Фрилансеру нужен хороший коворкинг
Сегодня весьма популярен такой вид аренды как «коворкинг». То есть «вместе работающие» (от английского co-working). Фирма или свободный предприниматель (фрилансер) может снять в офисном центре даже одно место для работы.
Плюсы такой аренды очевидны: не нужно искать «маленькое помещение» и самому обустраивать его, тратиться на охрану, оборудование, уборку. А приступить к работе можно через час после оплаты.
Причем снять офис можно на тот промежуток времени, который требуется: хоть на час, на день. Чтобы привлечь клиентов, бизнес-центры предлагают клиентам все более лояльные для них условия, даже трансформируя под них свои помещения. Если кратко, то как в детском лего.
Вот картинка из недавнего прошлого. Москва пестрит объявлениями: сдается в аренду. Офисы пустуют, выезжают из центра. Сейчас такого не увидишь, рынок офисной аренды пришел в относительное равновесие. Как удалось? В том числе – и путем небывалых скидок плюс финансовая и организационная гибкость арендодателей.
Один из вариантов: старое здание советских времен, охрана на входе. Раньше здесь был завод резино-технических изделий, затем – большая фирма, в кризис часть ее площадей освободилась, и организация решила сдавать в аренду рабочие места. Перед этим был сделан ремонт, производственные помещения переоборудовали в офисные. Провели Интернет, телефонию, вентиляцию, появились кондиционеры.
Трансформировать помещения можно по мере необходимости. Так, например, переговорная комната «легким движением руки» превращается в просторное помещение для проведения конференций и семинаров. Надо лишь нажать на кнопку, и перегородка поднимется, расширив пространство в два раза. Можно поднять и следующую перегородку. При желании двухместный кабинет становится четырехместным либо наоборот. Или три небольших офисных помещения объединяются в большой зал. В таких крупных отсеках устраивают, например, презентации косметики, оргтехники.
А в другом офисном «муравейнике» двери кабинетов чередуются с открытыми пространствами. Здесь на удивление тихо, хотя вовсю идет работа: кто-то беседует в переговорной, кто-то трудится за компьютером, в кабинетах едва слышно жужжание принтеров.
Порядок в таком «доме» поддерживают хозяева, заранее оговаривая правила совместной аренды.
– Вот, смотрите, – говорит мне руководитель проекта Владимир Колдаев. – В этой открытой зоне (Open-Space) 28 рабочих мест, арендовано 25, а в данный момент работают всего 5-6 человек.
– Остальные сачкуют? – пытаюсь пошутить я.
– Остальные могут находиться на выезде у клиента, – корректно поправляет директор, – или приедут позже и просидят до 8-9 вечера. Кстати, для некоторых наших арендаторов мы смещаем рамки рабочего дня. По договоренности с нами они могут прийти и к 6 утра или начать работать после 8 вечера. Как-то у нас снимала помещение одна известная радиостанция, вот именно им и понадобилось работать поздно вечером, когда офис затихает.
В одном из коридоров в нише установлены сейфы. Оказывается, клиенты могут арендовать и сейф, и абонентскую ячейку, и большой отсек в металлическом шкафу – такие услуги тоже востребованы. Здесь можно оставить документы, печати фирмы, ноутбук.
В данный момент, рассказывает директор, заполняемость офиса около 78%, и это совсем неплохо. А максимальная загрузка была под Новый год. В декабре несколько фирм сняло помещения на месяц для кастинга Дедов Морозов и Снегурочек.
Бывают ситуации, когда администрация бизнес-центра заинтересована в клиентах и готова им делать хорошие скидки. Это фирмы, которые обеспечивают массовый поток посетителей. Они выгодны всем сторонам: возникает своеобразное сообщество, где незнакомые прежде люди общаются, завязывается бизнес.
Типичные клиенты центра – это люди, занимающиеся средним бизнесом, либо филиал крупной фирмы, представительство иностранной компании. Турфирмы, бюро переводов, рекламные агентства, юристы… Есть даже коррпункт одной европейской газеты, где работают два журналиста.
Есть компании, арендующие от 1 до 12 рабочих мест. Это может быть так называемое открытое пространство Open-Space. Рабочее место здесь: офисные стол и стул, компьютер и коллективный доступ к принтерам и сканерам. Есть набор бытовых удобств: кулер и кофейный аппарат.
Второй вариант – те же рабочие места, но уже в кабинетах на 6, 8, 10, 12 мест.
В одном помещении может находиться не одна компания, а 2-3, не являющиеся конкурентами. Бывало, что соседствовали туристическая компания и кассы железнодорожных билетов. Такое соседство шло на пользу.