Карелины с Привольной
Жулебино стало для Юрия Карелина родным, хотя родился и вырос он в Отрадном. Но там инвалид с седьмого этажа стандартной девятиэтажки практически не мог выбираться на улицу. Посмотрев одну из передач «Лицом к городу», он решил обратиться к властям и депутатам.Депутат Госдумы от Медведковского округа Георгий Боос и общество инвалидов помогли обменять «двушку» в Отрадном на двухкомнатную квартиру в одном из четырех малоэтажных домов на улице Привольной. Здесь 10 квартир на первом этаже оборудованы для людей с ограниченными возможностями – сделаны пандусы, подъемники в подъезде.
Сюда привез жену Лену, тоже передвигающуюся на коляске. С ней он познакомился в санатории, когда получил жилье, сделавшее его свободным человеком. Так что во многом благодаря этой квартире появилась его семья, здесь родилась дочка Даша, здоровый, очень подвижный ребенок…
В Юго-Восточном округе сегодня проживают 109 тысяч инвалидов. С 2001 по 2003 год по городской программе адаптации пандусами были оборудованы 134 здания социального назначения, хотя нужно 596. Приспособлены 380 наземных переходов из 510. Однако лестничные сходы с пандусами есть лишь в 12 подземных переходах, еще 17 имеют так называемые колясочные спуски, которыми инвалиды могут пользоваться только с помощью сопровождающих. На транспортных маршрутах округа появились три десятка низкопольных автобусов, предназначенных для входа пассажиров с ограниченными возможностями.
Не так давно городские власти приняли программу уже на 2004–2006 годы, основное внимание в ней уделено созданию в столице безбарьерной среды для людей на инвалидных колясках. Окружные власти на заседании коллегии префектуры рассмотрели программу в ЮВАО, пригласив к обсуждению и представителей организаций инвалидов.
На коляске – на 22-й этаж?
Как заметила председатель общества инвалидов округа Надежда Тепурджиди, главное для человека с ограниченными возможностями – выйти из дома. На улице уже легче, там люди помогут войти в автобус или перейти дорогу. К сожалению, старые дома и квартиры практически не приспособлены для инвалидов, а именно там они в основном и живут. Районные власти – управы и дирекции – занимаются приспособлением квартир: расширяют дверные проемы, занижают пороги, выключатели, устанавливают специальные поручни в ванных и туалетах. Но лестничные пролеты настолько узкие, что приспособить их для инвалидов невозможно. Даже если человек живет на первом этаже, ему без посторонней помощи не преодолеть коварные семь ступенек в подъезде, отделяющие его от выхода на улицу.
В создании комфортного жилья для инвалидов город идет по пути строительства специально приспособленных квартир, что дорого и в общем-то неверно, считает один из руководителей региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Михаил Новиков. Это стереотип, что инвалиду надо жить только на первом этаже. Если вход в подъезд, лифт, холлы и коридоры, сами квартиры будут доступны для инвалидной коляски, он может жить хоть на 22-м этаже. Все новые дома надо изначально делать архитектурно доступными для людей с ограниченными возможностями, пересмотрев существующие строительные нормы. То же касается и строящихся учреждений, школ, магазинов.
Минимум затрат, максимум уважения
«Низкопольных автобусов в городе и округе катастрофически мало, да и тормозят они, как правило, метрах в двух-трех от остановки. Так что для инвалида все равно, есть они или нет», – говорит Михаил Новиков.
По закону на каждой парковке должны быть места для инвалидов, специально оборудованные, обозначенные и максимально удобные для въезда и выезда. В ЮВАО такую разметку имеют лишь 25 парковок. А в Выхине, Текстильщиках, Рязанском, Некрасовке, Марьине эта работа практически не проводится. Между тем больших вложений не требуется, нужно только уважать людей с ограниченными возможностями и неукоснительно исполнять закон. Недавно проводили ремонт Новочеркасского бульвара в Марьине, и нигде ни на одном пешеходном переходе не занизили бордюрный камень.
Очень важно не только адаптировать городскую среду для инвалидов, но и информировать их об этом, чтобы они знали, в какую поликлинику, библиотеку или парикмахерскую ехать.
И еще проблема. Зачастую пандусами нельзя пользоваться, потому что они неверно выполнены технически. Те швеллера, которыми оборудуются входы в учреждения, никак нельзя назвать полноценными пандусами. Они предназначены в лучшем случае для детских колясок, но не инвалидных. Предусматривать пандусы необходимо уже на стадии проектирования, надо повышать уровень грамотности проектировщиков и членов приемных комиссий, а значит, теснее сотрудничать властям и общественным организациям инвалидов, у которых есть вся техническая документация, и они готовы ею поделиться. «Наш девиз, – сказал Михаил Леонтьевич, – ничего не надо делать для нас без нашего участия».
Даешь пилотный проект!
Создание удобной городской среды недешево, поэтому прежде чем определить первоочередные учреждения или магазины, которые должны быть доступны людям с ограниченными возможностями, надо провести их анализ, инвентаризацию и паспортизацию вместе с объединениями инвалидов и под руководством органов социальной защиты.
По итогам обсуждения на коллегии заместитель префекта Михаил Рыбальченко предложил определить район, где в 2005 году будет реализован пилотный проект по созданию безбарьерной среды. Михаил Новиков поддержал это предложение, а глава управы Марьино Николай Лобанов предложил свой район в качестве экспериментальной площадки. Кстати, по предложению Департамента социальной защиты города разработана единая для всех округов столицы методика инвентаризации и паспортизации.
Сколько ждать обещанного?
Какой срок займет создание безбарьерной среды и во что оно выльется? Как считает префект ЮВАО Владимир Зотов, работы надо планировать при капитальном ремонте, бюджет которого вполне позволит это сделать. И вообще, средства на адаптацию городской инфрастуктуры необходимо предусматривать в планах социально-экономического развития округа и районов отдельной строкой, что и будет сделано уже в 2005 году.
В 2004–2006 годах на юго-востоке Москвы планируется оборудовать входные группы примерно 22% общественных зданий. Районы израсходуют на эти цели 8 млн. рублей. В авангарде – Южнопортовый, Лефортово и Марьино. В каждом районе будет создана своя реальная программа. По мнению Владимира Зотова, растягивать ее не стоит, необходимо искать внутренние резервы и решать вопросы как можно быстрее.
А дочка растет…
Карелиным нравится в Жулебине, они благодарны руководству города, что есть такое жилье. Квартира действительно просторная, удобная – общая площадь 82 кв. м. В ней ничего не пришлось переделывать. Что же касается двора и улиц, здесь Елена выдержала не одну битву с ДЕЗом и районными властями. Она не раз была на приеме у главы управы района, в дирекции, встречая и непонимание, и ссылки на отсутствие средств, говорила, как надо делать эту самую безбарьерную среду, предоставляла документы с техническими параметрами, объясняла, что такое пандус или снятие бровки.
«Обидно, когда бюджетные средства расходуются впустую, – говорит она. – Мы несколько лет добивались, чтобы при входе в подъезд, во дворе, в магазинах, на улицах были нормальные пандусы – там, где нужно, и такие, какие нужно. А то сделают, а на следующий год переделывают, сколько бы можно было на эти деньги сделать пандусов по разным адресам».
Неприятие и непонимание Карелины встречают частенько. Обратились в органы социальной защиты за материальной помощью на приобретение зимней одежды. Сотрудники сделали «круглые глаза» – зачем инвалидам зимняя одежда? Обидно и досадно. Но они не отчаиваются. Многое в районе изменилось в лучшую сторону благодаря Карелиным. Есть магазины с нормальным въездом, есть маршруты, по которым можно гулять с дочкой. Каждый день Лена провожает и встречает ее из садика, ездит в магазины, сберкассу. Ей хочется, чтобы было больше маршрутов для прогулок, чтобы инвалиды могли беспрепятственно добраться до созданных специально для них реабилитационных центров. Хочется сходить с девочкой в цирк, театр. А как это сделать? Ведь по большому счету столица пока не приспособлена для людей на колясках.
Кроме семьи Карелиных, в квартире на Привольной улице живут еще мама Юрия, инвалид II группы, и брат. И если раньше, до рождения дочки, места хватало, сейчас двоим инвалидам-колясочникам с маленьким ребенком в одной комнате тесно. Если кто-то заболевает, нездоровится всей семье. Они стоят на очереди на улучшение жилищных условий с 2001 года, но пока никакого движения, а дочка растет, скоро в школу.
Карелиным хотелось бы жить отдельно своей семьей. Они стараются быть предельно самостоятельными. На одну пенсию прожить сложно. Юрий занимается росписью пасхальных яиц, продает их на Измайловском вернисаже, водит машину – хорошо, соседи пошли навстречу, не возражают против того, что он ставит своего железного коня прямо у подъезда.
Карелины молоды, красивы, готовы жить, не обременяя никого, зарабатывая своим трудом, и уверены, что общество все же повернется лицом к проблемам людей с ограниченными возможностями.