Юрий Марков: «Моя любимая категория – молодые очередники»
В Северо-Западном округе любят экспериментировать в самых разных сферах, в том числе — жилищной. Вспомним, именно здесь родился первый в Москве молодежный жилищно-строительный кооператив, теперь испытывается социальная ипотека. Не страшна жителям и очередь на приватизацию квартиры. Управление жилищной политики и жилищного фонда в СЗАО первым сделало шаг навстречу – откомандировало своих служащих в городскую регистрационную службу. И сейчас дополнительные руки помогают быстрее оформлять документы.Правда, пока еще слабо рассасывается другая очередь – на улучшение жилищных условий, в которой сегодня стоят около 15 тысяч семей. Ведь многие москвичи по привычке ждут бесплатного жилья. Но и в этом направлении есть движение: в округе активно предлагают более быстрые способы решения квартирного вопроса. В этом выпуске мы рассказываем о том, как выполняются жилищные программы на Северо-Западе столицы.
На вопросы «КР» отвечает начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-Западном округе Юрий Марков.
– Юрий Александрович, в этом году впервые число очередников стало снижаться. До 2005-го всегда на учет становилось больше семей, чем выделялось квартир. Сегодня показатель изменился: 803 семьи снято с учета, а 723 поставлено. С чем это связано?
– Тенденция лишь наметилась, но я для себя сделал два вывода. Во-первых, активизировалась служба «одного окна». Казалось бы, желающих подать документы должно стать больше, ведь теперь не нужно самому собирать документы. Однако это не так. Сейчас в этой службе жители максимально удалены от чиновника, то есть перестал играть решающую роль человеческий фактор. С бумагой проще: подтверждено документально, что человек нуждается в жилье, – поставим на учет. Нет, значит, нет. И никаких слез, и «войдите в мое положение». Во-вторых, с 1 марта 2005 года люди, вставая на учет, обязаны сообщать о том, являются ли они малоимущими. Тем более, мы и предупреждаем, что ставим пока условно. Проверим, есть ли у очередника возможность накопить средства на приобретение квартиры, если да, то и с учета его снимем. Это сыграло свою роль: жители не бегут сломя голову становиться на очередь, а уже трезво оценивают свое материальное положение.
– С какими проблемами в обеспечении плановых очередников чаще сталкиваетесь?
– Многие очередники имеют двойную постановку: городскую и ведомственную (по месту работы). И если предприятие, выполняя обязательства перед своим очередником, предоставляет ему жилье, то мы снимаем его с городского учета. Поэтому наша основная задача – как можно больше добыть площади «за выбытием». Ее мы передаем бюджетным организациям для решения квартирного вопроса их сотрудников. Но эту площадь с каждым годом добывать все труднее. Если в 2000 году таких квартир было 208, в 2002-м – 270, то в 2004-м всего 165, а в этом году пока 109. Связано это с тем, что москвичи активно приватизируют свои квартиры, поэтому в оборот они уже не идут, становятся частной собственностью. И вторая проблема. Народ умудряется безо всяких разрешительных документов делать перепланировку. Когда очередник уезжает в новостройку, нам остается квартира с несанкционированным переустройством. Заставить бывшего хозяина что-то исправить очень сложно. Хотя мы стараемся заложить в распоряжение префекта обязательство для очередника: сделать в квартире косметический ремонт или ликвидировать перепланировку. Но не всегда это получается. Если человек докажет, что у него нет на это средств, придется обращаться в ДЕЗ. А тогда ремонт затянется надолго. Поэтому на такое жилье уходит много времени: надо его провести через межведомственную комиссию, узаконить все переделки или привести в первоначальный вид. Именно поэтому мы боремся за каждую комнату и квартиру. При префекте создана комиссия по контролю за поступлением площади «за выбытием» и ее реализацией. Все службы окружного значения регулярно собираются на заседания и обсуждают различные вопросы: где эта площадь, почему длительный ремонт, почему она долго не поступает на реализацию, не находится ли она в самозахвате. И благодаря работе этой комиссии объем площади «за выбытием» в округе, уверен, увеличится.
– Вы сейчас пропагандируете решение жилищных проблем очередника с помощью вложения его собственных средств…
– Да, это всем известные программы: субсидия, купля-продажа с рассрочкой платежа, социальная ипотека и «Молодой семье – доступное жилье». В нашем округе большим спросом пользуется именно субсидия. Тем более, люди начали понимать, что можно покупать новостройки не только в Москве. Ведь решив приобрести квартиру в ближайшем Подмосковье, очередник многократно выигрывает. Во-первых, требуется меньше вложить собственных средств (там квадратный метр стоит дешевле). Во-вторых, у человека появляется больший выбор именно из-за относительной дешевизны жилья. Если в столице ему в лучшем случае светит, скажем, «двушка», то в области он сможет подобрать себе комфортную трехкомнатную квартиру. Хорошо у нас идет и программа для молодых семей. Я особенно люблю эту категорию очередников: они мобильные, дисциплинированные, стараются заработать деньги на квартиру. Именно поэтому с ними работать приятно, хотя и трудно.
– В чем трудность?
– В том, что всякими правдами и неправдами они все-таки пытаются ускорить решение своего вопроса. Иногда приносят такие ходатайства, что диву даешься, откуда только их берут?
– Например?
– От руководителей города есть, от патриарха… Если решат для себя, что необходимо ходатайство от папы Римского, то скорее всего, они и его принесут.
– Юрий Александрович, в Интернете есть какой-то список якобы необходимых документов, которым обмениваются молодые очередники…
– С очередниками постоянно встречаюсь, они приходят ко мне на прием. Так вот, общаясь с молодыми семьями, я узнаю разные интересные вещи. Спрашиваю одну семью: «Вы же недавно приносили мне ходатайство. Зачем несете еще одно?». А они отвечают: «В Интернете написано, что к Маркову на прием нужно принести как минимум три ходатайства, и после этого произойдет ускорение». Но, конечно же, дело не в этом. Просто обеспечение по молодежной программе идет очень быстро – 300 семей в год.
– Сколько еще осталось коммуналок и общежитий?
– Квартир коммунального заселения в нашем округе немного – около четырех тысяч. Большинство из них находится в районах Хорошево-Мневники, Северное и Южное Тушино, Щукино. И как раз в этих районах сейчас планируется массовое переселение из ветхих и аварийных пятиэтажек. Думаю, через полтора – два года мы решим эту проблему. То же самое происходит и с общежитиями. В 1994 году их было 108, в 2002-м – 42, сейчас осталось 24. Из них восемь проблемных.
– Что это значит?
– Это общежития ведомств-банкротов, которые не помогут городу в их ликвидации. Как это можно сделать? Опять же с привлечением собственных средств. Я буду встречаться с семьями-очередниками из этих общежитий и предлагать им способы решения проблемы.
– А что с экспериментом по социальной ипотеке?
– Видимо, перестарались с агитацией: к нам сейчас выстраиваются очереди из желающих участвовать в этой программе. Эксперимент идет в полную силу. Площадь в жилищном фонде округа есть: 60 квартир. Мы оформили уже девять распоряжений префекта, а на подходе еще четырнадцать. Это значит, что семьи прошли собеседование, получили добро от банка, посмотрели площадь и дали свое согласие. И сейчас у них идет чисто оформительская работа. Еще 110 семей проходят собеседование в банке.