Слева направо
Нужен ли риелторам свой закон?
Леонид Муравин, заместитель генерального директора агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»:
– Важно, что риелторской деятельностью, если закон будет принят, могут заниматься только лица, состоящие в саморегулируемых организациях риелторов. На тех же, кто нарушает стандарты оказания риелторской деятельности, могут налагаться штрафы. Кроме того, их ответственность будет застрахована в пределах не менее 2 млн рублей. И самое главное – члены сообщества наделяются дополнительными правами по запросу и сбору документов из различных органов. А для клиента это очень важно.
Что касается отношения в нашем обществе к риелтору как к серьезному специалисту, достойному уважения, то здесь все совсем просто. В последнее время на разных каналах ТВ прошла информация про какие-то «левые» конторы лже-риелторов, которые собирали деньги с доверчивых граждан и – поминай как звали. Никакого отношения к нашему бизнесу все эти истории не имеют. Это – прямой криминал.
Настоящий риелтор – труженик. Специалист разносторонне одаренный, имеющий разные таланты и способности. Он искренен и честен, порядочен и предприимчив. Великий китайский мудрец Конфуций как-то сказал: «Надо скромно делать свое дело и честно работать, тогда слава и деньги найдут тебя сами!» Что ж тут добавить? Этот рецепт не потерял свою актуальность за 2,5 тысячи лет. Даже наоборот. Было бы полезно некоторым участникам рынка недвижимости внять совету древнего философа, и начать «…скромно работать и честно делать свое дело…». В этом случае отношение к риелторам со стороны российского общества значительно улучшится.
Недопустимо, что ситуация на рынке оказания услуг по сделкам с недвижимостью сегодня такова, что каждый желающий может назвать себя «риелтором». Такого рода самозванцы дискредитируют профессию и снижают ее престиж. По статистике РГР, 40% предложений объектов на продажу – это неорганизованный рынок. Из них 10% граждан стараются самостоятельно решить свой вопрос. Здесь все как раз понятно. Но 30% сделок проходят с участием т. н. частных маклеров или агентов, работающих в обход своих фирм-работодателей (так называемые левые сделки). Такая ситуация создает повышенные риски для граждан и криминализирует обстановку на рынке недвижимости. Из-за этого в передачах типа «Петровка, 38» или «ЧП» мы видим репортажи об обманутых гражданах, которых кинули, оставили без денег и без квартиры.
Кроме того, принципиально важно иметь инструменты обратной связи с клиентами рынка. Это комитеты по защите прав потребителей риелторских услуг и дисциплинарные комиссии. Они должны быть наделены полномочиями лишения права юридических лиц и ИП заниматься риелторской деятельностью в случае нарушения ими стандартов практики и кодекса этики. Аналогичные меры могут применяться и к физическим лицам – брокерам или агентам.
Григорий Полторак, президент РГР:
– Ответственность риелтора лежит в пределах полученного им вознаграждения. Риелтор не может отвечать за титул квартиры. Хотя многие клиенты так думают. Это впечатление сложилось или осталось от тех времен, когда риелторы рассказывали гражданам, что они «гарантируют безопасность». Но это неправда. Изучив документы, риелтор может существенно снизить риски, но никто не может гарантировать полную уверенность в том, что история квартиры безупречна и ничего с покупателем не случится. Выявить до конца все просто невозможно. И закон в этом плане ничего нового не внесет. На этот счет есть страхование титула, то есть от потери права собственности на квартиру. Это покупатель делает самостоятельно, риелтор – только советует застраховать.
Нередко можно слышать, что закон даст возможность компаниям проверять юридическую чистоту квартиры, тогда, может быть, и страхование не потребуется. К сожалению, закон этого сделать не сможет. Поясню. Проверяется квартира только на основании документов, которые можно легально получить. Но сейчас, когда начал работать закон о защите персональных данных, эта процедура усложняется. Вся информация, содержащая данные, например о том же владельце квартиры, должна быть защищена от третьих лиц. Если раньше чиновники просто не хотели выдавать такие справки, то сейчас – отказывают уже на основании закона.
Если государство оградит риелторов от получения информации о том, кто и куда выписался, то оно должно само на себя взять ответственность за сохранность права собственности. Смотрите, что получается. Риелтор же ничего не подписывает, все выписки делают государственные органы. И если что-то происходит с квартирой, то и ответственность должно нести государство. У него для этого есть все возможности. Если документы подделаны, то этим должны заниматься правоохранительные органы, которые обязаны ловить и наказывать мошенников.
Валерий Ильман, руководитель портала MosRealt.info:
– Говорить о том, спасет закон риелторскую профессию или нет, пока преждевременно. Во-первых, все будет зависеть от того, в какой редакции его примут. В представленном проекте он содержит мелкие и легко исправимые недочеты. Но есть и такие, которые закладывают мину в дальнейшую работу. Так, например, ответственность за «этику» в законе возложена на юрлиц – именно они вместе с ИП будут обязаны вступить в СРО (саморегулируемую организацию). В случае нарушения кодекса этики будут исключаться оттуда. Казалось бы, это создает зависимость юридических лиц от «этических косяков» своих аттестованных сотрудников. При этом аттестат сотруднику выдается за знания и опыт безотносительно его «морально-этических» характеристик.
С другой стороны, трудно себе представить, что крупную компанию «уйдут» с рынка из-за таких «мелочей». То есть кодекс этики реально не станет одним из столпов рынка, и, как следствие, – вместо ожидаемого эффекта от принятия такого закона мы получим очередной пшик. Очевидным следствием этих рассуждений является вывод, что ответственность за «этику» необходимо спустить на уровень брокеров. Они же и должны составлять костяк СРО.
Во-вторых, даже если представить, что закон будет принят в идеальном виде, это будет только начало новой жизни. Причем жизни непростой, поскольку многие негативные процессы в риелторской среде приняли хронический характер. Избавиться от них будет очень непросто. Закон необходим как фундамент для консолидации «здоровых» риелторских сил. А дальше узаконенным специалистам необходимо сообща создавать для себя различные профессиональные инструменты, позволяющие получать конкурентные преимущества по отношению к полуподпольной армии квазириелторов. В качестве таких инструментов имею в виду специализированные риелторские базы, «свои» интернет-площадки, новые методы подготовки и проведения сделок и т. д. Даже привычные теперь риелторские инструменты получат новые качества, позволяющие значительно повысить эффективность работы профессионалов.
Вадим Мартыненко, директор департамента вторичного рынка жилья корпорации «Рескор»:
– Сейчас много разговоров о том, что закон очистит рынок недвижимости от частных посредников и «черных» маклеров. Но это только благие намерения. Пока не будет лицензирования, то независимо от того, будет принят закон или нет, частники на рынке работать будут. И привлечь их к ответственности станет просто невозможно. Они же работают без каких-либо бумажных отношений с клиентом – только устные договоренности, а их, как известно, к делу не пришьешь.
Так что будет принят закон или нет, компаниям, работающим на рынке давно и зарекомендовавшим себя, от этого, как говорится, ни жарко ни холодно. Они и без закона всегда выполняли свои обязательства. Единственно, чего сейчас остро не хватает добросовестным риелторам, так это возможности проводить легальные проверки истории квартиры и получать официальные бумаги о юридической чистоте объекта. Вот если закон даст такую возможность, то это, конечно, будет большим плюсом.
Александр Пыпин, руководитель аналитического центра ГдеЭтотДом.РУ:
– Недобросовестные, а то и слабые специалисты есть в любой профессии. В риелтрской отрасли эта проблема усугубляется еще и тем, что доступ в профессию очень легкий – чтобы быть даже плохим врачом, нужно в любом случае пройти долгое обучение, чтобы быть риелтором – не нужно ничего, кроме надписи на визитке. Благодаря закону у потребителя появится более осознанный и понятный выбор – или получать риелторские услуги у сотрудника, профессионализм и знания которого подтверждены необходимыми по закону сертификатами и аттестатами, а ответственность – страховым полисом, или пользоваться услугами специалистов «без диплома». Естественно, услуги вторых будут существенно дешевле.
Независимо от того, будет ли принят закон, проблема не исчезнет – доказать, что риелтор «без диплома» оказывал именно риелторские услуги и привлечь его к ответственности (размер которой неизвестен), будет сложно. Свои услуги «непрофессиональные» риелторы будут оформлять иными договорами – на информационное, консультационное, юридическое сопровождение. В то же время государству и саморегулируемым организациям риелторов будет очень сложно убедить потребителей не пользоваться услугами «леваков». Эта борьба может быть долгой и не очень результативной – как и борьба с нелегальными такси в Москве.