И пусть минует участь нас сия
Как выглядит наиболее вероятный сценарий развития событий на московском рынке жилья в период мирового ипотечного кризиса, к чему готовиться риэлторам, инвесторам, продавцам и покупателям недвижимости – эти и другие вопросы будут обсуждаться на аналитической конференции «Рынок недвижимости: ситуация, тенденции, прогноз». Конференция организована Московской ассоциацией риэлторов (МАР) и пройдет 28 августа. В период ее подготовки мы обратились к президенту МАР Анне Лупашко.
На повестке дня
– Анна Ивановна, какова цель и главные темы нынешней конференции? Кто, помимо аналитиков, принимает в ней участие?
– Цель конференции – анализ ценовой ситуации на рынке жилой, коммерческой и загородной недвижимости.
У участников конференции есть замечательная возможность услышать прогнозы ведущих аналитиков. В работе конференции примут участие представители девелоперских, инвестиционных и страховых компаний, специалисты аналитических подразделений крупных риэлторских компаний и независимые эксперты-аналитики, представители банков.
– За последний год московский жилищный рынок заметно изменился. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию на рынке недвижимости?
– Она достаточно стабильная, продавцы и покупатели находятся в режиме ожидания. На конференции вниманию участников будут представлены экспертные мнения, будут озвучены итоги первого полугодия по состоянию коммерческой недвижимости и ожидаются интересные доклады, связанные с оценкой рынка загородной недвижимости.
Последствия кризиса
– Ипотечный кризис в США затронул и наш рынок. Будут ли на конференции обсуждаться проблемы, связанные с этим кризисом? Намечаются ли сообществом риэлторов меры по преодолению его последствий?
– Ипотечный кризис в США оказывает влияние на мировой финансовый рынок. Россия также является частью мировой финансовой системы. Но, к счастью, у нас есть собственные ресурсы: Стабилизационный фонд, стабильно растущая экономика. Все эти вопросы будут отражены в докладах на конференции.
– Окажет ли кризис на рынке ипотеки влияние на ценовую ситуацию рынка недвижимости?
– Безусловно, окажет, но на какой рынок? Полагаю, что в США цены на недвижимость упадут еще больше, и тогда наши граждане будут еще активнее покупать себе недвижимость в Америке, а потом заработают на росте цен.
– Московский рынок недвижимости практически сформирован. И люди давно поняли, с кем можно иметь дело, а от кого лучше держаться подальше. Но все равно, рынок недвижимости во многом остается «серым». Что, на ваш взгляд, мешает ему быть цивилизованным?
– Московский рынок стал уже зрелым и цивилизованным. Подтверждением тому является целая серия принятых законов, связанных с рынком недвижимости.
Но сейчас мы ожидаем от наших законодателей закон о риэлторской деятельности, который позволил бы профессиональным участникам рынка недвижимости легально иметь доступ к той информации, которая необходима при сопровождении сделок. Сейчас мы, компании входящие в МАР, гарантируем нашим клиентам юридическую чистоту сделок. Но каким образом добываем эту информацию, остается за кадром. Хотелось бы, чтобы все эти вопросы нашли государственное регулирование, и мы могли бы на легальных основаниях предоставлять клиентам исчерпывающую информацию о реальном состоянии того или иного объекта недвижимости, о его правовом состоянии. Сегодня риэлторы добровольно приняли на себя ответственность за несогласованность операций на рынке недвижимости.
Также ждем от наших законодателей дополнений к закону о саморегулируемых организациях, в которых, мы надеемся, будет отражена наша идея, что доступ к профессии риэлтора возможен только через членство в общественной организации риэлторов. В частности, в Москве – это Московская ассоциация риэлторов.
Чего ждать?
– Как выглядит наиболее вероятный сценарий развития событий на московском рынке жилья, коммерческой недвижимости, загородной недвижимости? К чему готовиться риэлторам, инвесторам, продавцам и покупателям недвижимости?
– Это как раз тот вопрос, на который я бы не хотела отвечать до того, как мы проведем 28 августа конференцию. Именно на ней прозвучат экспертные оценки по этому вопросу.
От себя скажу: я не верю, что цены в Москве обвалятся. Для этого нет объективных предпосылок.
– Как можно бороться с частными посредниками, которых на рынке становится все больше? Улучшать качество работы риэлторов? Снижать процент комиссионных? Или есть какие-то другие пути к тому, чтобы люди при решении своего жилищного вопроса обращались все же к специалистам, а не к сомнительным посредникам.
– Надеюсь, уже в этом году будет запущен проект под названием «Реестр агентов и брокеров». В Интернете разместят информацию обо всех агентах и брокерах в России, сдавших квалификационные экзамены и получивших аттестат. И это будет одним из способов борьбы с «черными» маклерами.
– Почему люди, обращаясь к «черным маклерам», не задумываются о том, что, экономя на комиссии фирме, в дальнейшем могут лишиться квартиры, которая стоит намного дороже. Как и чем это можно объяснить?
– Тут самый главный вопрос: что считать дешевизной? Среднестатистический человек только раз в жизни покупает и продает недвижимость, и самым главным вопросом для него является надежность и безопасность сделки, юридическая чистота объекта. Риск присутствует и там, и там – но при обращении в агентство он несоизмеримо меньше.
Сейчас среднестатистический объект недвижимости уже имеет 3-4 перепродажи. У нормально работающей риэлторской компании есть определенные ресурсы для того, чтобы проверить все эти сделки – такой возможности по определению не может быть у частника.
Риэлторская компания часто предоставляет и дополнительные услуги: помощь финансового консультанта и ипотечного брокера. Риэлтор может в кратчайшие сроки помочь с получением кредита в банке, у частного маклера такого ресурса нет.
– Какую роль вы отводите СМИ в формировании позитивного имиджа деятельности МАР и всего риэлторского сообщества?
СМИ помогают не только жителям Москвы, но и всем россиянам получать исчерпывающую информацию о рынке. В последние года два количество негативной информации, связанной с деятельностью риэлторских компаний, резко сократилось. И в первую очередь это связано с тем, что мы, риэлторы, научились работать.
Об уважении к профессии
– Есть в планах МАРа популяризация профессии риэлтора? Что можно сделать, чтобы она стала уважаемой в обществе?
– Опросы общественного мнения, проводимые МАР, показывают, что профессия риэлтора – одна из самых социально значимых профессий, соответственно, и уважаемых. С юридической же точки зрения, в настоящее время в правовом поле отсутствует даже определение понятия риэлтор, а значит, не существует самого субъекта правового регулирования. Отсутствие четкого определения риэлторской деятельности лишает законодательство возможности предъявлять какие-то требования к риэлторским компаниям.
– Смогла ли сертификация компаний заменить лицензирование? Как идет сертификация фирм – членов МАР?
– На смену лицензированию пришла добровольная сертификация услуг. Но важно понимать, что она действительно добровольная.
Сейчас и Российская гильдия риэлторов, и МАР ставят перед собой задачи просветительского характера, чтобы донести до всех потребителей информацию о системе сертификации. Когда сертификат качества оказания услуг станет спрашивать каждый клиент, сертификацию захотят пройти все.
В настоящее время нет законодательства, которое четко регламентирует риэлторскую деятельность, поэтому на рынке недвижимости каждый риэлтор, каждый юрист использует тот договор, который, по его мнению, будет в большей степени защищать его права. Членство в МАР означает, что компания прошла сертификацию и предоставляет стандартные услуги, при этом уровень их качества гарантирован. В ситуации, когда услуги членов ассоциации сертифицированы, потребитель защищен гораздо в большей степени.
– Бизнес и власть. Взаимодействие МАРа с органами государственной власти. Все ли получается? Прислушиваются ли чиновники к мнению риэлторов? Что бы вам хотелось изменить в этих взаимоотношениях?
– В МАР существует комитет, который занимается вопросами взаимодействия с органами государственной власти. Мы участвуем в качестве экспертов в оценке тех или иных законопроектов и в Московской городской Думе, и в Государственной Думе Российской Федерации.
В частности, в апреле 2008 года в Государственной Думе состоялось заседание Круглого стола по теме «Законодательный механизм и обеспечение прав граждан – соинвесторов жилищного строительства», в работе которого приняли участие президент МАР и председатель Комитета по законодательству и связям с органами исполнительной и законодательной власти МАР. На Круглый стол приехали представители обманутых дольщиков из 40 регионов России. Одним из вопросов заседания стало обсуждение законопроекта «О государственных гарантиях защиты прав граждан – соинвесторов строительства». Само проведение мероприятия в Госдуме является свидетельством осознания государством остроты проблемы, решить которую можно только совместными усилиями, в том числе и МАР как активного участника создания системы защиты интересов клиентов.
– Удовлетворено ли риэлторское сообщество законом о саморегулируемых организациях? И поможет ли он движению по пути к цивилизации рынка недвижимости?
– Экспертная комиссия МАР по изучению данного закона пришла к следующим выводам: закон о СРО в предложенном виде, не дает МАР никаких преимуществ в сфере доступа к профессии на рынке недвижимости и не предусматривает организацию взаимодействия между операторами рынка и государственными, муниципальными организациями, участвующими в сделках на рынке недвижимости. В связи с этим Комиссия сделала вывод, что приведение деятельности МАР в полное соответствие с законом о СРО целесообразно, но необходимо внести в закон изменения и дополнения, в первую очередь связанные с регулированием доступа к профессии.
– Насколько московский рынок недвижимости привлекателен для иностранных инвесторов? Не пугают ли зарубежных бизнесменов, привыкших к прозрачности отношений, наши «серые» схемы?
– Россия как никогда привлекательна для иностранных инвесторов. Для них вкладывать средства в нашу экономику крайне выгодно. Это дает иностранным инвесторам такие прибыли, о которых в Европе или Америке давным-давно забыли.