И насколько же мы цивилизовались?
Руководители крупных компаний, работающих в сфере недвижимости, продолжают отвечать на вопрос, сформулированный в заголовке. (Начало в №№ 31, 33, 35, 38, 39)Владимир Клоницкий, генеральный директор агентства недвижимости «На Соколе»:
– Я считаю, что цивилизованность рынка можно измерить интересом потребителя к оказанию риэлторских услуг. Чем четче система регистрации имущества, тем меньше нужно спецов. Сегодня жилье продать просто. Многие продвинутые клиенты сами это делают, а риэлторы нередко толпой ходят за потребителем. Здесь рынок стал цивилизованным.
Но есть сегменты рынка, где без риэлтора провести сделку сложно. К примеру, нежилая коммерческая недвижимость. Здесь уровень цивилизованности невысок. На нем нередко даже спецы «плывут». Диковат еще и рынок аренды жилья.
А в секторе купли-продажи жилья мы стоим на высокой ступени развития. Большое влияние на риэлторов оказывают клиенты. На слово о том, что эта фирма хорошая, никто не верит. Многие очень внимательно читают документы, задают толковые вопросы, особенно, когда покупают дорогие объекты. Вот такие клиенты нас и «дрессируют». Раньше каждый считал себя риэлтором. Сегодня недостаточно того, чтобы свести продавца с покупателем, надо бороться за клиента.
Ильдар Нурисламов, генеральный директор агентства недвижимости «БИ-ГАЗ-СИ»:
– Цивилизация рынка завершилась с отменой лицензирования. Те нормы, которые базировались на системе лицензирования и воспитали ведущие фирмы, привели их к какому-то стандарту, стали теряться. Появляется множество фирм, которые работают, не обращая внимания на этическую сторону взаимоотношений. Рынком правит капитал, а он нередко жесток и беспринципен. Если раньше риэлторские фирмы как-то помогали друг другу, то сейчас на первое место вышло соперничество и сделки проходят грубо. С директорами порой невозможно договориться.
Рекламная политика стала жесткой. Все фирмы уповают на рекламу, нередко не заботясь о качестве. Им нужен поток, поток любых людей. Качество отъехало на пятый план. Риэлторы (в агенты сейчас больше идет молодежь) ведут себя агрессивно, порой клиентов за людей не считают. И только средние фирмы, где на виду и под контролем каждый агент, еще не потеряли человеческого лица.
Сертификация? Есть некоторые надежды на нее, но сколько пройдет времени, пока большинство фирм согласится принять единые стандарты совершения сделки? Я сомневаюсь, что рынок идет в сторону цивилизации. Считаю, что с точки зрения морали, он даже опускается.
Александр Сенаторов, генеральный директор Московского инвестиционного агентства недвижимости (МИАН):
– Безусловно, рынок недвижимости с каждым годом становится более цивилизованным. Во-первых, сейчас ниже степень его криминализации – число случаев мошенничества по сравнению с тем, что было раньше, существенно сократилось. Во-вторых, спектр функций риэлторских компаний значительно расширился – крупные агентства недвижимости вышли за рамки только посреднической деятельности. Сегодня крупнейшие московские риэлторы осуществляют проверку юридической чистоты квартиры, обеспечивают юридическое сопровождение сделок, инвестируют средства в строительство нового жилья.
Недавно появилось понятие постпродажного обслуживания клиентов. Например, МИАН не так давно запустил широкомасштабную дисконтную программу «Условия для жизни», которая позволяет нашему клиенту обустроить купленную у нас квартиру с меньшими финансовыми затратами. Кстати, сам клиент сейчас стал более информированным в вопросах недвижимости – прежде чем покупать жилье, человек наводит справки о ситуации на рынке, о соотношении спроса и предложения. Сегодня такую информацию можно получить во всех центральных и специализированных СМИ – и это, кстати, еще один признак цивилизованности рынка.
В последние годы на рынке недвижимости появилось много новых технологий, таких, как единая электронная база данных или постоянно действующая выставка «Столичная недвижимость» – единая площадка реализации новостроек. Можно с уверенностью сказать, что с развитием Интернета количество новых риэлторских технологий будет только увеличиваться. А это позволит еще более усовершенствовать наш сервис.