Верность нынче в моде
Случайно стал свидетелем разговора в одной из юридических консультаций Западного административного округа. Пришла страшно расстроенная женщина. Одна рука до локтя перевязана. Беда! Некоторое время назад прорвало полотенцесушитель (дом старый), и горячая вода хлынула в комнаты. Обварилась (к счастью, не сильно).
Да если бы только это! Еще и квартира пострадала: вздыбился паркет, отошли обои, залило низ холодильника, и тот перестал работать. Но и это еще не все. Горячая вода проникла на нижние этажи, и теперь двое соседей подают на женщину в суд.
Понятно, почему оказалась у юристов – не хочет платить. Она не виновата, все претензии к дирекции, которая плохо обслуживает здание. А с той много ли возьмешь? «У вас по плану капремонт через два года, сейчас денег нет». Ситуация знакомая, и исход разговора ясен. Ничего не добьется.
Но вдруг услышал слово: «страховая компания», и тогда стал прислушиваться внимательнее. Если квартира застрахованная – правда на ее стороне. Выиграет дело! Ведь прорыв коммуникаций входит в риски. Только почему она сразу после аварии не обратилась в компанию? И зачем ей юристы? Страховщики всё бы решили сами.
И снова ошибся. Не о том шла речь. Во всяком случае не о страховании жилья. Женщина произнесла: «Плачу каждый месяц по 500 рублей…» И тут я перестал что-либо понимать. Какие 500? Квартира, как я понял, у нее небольшая, значит, должна платить 50, ну, на худой конец, 70 рублей. Но не полтысячи же! Кто это берет у нее такую сумму, а потом отказывает в помощи? Не иначе как коммерческая фирма, у которой тарифы большие, а надежность маленькая: когда надо отвечать за свои обещания – она в кусты.
И опять неверно! Чем дальше шел рассказ, тем удивительнее он был. Оказывается, женщина застраховала не квартиру, а вещи, причем сделала это… еще в тогдашнем Госстрахе! И знаете когда? 30 лет назад! Тогда, кстати, и было только 3–4 вида страхования, квартиры среди них не числились, потому как недвижимость нам в собственность не давали. Сгорела бы – не дай бог, конечно, – тут же дали бы новую. Но женщина застраховала тогда имущество, как делали многие. С тех пор – что и есть самое удивительное – платит.
Как это произошло? Очень просто. Распавшаяся государственная структура передала в свое время списки коммерческим организациям. А те предложили людям продолжить отношения уже с ними. Некоторые, понятно, отказались от услуг, другие – коли есть возможность – как бы по инерции согласились. Среди них оказалась и эта женщина. Но, видимо, не во всем разобралась. В прежнем договоре числились только такие риски, как воровство и пожар. Прорыв инженерных систем не упоминался вовсе, не знаю уж почему. Не потому ли, что аварии коммуникаций в домах – примета скорее нашего времени?
В общем, сразу стало ясно: ничего от страховой компании не добьется. В договоре не упомянут залив – почему за него должны платить?
Явившись невольным свидетелем разговора, я вдруг задумался вообще о нашем страховом рынке. В развитых странах – бесконечное число разных видов страхования. Можно застраховаться от укуса пчелы, плохой погоды в отпуске, просто рассеянности. Знаю случай, когда беспечный покупатель опрокинул на себя стеллаж с хрустальными рюмочками. И что же? Зная свою неуклюжесть, он заблаговременно и обзавелся страховым полисом.
В общем, предусмотрены все мыслимые и немыслимые риски. Конечно, постепенно будет развиваться страховой рынок и у нас. Коммерческие компании и сейчас предлагают широкий список рисков, но, конечно, он не так велик, как за рубежом. Хотя стоит у них страховка гораздо больше городской. Но я сейчас не об этом. Все-таки плохие мы еще предприниматели. Какой упускается рекламный ход! Какая была возможность для компании поднять свой имидж! Возьми и возмести женщине (а также ее соседям) все траты и на ремонт, и за испорченные вещи, а потом протруби по всем СМИ: «Мы платим за верность!» Любая западная компания так бы и сделала: редкий случай показать, как ценят своих старых клиентов. Лучшая приманка для новых. И не воспользоваться этим даже сейчас, когда сложная финансовая ситуация приведет к сокращению расходов на предметы роскоши, заставит людей приобретать товары лишь первой необходимости? А что может быть важнее безопасности жилища?
«Здесь и сейчас» – знакомый лозунг нашего бизнеса. Побольше взять, поменьше дать. Завтрашний день, стратегия развития – все это беспокоит меньше.
Ничего не оставалось, как посочувствовать женщине. Плакали ее денежки.