Хорошо, что не стало хуже
По традиции смена года – время подведения итогов. Не является исключением и сфера жилищного строительства. Непрерывной чередой идут совещания, круглые столы, парламентские слушания, встречи с прессой. Большинство экспертов говорят примерно об одном и том же, расхождения если и есть, то они по большей части касаются трактовки результатов. При этом разброс оценок простирается от весьма бодрых до провальных. А общий лейтмотив таков, что могло быть и хуже.
Упущенного не наверстать
Вне всякого сомнения, основной итог года состоит в объеме введенного в строй нового жилья. Росстат еще не привел точных результатов, обычно он публикует свои данные в конце января, но практически все специалисты едины во мнении и называют цифры на уровне 60 млн кв. м или чуть ниже. Другое дело, как этот результат воспринимать, какую ему дать оценку.
Так, в рекомендациях парламентских слушаний на тему «О состоянии жилищного строительства…» констатируется, что «в соответствии с утвержденными показателями ожидаемый ввод жилья в 2010 году должен составить 60 млн кв. м». Эта слегка округлая фраза, из которой, вообще говоря, неясно – идет ли речь об ожидаемом вводе или утвержденном плановыми показателями, воспринимается тем не менее так, что есть некий план, и он выполняется. То есть все очень даже неплохо.
Министр регионального развития Виктор Басаргин на заседании Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» был несколько более конкретен и напомнил, что «в 2010 году планировалось ввести в эксплуатацию 60 млн кв. м жилья, в том числе половину из них – малоэтажного». Однако по его сведениям на 1 декабря имелось как некоторое отставание от плана, так и снижение ввода примерно на 5% от уровня предыдущего года. Если учесть, что месяцем раньше Росстат отмечал примерно такое же отставание от графика 2009 года, то можно ожидать, что и по итогам года статистика зафиксирует цифры чуть хуже прошлогодних. В любом случае уровень 2008 года в 64,1 млн кв. м восстановлен не будет.
А вот заместитель министра регионального развития Константин Королевский более оптимистичен. В декабре на парламентских слушаниях по итогам года он заявил, что «объемы ввода жилья будут у нас на уровне прошлого года» и расценил это как большую удачу. Как пояснил чиновник: «Еще в середине года меня почти все убеждали, что это практически невозможно, и объемы будут процентов на тридцать меньше. Нет, не вышло. Сейчас подтверждают 59 млн кв. м. Это ровно столько же, сколько в прошлом году. Я допускаю отклонение плюс-минус 5%, но радует то, что темп сохранен. Это действительно тяжело было сделать».
Тем не менее итоговая позиция Минрегион-развития в целом более критична и сводится к тому, что стакан скорее наполовину пуст. Сразу после новогодних каникул министерство опубликовало Доклад о ситуации в экономике субъектов РФ в январе-ноябре 2010 года, где в итоговом резюме подчеркнуло, что «отмечались и негативные тенденции в социально-экономическом развитии, в частности по-прежнему снижаются объемы жилищного строительства…».
Но наиболее откровенным был президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, когда на Всероссийской строительной ассамблее напомнил: «В соответствии с ранее действующей редакцией ФКЦП «Жилище» в 2010-м году мы должны были построить 80 млн кв. м. В связи с кризисом контрольные цифры программы скорректированы в сторону снижения до нынешних 60, которые в итоге, мы думаем, будут достигнуты. Таким образом, произошло выпадение порядка 20 млн кв. м жилья, которое не было построено, и это придется наверстывать в будущем».
Тихие похороны
Что касается дежурной фразы Николая Кошмана о «наверстывании» в будущем, то наверстать уже не получится, потому что некогда, потому что упущенного времени вернуть невозможно. Дело в том, что упомянутая им Федеральная целевая программа «Жилище» была рассчитана на 2002–2010 годы и тихо скончалась вместе с ушедшим годом. Событие это, безусловно, значимое, но прошло оно совершенно незамеченным, никакого публичного обсуждения, подведения итогов или извлечения уроков не состоялось. Как будто программы и не было, хотя в свое время разворачивалась она с помпой и пропагандистского шума вокруг нее было немало.
Нынешняя скромность прощания с программой понятна. Дело в том, что ее стержнем, основным показателем был рост объемов вводимого жилья. По программе в 2010 году в России должно было бы быть построено 80 млн кв. м жилья. Кстати, рубеж символический, столько строилось в дореформенной РСФСР. На деле не вытягиваем даже 60 млн кв. м, что на четверть ниже плана. Правда, когда стало окончательно ясно, что программа не будет выполнена, ее подкорректировали и подогнали под объективную реальность, но это слабо утешает. Если называть вещи своими именами, то это откровенная неудача или что-то близкое к тому. Ссылками на кризис, как это сейчас принято делать, ее объяснить или оправдать нельзя (почему, скажу позже). Пройдет некоторое время, и программа, возможно, пополнит грустный перечень черного юмора о том, что через «20 лет мы будем жить при коммунизме», «через 10 лет каждая семья будет иметь отдельную квартиру»…
Между прочим, все сказанное в отношении программы «Жилище» в полной мере можно отнести и к национальному проекту доступного жилья. Дело в том, что нацпроект – это формально не документ, это идея, знамя, символ. Формальным же выражением начального этапа нацпроекта была в свое время объявлена программа «Жилище». Возможно, именно неудачным ее завершением можно объяснить, что декабрьское заседание Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» прошло при закрытых дверях.
Тем не менее жизнь продолжается. И в конце минувшего ноября была утверждена следующая программа «Жилище» на 2011–2015 годы. Правда, скоро пройдет уже два месяца, а оригинальный текст документа так и не опубликован. Как будто на нем стоит гриф «секретно». А ведь обычно такого рода решения несут на себе определенную пропагандистскую нагрузку и к их освещению широко привлекаются средства массовой информации. А тут не только нет пресс-конференции, презентации или чего-либо похожего – программа элементарно не выложена на сайте министерства (по крайней мере, на момент написания материала). Одно из объяснений также может быть связано с нежеланием напоминать новой программой о неудачной реализации прежней.
Несмотря на завесу секретности, ключевые показатели все же обнародованы. К 2016 году объем ввода жилья предполагается повысить до 100 млн кв. м, а в 2020 довести его до 140 млн кв. м, или по 1 м в год на человека. И вот тут вновь приходится вернуться к ссылкам на кризис, оправдывающим вынужденную коррекцию прежней программы.
Ссылки эти чисто по-человечески понятны и в какой-то мере оправданны. Ведь если бы не кризис (пришедший извне!), то мировые цены на нефть не рухнули, высокий платежеспособный спрос продолжил бы стимулировать жилищное строительство, и, глядишь, заветный рубеж в 80 млн кв. м был бы взят. Ведь еще в 2007 году решение этой задачи казалось вполне реальным, в Совете Федерации довелось тогда слышать прогнозы даже досрочного выполнения программы. Но, с другой стороны, разве это первый кризис в мировой истории? Разве не известно, что они повторяются с завидной периодичностью, близкой к 10 годам? И разве не следует вести планирование, в том числе долгосрочное, исходя не из тепличных условий, а суровых реальных? Если поступать иначе, то какой смысл в планировании?
Наконец, если согласиться со ссылками на кризис, то уже сейчас с высокой степенью уверенности можно говорить о том, что следующая программа «Жилище» будет выполнена и не выполнена одновременно. Не выполнена она будет потому, что по имеющемуся опыту в течение очередного десятилетия обязательно разразится если не масштабный кризис, то уж мировые экономические трудности появятся точно, и они самым негативным образом отразятся на российской экономике в целом и строительной отрасли в частности. А выполнена, потому что посредством корректировки план будет подогнан под реальные объемы строительства. С таким подходом долгосрочное планирование приобретает значение только как временный пиар-фактор.
Тактические успехи
К числу локальных достижений минувшего года без всяких оговорок можно отнести устранение последствий массовых пожаров и существенное продвижение в обеспечении жильем ветеранов войны и уволенных в запас военнослужащих. Что касается погорельцев, то фактически за 60 суток для них было построено 140 тыс. кв. м жилья в 80 населенных пунктах на территории 15 субъектов РФ. Это чуть больше 2 200 жилых домов. По этому поводу Константин Королевский сказал: «Это было реальное испытание, из которого строители вышли с честью. Сейчас все дома заселены, находятся в активной фазе эксплуатации. Помимо жилых домов созданы целые комплексы, которые обеспечивают нормальную жизнь: объекты социальной инфраструктуры, более 200 км автомобильных дорог, около сотни километров газопроводов, газифицировано порядка 20 населенных пунктов практически с чистого листа. Понятно, что это удалось сделать за счет хорошей координации действий и за счет того, что все прониклись важностью дела».
Надо признать, что это действительно хороший показатель, достигнутый в самые сжатые сроки, причем действовать приходилось в условиях внезапности. Однако и преувеличивать этого достижения не следует, поскольку в общем объеме строительства оно занимает пару десятых долей процента. Дело крайне важное, но по государственным масштабам все-таки довольно скромное.
Существенно больше усилий прилагалось для решения проблем ветеранов войны. В общественном сознании сохраняется уважение к подвигу этих людей. В минувшем году были обеспечены жильем все 28 494 ветерана, вставших на учет до 1 марта 2005 года. На эти цели было направлено 49,1 млрд рублей. После того как было принято решение об обеспечении всех ветеранов, бюджет выделил еще 102 млрд руб., в результате жилье уже получили более 45 тысяч ветеранов, вставших на очередь после 1 марта 2005 года, а до конца наступившего года задача будет решена полностью. Существенно в минувшем году продвинулась и очередь для военнослужащих, уволенных в запас. Это позволило Госдуме принять закон, по которому все они должны быть обеспечены жильем уже в этом году.
Доступнее жилье не стало
Подводя итоги года, портал по недвижимости «Мир квартир» констатирует, что за последний год жилье доступнее не стало: к заданному руководством страны ориентиру в 30 000 рублей стоимость 1 кв. м недвижимости так и не приблизилась. Ярко выраженного ценового тренда в целом по стране не наблюдалось, максимальный рост составил 14%, что чуть превысило уровень инфляции. В итоге лишь 3% квартир на вторичном рынке 150 российских городов можно было купить по цене 1 млн рублей. Это соответствует стоимости однокомнатной квартиры площадью 33 кв. м при заданной государством цене 30 000 руб. за квадрат. Иными словами, цена в 30 000 рублей ближе к мифу, чем к реальности.
В конце минувшего года внимание многих средств массовой информации привлекло исследование компании EVANS, проанализировавшей рынки жилой недвижимости разных стран мира. В списке 40 обследованных стран Россия заняла 35-е место по уровню доступности жилья для граждан. В качестве основного критерия использовалось соотношение стоимости недвижимости к доходам населения, которое выражалось в количестве лет, необходимых для приобретения собственного жилья. Россиянину, по подсчетам компании, нужно копить 20 лет, чтобы купить недвижимость в своей стране (средняя цена жилья 2,6 млн рублей, а средний годовой доход семьи – 126 000 рублей). Москвичи находятся в еще более худшей ситуации, им придется откладывать зарплату 26 лет (средняя цена квартиры в столице 12,4 млн рублей, а годовой доход – 475 000 руб.). Со своей стороны обратим внимание, что, по официальным данным, средний доход семьи и по стране и в столице раза в два выше, а время накопления, соответственно, в два раза меньше. Возможно, что компания учитывала минимально необходимые расходы на текущее проживание. Тем не менее как бы там ни считали, но считали одинаково, и в сравнительном отношении Россия оказалась в конце списка.
Надо сказать, что последнее время появились признаки того, что во властных структурах осознают неблагополучие в жилищной сфере. В конце минувшего года по разным направлениям был заявлен ряд инициатив по изменению подходов к решению жилищной проблемы. Но это тема уже другого разговора.