В Генплане отражены приоритеты города
Около двух месяцев действует принятый Мосгордумой Генеральный план развития Москвы до 2025 года. Но оппоненты продолжают высказывать беспокойство, как отразится выполнение задач, намеченных на ближайшие годы, на облике столицы. Насколько такие тревоги обоснованы? Ответить на эти вопросы мы попросили депутата городской Думы, председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова.
– Никогда ничего революционного, «несущего смерть и разрушение», Генплан города Москвы не содержал и не содержит. Это весьма консервативный документ, который учитывает, с одной стороны, необходимость строительства новых дорог, жилья, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, создания новых рабочих мест, а с другой – сохранение историко-культурных объектов и городской среды, зеленых массивов, парков, скверов.
Новый Генплан внешне похож на своего советского предшественника. В нем так же отражены приоритеты города в жилищном строительстве, экологии, транспорте, образовании, медицине и многое другое. Разумеется, он так же содержит карты и планы. Но в отличие от первой редакции Генплана 1999 года, который назывался «Генпланом возможностей», обновленный вариант называется «Генпланом необходимостей». Огромное внимание уделено развитию социальной и транспортной инфраструктуры, созданию новой стратегии развития города как единого целого, а не только его перспективных частей.
Специалисты считают, что в новом Генплане реализован классический подход к проблемам мегаполиса: вывод промышленных предприятий за пределы города, жесткие экологические требования, обеспечение комфортного проживания в городе, сохранение исторического наследия.
Новые зоны активности
– В каких районах столицы будет строиться жилье?
– Строительство жилья будет также приоритетом. На каждого москвича должно приходиться как минимум 25 кв. м жилья и столько же зеленых насаждений. Предполагается уплотнение застройки в новой зоне активности – на территории между Третьим и Четвертым транспортными кольцами, где сейчас расположено большинство выводящихся из города промышленных предприятий, и на окраинах. Там же будут созданы новые центры трудовой занятости населения, чтобы разгрузить исторический центр города. Система новых городских центров будет связана между собой и периферией скоростными магистралями.
Территория между Четвертым кольцом и МКАД считается лесопарковым защитным поясом столицы, поэтому там строительство ограничено. Социальное жилье будет строиться главным образом за МКАД. В центре плотность останется прежней. Будет развиваться социальная инфраструктура – магазины, детские сады, больницы, спортивные объекты.
– Город задыхается от пробок…
– В основном проблема будет решаться за счет развития городского транспорта – метро и скоростного трамвая. Главный акцент сделан на создание транспортно-пересадочных узлов. 70% перевозок сейчас приходится на метро. К 2025 году должны построить еще 440 км линий метрополитена. Планируется расширение и реконструкция всех железных дорог в черте города.
Намечено строительство новых дорог и скоростных магистралей. Откроется Четвертое транспортное кольцо, где будет восемь полос. Две хордовые магистрали или рокады пройдут одна севернее, другая южнее Третьего кольца. Пересекая радиально-кольцевую сетку улиц, они создадут сквозной проезд через город, минуя центр, по главным федеральным трассам.
Точечной застройки не будет
– Москвичей очень волнует, что будет с историческим центром?
– Здесь никакого масштабного строительства не предполагается. Вместо сноса и реконструкции намечен капитальный ремонт. Надо сказать, что на всей территории города отменена точечная застройка, раньше от нее прежде всего страдал центр. Будет прекращено строительство больших офисных комплексов, также не разрешается возводить высотные дома.
Предлагается статус нового Садового кольца придать МКАД, то есть не должна уплотняться застройка на участках, к ней примыкающих, и зеленых клиньях периферийных территорий. По новому закону о Генплане инвесторы обязаны заниматься благоустройством и озеленением.
– Оппоненты очень обеспокоены тем, что будут сокращаться зеленые зоны.
– Никакого сокращения или уплотнения их не может быть.
Разрешено все, что не запрещено. Генплан столицы – главный документ территориального планирования Москвы. Представьте себе карту столицы, на которую накинуты три сетки, матрицы, определяющие правила поведения субъектов градостроительной деятельности.
Первая – «негативные обязанности» или запреты. Они содержатся в самом Генплане, а разобраться в них помогает Градостроительный кодекс города Москвы.
Вокруг памятника истории и культуры существует охранная зона, здесь строить нельзя, можно только реставрировать и восстанавливать утраченное. На озелененной территории могут быть только отдельные спортивные сооружения и объекты культуры, все остальное строить запрещено.
Готовятся к принятию на основании Генплана Правила землепользования и застройки. Оба документа обсуждались на публичных слушаниях в районах столицы. В Генплан было внесено 10 тысяч поправок.
В Правилах весь город разбит на небольшие участки, а цифры определяют, что на таком-то участке возводить здание выше, скажем, двадцати метров нельзя, и плотность и ландшафтное строение должны быть строго определенными. Если сегодня на этой территории высота зданий двадцать метров, и в правилах та же цифра, то надстраивать ничего нельзя. А если стоит 30 метров, тогда можно надстраивать или строить новое здание.
Вторая сетка или матрица образована свободными ячейками первой сетки запретов и ограничений. Это сетка дозволений. Реализация свободы и частной инициативы. В каждой цифре скрыта информация: какое назначение у участка, в какую зону, подзону он входит. Скажем, это жилая зона, средне-плотной застройки, с ограничениями высотности, или же деловая зона, общественная, указаны разные их категории.
Эти цифры менять без очередных публичных слушаний нельзя.
– А что можно поменять без публичных слушаний?
– Специальная комиссия по градостроительству, землепользованию и застройке при правительстве Москвы может немного поменять строительное зонирование.
Предположим, участок имеет офисно-жилое назначение. Определены плотность застройки жилого квартала 23%, высотность 37 метров. Значит, можно строить 12-этажные дома, не больше. И нельзя застраивать весь квартал, надо оставлять зеленые зоны, проезды.
А если сделать, чтобы высотность была 50 метров, тогда можно возводить 16-этажные дома. И сразу появляется дополнительный метраж – 4 лишних этажа, и увеличение по плотности. Получается выход площадей больше на 30%. У бизнеса возникает колоссальный интерес к этому участку.
Прямо противоположный интерес у жителей района. Чем выше дома – тем больше людей, нагрузка на коммуникации, на транспорт. Жители заинтересованы, чтобы было побольше зеленых территорий, поменьше машин, высотных зданий и очередей на автобусной остановке.
Надо договариваться
– Территория Москвы и ресурсы ограничены, экология напряжена. Генплан ищет наиболее рациональные, экономичные решения, и принят он в интересах города и людей. Конечно, там есть о чем подумать, поспорить. Но это не тот случай, когда трудно договориться.
– При остром конфликте интересов приходится учитывать возможности города. Кстати, интересы жителей часто совпадают. Например, и бизнесмены, и люди, не занимающиеся бизнесом, живут в одном квартале. И тем и другим нужны дороги. О транспортной развязке они всегда могут договориться. Другой вариант. Люди живут в одном квартале, который будет развиваться. Бизнесмен хочет построить 200 тыс. кв. метров, а жители не хотят, чтобы здесь вообще что-то строилось. Вот где столкновение интересов.
– Что делать в таком случае?
– Здесь начинают работать Правила землепользования и застройки.
Там указано основное назначение территории и дополнительное. Если вы приобрели права на участок, где обозначено, что плотность 25%, высотность 35%, соотношение застроенной и незастроенной территории такое-то. В регламенте еще могут быть обозначены подземная и надземная части. Установлены и нижние пределы. Если их не установить, то будет неэффективное использование земли.
И у вас есть пусть небольшой, но выбор. Вы можете построить 25 или 35 этажей, немного изменить соотношение офисной и жилой частей на этом участке. Появляются какие-то варианты. И самое главное, что в этих пределах вы действуете свободно. У вас есть выданное в соответствии с Правилами землепользования разрешение – градостроительный план земельного участка. Вы ищете вместе с архитектором наиболее удачное и удобное решение. Если кто-то мешает это решение осуществлять, идите в суд. И суд будет на вашей стороне. Чиновник понесет ответственность за то, что препятствует осуществлять решения в пределах градостроительного плана земельного участка, опирающегося на Правила землепользования и на другие документы территориального планирования. Они в свою очередь опираются как на фундамент на Генплан.
Правда, нельзя не учитывать, что разработчики Генплана связаны ранее принятыми решениями столичного правительства. Закон ведь обратной силы не имеет и наши обязательства не отменяет.
Город живет на налоги
Третья сетка – это «позитивные обязанности», что сделать, намеченное Генпланом. Построить дорогу, транспортную развязку, мост, метро и т. д. Так, в бюджете записано – построить еще 80 станций метрополитена. Бизнес этим заниматься не будет, если только не сделать метро частным и высокооплачиваемым. Это бюджетные обязательства. Деньги пойдут из городской казны.
Сегодня ситуация такая: от всех наших инвестиционных проектов, от всего городского имущества бюджет получает около 6%. А 85% средств в городскую казну дают три основных налога – на имущество организаций, прибыль предприятий и подоходный налог с граждан. Мы нормальный город и живем на налоги. Но ни один современный мегаполис не может развиваться без привлечения частных средств, только за счет бюджета.
Требуется найти равновесие между инвестиционным и бюджетным строительством.
В некоторых случаях строить социальное жилье можно на бюджетные деньги. Я большой сторонник именно такого подхода. А на строительство офисных комплексов и торговых центров средства из городской казны, на мой взгляд, особенно не стоит привлекать.
– В Генплане сложная терминология. Будут ли подготовлены комментарии, справочники?
– Нужно сделать три комментария. Один, написанный простым, разговорным языком, для обычного пользователя. Прочитав его, москвич сможет понять, что такое регламент, зонирование и т. д. Второй более жесткий, с обращением в смежные сферы, например в жилищное, природоохранное законодательство, для руководителей корпораций, ДЕЗов. Третий комментарий для юристов – судей, адвокатов, тех, кто подает иски в суд. Нужен также словарик и учебное пособие для студентов.
О нашем собеседнике
Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился в семье актеров МХАТа. После окончания Московского государственного университета им. Ломоносова работал в Институте молекулярной биологии АН СССР и в Институте развития Москвы.
В 1990 году москвичи выбрали его депутатом Фрунзенского райсовета столицы. С 1993 года – депутат Мосгордумы. Получил второе высшее образование юриста. Кандидат юридических наук.
Женат, имеет троих детей.