Возникнет ли «двойник» наземного города?
Те, кто бывал в Риме, помнят первое и не очень лестное впечатление о нем, когда пассажиры поездов, выйдя из вагона, вынуждены долгое время пробираться многочисленными и запутанными лабиринтами, только чтобы выйти на поверхность. Правда, для очень нетерпеливых есть движущиеся дорожки, но и они не утешают.
Но вот свет – и вы чуть ли не в центре города! Подземные пространства – это тот резерв площадей, которых так не хватает современным городам. Как обстоит дело в Москве? Собирается ли столица дальше осваивать свои глубинные пространства?
Землю – архитекторам!
Столица Италии – это архитектурный сколок мира. Во всех развитых странах города все глубже и глубже зарываются в землю. В первую очередь эта проблема затронула, понятно, крупные мегаполисы, коснувшись прежде всего их транспортных магистралей. Расширяясь (население-то растет!), они все больше и острее сталкивались с земельной проблемой. Где только не ищут… Резерв неожиданно нашелся в малоэтажном строительстве, которое, как это ни парадоксально, «съедает» меньше площадей, чем высотки. Правда, дома при этом стоят вплотную друг к другу (бритву не просунешь!), дворы же (детские площадки, зелень) находятся за ними. Типа того, как будто бы высотка оказалась положенной на бок. Секрет – в экономии междомового пространства. Оно и дало строителям столь необходимую для них землю. Но этого оказалось недостаточно. Тогда стали ужимать пешеходные дорожки – благо, что городской люд даже в ближайшую булочную все чаще предпочитает ездить на машине, а не ходить пешком. Во многих городах пешеходные дорожки ликвидировали вовсе, приблизив дороги вплотную к фасадам, а если где-то и сохранили тротуары, то их сделали такими узкими, что бедные пешеходы идут по ним чуть ли не гуськом.
Но и этого оказалось мало! И тогда посягнули на самое святое – дороги! Сейчас это, как модно говорить, главный тренд городской застройки.
Примеров сплошных подземных «муравейников», когда по невидимым, скрытым от пешеходов магистралям снуют бесконечные машины и общественный транспорт (не зная, понятно, никаких задержек перед светофорами) – пруд пруди. В Монреале, например, можно добраться из одного конца города в другой за десятки минут. Насыщенные Елисейские поля тоже имеют дублера.
Бесценным оказался такой опыт и в старых уважаемых городах, где в центре что ни здание, то памятник мировой культуры и архитектуры. Жилищное и офисное строительство там строго запрещено, но технические сооружения для обслуживания тех же шедевров развивать надо, иначе те просто-напросто умрут. Так вот, все коммунальные постройки находятся в глубине. И если уж чей-то зоркий глаз углядит на поверхности свободный клочок, его тут же засадят зеленью – на радость защитникам старины, да и всем горожанам. На земле – во всяком случае, в центре – давно уже ничего не строят.
Пока только программа…
Как же обстоят дела в Москве? Архисложно! Достаточно сказать, что даже сейчас, когда генеральный план развития столицы утвержден и подписан мэром города, не утихают споры о его целесообразности. Ибо мировые проблемы – нехватка земель в городах и в то же время пусть и очень осторожное, но все же болезненное вторжение в заповедные уголки города – коснулись и ее. С этой точки зрения активное освоение подземного пространства – не только долгожданный резерв, но и как раз та инновация, которая так нам нужна. Подземное строительство, по уверениям специалистов, – один из самых эффективных показателей научно-технического прогресса страны.
Тема эта не раз поднималась на самых авторитетных конференциях зодчих, создавались даже проекты архитектурного освоения недр (из них в первую очередь следует назвать «подземную» Тверскую, которая полностью, от Белорусского вокзала до Манежной площади, отдавалась автомобилистам), но дальше планов дело не пошло – не хватило средств. Дороги, а речь прежде всего шла о них, и впрямь оказались вымощены «хорошими намерениями». Одному их них мы свидетели: это международные выставки «Подземный город», которые с 2004 года проводятся в столице ежегодно. Такой вот парадокс: выставки есть, города нет! Не считать же за него отдельные, хоть и уникальные объекты – торговый центр «Охотный ряд» на Манежной площади, Лефортовский тоннель на Третьем транспортном кольце, Серебряноборские тоннели на Звенигородском шоссе.
Доля подземных капитальных сооружений, возведенных последнее время под землей, не превышает восьми процентов, да и то в основном это транспортные артерии. Поставлена задача эту цифру увеличить по крайней мере вдвое. Для сравнения: в западных странах такой показатель составляет 20-25 процентов. В настоящее время принята городская программа, которая, во-первых, подтверждает намерения: подземные сооружения в Москве будут развиваться. А во-вторых, называет конкретные объекты. Они разместятся в 37 зонах в разных округах столицы.
Музейные подземелья
В первую очередь здесь надо назвать проект – не «бумажный», реальный! – расширения ГМИИ им. Пушкина, который намечает строительство и новых залов, и различных служб под землей. Ведь запасники музея трещат от пополнений… Хотя Лувр нас опередил на несколько десятилетий, но то, что один из наших знаменитых музеев окажется вдвое больше – это, безусловно, можно считать и архитектурным, и искусствоведческим прорывом в истории столицы.
Реконструкция Пушкинского музея откладывалась из года в год – как когда-то Большого театра, а теперь Большого зала консерватории. И дело было не в бюджете. Надо было «перелопатить» весь квартал, а это, в частности, значит сносить и находящийся рядом академический Институт философии. Возмущение высоколобых можно понять – они отправили письма президенту, в ЮНЕСКО… Были резоны. В том числе и такой, что может пострадать панорама Кремля, как это сейчас грозит Петербургу со спорным Охта-центром.
Но вот решение найдено: из 50 тыс. кв. м площадей, которые необходимо восстановить, половина окажется ниже уровня земли. Здесь появятся дополнительные залы, депозитарий, научная библиотека, отдел реставрации, концертный зал, буфеты… Будет полностью реконструирована усадьба Вяземских-Долгоруковых (бывший музей Маркса и Энгельса), с подвалом которой соединят основное здание музея. Все здания музейного городка объединят в одно целое, а выход к станции метро «Кропоткинская» сделают прямо из его раздевалки. Ну а сверху, понятно, парк.
В настоящее время разработка проекта близится к концу. Предстоят, согласно федеральному закону, публичные слушания: а ну как воспротивятся москвичи? Впрочем, соблазн увидеть незнакомые дотоле шедевры, запрятанные в запасники, одолеет самых упрямых. Работы планируют начать уже в этом году, контролировать их будет глава МЭРТ РФ г-жа Эльвира Набиуллина. С первыми результатами москвичи смогут познакомится уже к 100-летию открытия музея, в 2012 году.
Площадь поэта
От Пушкинского музея естественно перейти к Пушкинской площади. Но здесь окончательной ясности нет. Еще идут споры. Хотя то, что подземное пространство и под памятником Пушкину, и Пушкинским сквером, и кинотеатром, и домами на Тверской, такое пространство появится – уже решено. Споры лишь о деталях – чем оно будет заполнено. Самому приходилось слышать слова главного архитектора Москвы Александра Кузьмина: «То, что магазинов там не будет, об этом говорю твердо». Странно – особенно в свете того, что реконструироваться Пушкинская площадь будет исключительно за счет инвесторов. Бюджет не вложит ни копейки: проект все-таки считается экспериментальным, а рисковать деньгами казна не любит.
Но чем же тогда привлекут инвесторов? Арендой других объектов? Разъяснение последовало из дальнейших публикаций и интервью, которое давали люди, причастные к проекту. В частности, главный архитектор проекта Халук Бозоглу сказал, что торговые площади (которые и раньше-то составляли всего пятую часть подземного пространства) все же останутся, но предполагаемый их объем будет сокращен вдвое. В то же время увеличится площадь пешеходных коридоров. «Это будут настоящие подземные улицы!», – заверил г-н Бозоглу. Объяснения такому шагу (мало магазинов!) было туманно: под влиянием-де общественности. Но вернее другое: дорогостоящие бутики и так пустуют. Это все равно, что множить площади стадионов, куда не ходят зрители. Инвесторы – люди самого что ни на есть реального мышления.
Чем же еще заполнят гигантский пушкинский подвал? Прежде всего, долгожданной транспортной развязкой: под всей площадью пройдет широкий тоннель. Он существенно облегчит транспортную ситуацию в центре столицы вообще. Любопытно: такой тоннель был задуман… еще сорок лет назад, когда пробки никого не волновали. А сейчас строительство тоннеля явилось мотором всей «пушкинской» модернизации: транспортная проблема – одна из самых больных в городе. И уж кстати: с появлением развязки, по всей видимости, исчезнут, как маломаневренный транспорт, и столь привычные для центра троллейбусы, их место займут небольшие юркие автобусы. Начнут же с того, что соединят Тверской и Страстной бульвары, так, чтобы машины спускались под землю на Тверской и спокойно выезжали уже за кинотеатром «Пушкинский».
Под землей появится многоуровневая парковка на 800 машиномест. Возникнет четырехуровневый центр с громадной досуговой составляющей: четырехзальный кинотеатр, роллердром, книжные и букинистические магазины, кафе, художественные салоны, парикмахерская, археологический музей, помещения банка, музыкальный салон. Помимо этого планируется создание развлекательной зоны. Предусмотрено размещение боулинг-центра, бильярдного центра, спортивного зала и даже катка. Вот уж поистине – город под землей! А на земле? Там появятся столь дорогие старым москвичам липы, которые как раз и исчезли из-за выхлопов.
Понятно, что столь масштабные перемены в самом сердце Москвы привлекут самое пристальное внимание и археологов, и геологов, и конструкторов. Работы чрезвычайно сложные: ведь здесь проходят три линии метро со станциями. Заботят грунты. Выдержат ли они столь мощный натиск, не дрогнут ли здания, которыми так славна площадь? Фундаменты некоторых столь глубоки, что они являются как бы невидимыми плотинами, которые сдерживают напор подземных вод. А ну как преграда исчезнет?
Анализ был проведен самый тщательный. И вот заключение: грунт в этом месте – один из самых надежных в Москве, он намного лучше в сравнении с другими территориями города. Такая еще деталь. Специально исследовалось основание, на котором стоит памятник великому поэту. Вывод: не поколеблется даже на миллиметр.
С другой стороны, подземное строительство – в каком-то смысле благо для грунтов. Оно непременно сопровождается их укреплением, снижением уровня подземных вод, созданием уплотнительных конструкций. Так что вечное и, будем откровенны, благородное волнение наших историков, когда речь идет о раскопках вблизи памятников, должно смениться радостью: когда-то город серьезно позаботится о своем архитектурном наследстве?
Глубокие раскопки в исторической части городов – всегда праздник для археологов. Как считает главный археолог Москвы Александр Векслер, в центре столицы можно наткнуться и на колодцы, и на фрагменты белой стены, и на остатки старого монастыря… И как только будет найдено что-то значительное, обещают инвесторы, проект изменится с учетом необходимости сохранения реликвий. Ведь сейчас еще непонятно, какие артефакты и основания старых зданий могли сохраниться под Пушкинской площадью. В случае обнаружения части фундаментов старинных соборов площадь парковки будет сокращена, а на этом месте будет сделан музей. Кстати, и все находки археологов будут храниться в музее, который разместится тут же, на втором уровне подземного комплекса.
А дальше?
Главное – это все-таки решение транспортной проблемы. Что говорить, кольцевая система устройства дорог российской столицы не очень-то удобна для сообщения. Пробки при этом – вовсе не просчеты дорожников, они генетически заложены в самой круговой структуре расположения улиц. В то же время подземные трассы, которым не мешают ни жилые кварталы, ни офисы, позволят пересечь город из конца в конец, не останавливаясь ни у одного светофора. Их вообще здесь не будет! К этому надо добавить: наконец Москву освоят велосипедисты! Давно пора. Сейчас, пожалуй, не осталось в мире ни одного крупного города, где не нашли им место – для них специально выделяют полоску на проезжей части. Но только не в Москве! Автору самому не раз приходилось слышать на заседаниях московского правительства веские слова: специальных велосипедных трасс в столице не будет! Хотите кататься? Только в парках. Но теперь и эта проблема будет разрешена – на широких трассах места хватит всем.
Под землю уйдут не только трассы. Паркинги и парковки, электро- и тепловые подстанции, вентиляционные и калориферные камеры, трансформаторные подстанции и линии электропередачи… А еще помещения автостанций и вокзалов, общественного питания, коммунально-бытового обслуживания и связи, торговые и развлекательные центры. Под землей можно разместить до 70 процентов всех гаражей, 80 процентов складских помещений и 30 процентов объектов сферы услуг. Если все сложить – это по площади еще два-три московских округа.
Какие же реальные проекты освоения подземной Москвы сейчас разрабатываются? Это пространства под Новым Арбатом, Павелецкой площадью, площадью между гостиницами «Метрополь» и «Москва», проспектом Академика Сахарова, Триумфальной, Тургеневской, Яузской площадями, подземное пространство Бульварного кольца, ВВЦ и еще десятка полтора других участков.
Начата реконструкция Тверской Заставы. Подразумевается строительство под площадью Белорусского вокзала крупнейшего в Москве пятиуровневого подземного торгового комплекса площадью 115 тыс. кв. метров. На первых трех этажах расположатся торговый центр, супермаркет и кинотеатр, на двух нижних – парковки. Кроме того, под Ленинградским шоссе выроют второй тоннель, а 1-я и 2-я Брестские улицы изменят направление движения транспорта.
Глобальные перемены ждут Минскую улицу. Сама дорога станет частью Четвертого кольца и уйдет в тоннель. На поверхности архитекторы решили устроить пешеходный бульвар с прогулочными и велосипедными дорожками.
Сейчас заканчивают освоение глубинных недр под ММДЦ «Москва-Сити». Там будут парковки и железнодорожный вокзал.
О пешеходных зонах – особый разговор. Здесь, прежде всего, надо говорить о туристско-рекреационной зоне «Золотое кольцо Москвы» – подземном переходе на Кремлевской набережной и бульваре вдоль Кремлевской стены. Переход позволит беспрепятственно спускаться к Москве-реке. Его можно будет соединить с многофункциональным комплексом в Зарядье. На Васильевском спуске планируется создание бульвара с археологической экспозицией остатков так называемого Белого города. Кроме того, намечено развивать пространство на базе существующего подземного перехода на улице Варварка.
Итак, тенденция обозначена ясно: от устремленности ввысь, насыщенности многоэтажными зданиями столица будет все активнее идти к поиску участков для строительства ниже уровня земли. Возможности здесь неограниченны, есть экономическая необходимость, есть и проекты. Дело за инвесторами.