле с подсолнухами. Его едва не похоронили вместе с погибшими в братской могиле, но, поняв, что боец еще дышит, отправили в госпиталь. После этих ранений он в строй уже не вернулся, полгода восстанавливался в госпитале на Урале. Потеря памяти, слуха. Вторая группа инвалидности.
– Меня спасло только то, что я не пил и не курил, организм был молодой, крепкий, – убежден ветеран.
После войны Геннадий Арямов окончил автомобильный техникум. Работал на АЗЛК, на станции гарантийного обслуживания. Среди его многочисленных наград – ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы».
Фронтовые ранения беспокоят до сих пор. Несмотря на это, он работает в Совете ветеранов Кожухова, помогает другим ветеранам, чувствует в этом необходимость. Мечтает изложить историю своей жизни на бумаге – сохранить память для внуков и правнуков.
Один корабль, одна жена, один завод…
Супруги Шеваревы – Вероника Борисовна и Владимир Михайлович – переехали в Кожухово из Южнопортового района. Жили с сыном в малогабаритной «двушке», кухня – пять метров. Но это бы еще ничего, больше всего донимали беспрерывный шум и чад из окон. Когда в 60-х они получали квартиру с подселением в 3-м Крутицком переулке, никто не мог подумать, что именно здесь со временем будет пролегать оживленная магистраль. Трамваи, автобусы, машины… Окно открыть невозможно. Телевизор не слышно.
В Кожухове их поразила тишина и простор. А еще чистота и порядок около новостроек.
– Нам говорили, – рассказывают ветераны, – в новом районе полгода будете в сапогах ходить. Ничуть не бывало! Когда мы приехали смотреть квартиру, вокруг дома уже заасфальтировали дорожки, высадили кустарники и деревья, устроили детские площадки.
Новое жилье и район приглянулись. И они согласились на переезд сразу, не раздумывая. Ждать почти не пришлось, два – три месяца не в счет. Въехали и стали жить – отделка квартиры их вполне устроила.
…Когда грянула война, Владимиру Шевареву было 14. Он клеил противогазы на заводе имени Орджоникидзе, сбрасывал с крыш немецкие зажигалки. В 15 лет работал в военно-восстановительном батальоне под Москвой. В 1944-м, собрав еще троих таких же 16-летних сорванцов, пошел на фронт. Им хотелось быть непременно мичманами.
Ребят направили служить матросами в Ленинград, обучили за три месяца на радистов, а оттуда – в боевую часть. Прибалтика, Кенигсберг. Служба на боевых «охотниках» на Прибалтийском Краснознаменном флоте. Они несли дозор, высаживали десант… Владимир Михайлович гордится тем, что прослужил на флоте восемь лет. Закончил службу мичманом, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «Адмирал Ушаков», «За храбрость» и многими другими.
В 1951 году демобилизовался, 53 года проработал на заводе «Плутон». Это говорит о постоянстве.
– Один корабль, одна жена, один завод, – улыбается Владимир Шеварев.
С Вероникой Борисовной они вместе больше полувека. Познакомились на заводе во время спортивных соревнований. Ведь он мастер спорта по волейболу, перворазрядник по лыжам. И сегодня, несмотря на годы и занятость, к каждой зиме готовит лыжи.
Владимир Михайлович 15 лет возглавлял первичную организацию ветеранов в Южнопортовом районе. И в Кожухове стал председателем Совета ветеранов 4-го микрорайона. Без общественной работы себя не мыслит. Постоянно беспокоится о своих ветеранах: одних нужно отправить на лечение в госпиталь, других – на отдых в санаторий. К празднику выделили подарки, их надо раздать и разнести тем, кто не выходит из дома. Впереди много встреч. А еще надо устроить музей боевой славы в школе.
Новая квартира – это всегда новый виток жизни. Недаром слова «жизнь» и «жилье», «жилище» имеют один корень. Ветераны на Святоозерской это помнят.