Что за комиссию, создатель, скрывают от нас риэлторы?
Возможна ли полная открытость при совершении сделки? И является ли она частью цивилизованности рынка недвижимости? На вопросы нашего корреспондента отвечают руководители ряда агентств недвижимости. (Начало в № 26).Роман Мурадян, директор управления вторичного рынка компании «МИЭЛЬ-Недвижимость»:
– Желание клиента знать, за что он платит свои деньги, вполне естественно. Поэтому с самого начала своей работы на рынке недвижимости компания «МИЭЛЬ-Недвижимость» в общении с клиентами следовала принципу открытости. Клиенты со спокойной душой платят за работу, если с самого начала им грамотно разъяснить, из каких услуг состоит риэлторский пакет. Размер комиссионных колеблется от 4 до 8% и зависит от объема проделанной работы, а она включает в себя не только поиск подходящего варианта, но и детальную юридическую проверку истории квартиры, всех документов, соблюдения необходимых норм. За 12 лет работы «МИЭЛЬ-Недвижимость» разработала собственную программу, согласно которой каждый агент заполняет очень подробный протокол разрешения на сделку. Эта система многоуровневого и многофакторного контроля не позволяет сотруднику нанести ущерб клиенту. Именно уверенность в работе наших специалистов позволяет компании нести финансовую ответственность за проведенные сделки.
Я считаю, что фирмы, утаивающие от клиентов размер своих комиссионных, не имеют будущего. Важно, чтобы в основе работы компании лежали порядочность и открытость на всех этапах сделки. Выигрывают те компании, которые имеют цепочки из своих клиентов, т. е. человек, единожды обратившийся в «МИЭЛЬ» и получивший квалифицированные услуги, посоветует и своему другу воспользоваться нашей помощью. И так далее. Поэтому не случайно девиз и принцип компании «МИЭЛЬ-Недвижимость»: «Нас рекомендуют друзьям».
Ирина Радченко, генеральный директор агентства недвижимости «ЛАУРЕЛ»:
– Тема открытости риэлторского бизнеса очень актуальна. Затрагивает она два аспекта: взаиморасчеты между продавцом и покупателем и оплату услуг риэлтора. К сожалению, в обоих случаях в столице еще далеко до цивилизованного рынка.
Подоходный налог со средств от продажи квартиры, превышающих 1 млн. рублей, для собственника, владеющего ею менее пяти лет, по-прежнему заставляет продавцов занижать договорную стоимость квартиры. Эта норма у профессионалов всегда вызывала недоумение, т. к. ее почти всегда обходят, указывая в нотариальном договоре стоимость квартиры по справке БТИ. А убрав норму из закона, можно было бы в договорах купли-продажи указывать истинную, а не заниженную стоимость квартир. Это привело бы к двум положительным моментам. Значительному снижению криминогенности на рынке недвижимости, т. к. до сих пор у некоторых нечистоплотных продавцов остается искушение отсудить назад квартиру, вернув добросовестному покупателю ее стоимость по справке БТИ. И второй положительный момент – у аналитиков была бы информация, основанная на реальных сделках, а не только на статистике предложений.
Вторая часть проблемы заключается в недобросовестной конкуренции на рынке риэлторских услуг. Очень часто клиент, выбирая риэлтора, руководствуется одним критерием – стоимостью его услуг, и выбирает того, кто обещает минимальные расценки. При этом клиент даже не подозревает, сколько на самом деле, пользуясь некомпетентностью участников сделки, такой «риэлтор» может урвать. Так, желая предельно сэкономить, он все же узнает, но обычно уже в конце всей сделки, что реально он заплатил двойную или даже тройную цену. Часто в такую ловушку попадается потребитель раскрученного в рекламе риэлторского «бренда», наивно полагая, что уж в большой-то компании его точно не обманут.
Эту проблему можно решить лишь коллективными усилиями риэлторского сообщества вкупе с потребителями. Мы придерживаемся открытости во взаимоотношениях с партнерами. Репутация фирмы с двенадцатилетней историей для нас гораздо важнее, чем любая сомнительная прибыль, основанная на закулисных интригах с участниками сделки.
Михаил П., менеджер риэлторской фирмы:
– Нужен закон, который бы регламентировал работу фирмы с клиентом. А то нередко, когда договариваемся на начальном этапе сделки, клиенты на все согласны. К примеру, пришел к нам однажды человек и попросил продать его квартиру по самой большой цене. Мы ему объясняем, что это очень сложно, но попробовать можно. Оговорили определенный процент фирме от сделки. Но когда наш агент нашел покупателя, тем самым показав ликвидность квартиры и возможность реализации по такой цене, продавец заявил, что названный процент комиссионных его теперь не устраивает, он заплатит намного меньше, иначе вообще откажется от сделки. Пришлось нам его «уговаривать».
А зачем мне и моим коллегам это нужно? Вот если бы имелся закон, по которому все, что скреплено договором, считается обязательным к исполнению, тогда бы и разговор был другой: подписал – надо выполнять. Поэтому лично я за открытость, но пока нет узаконенных норм взаимоотношений фирм и клиентов, приходится искать варианты «затемнения» сбора комиссионных.