Рынок жилья должен быть без жулья
Не секрет, что риэлторов у нас скорее ругают, чем хвалят, дескать, наживаются на бедных гражданах, обирая их скрытой комиссией. Руководители же риэлторских фирм, отвечая на эти обвинения, заявляют: «Что вы от нас хотите? Мы же на рынке всего-то пятнадцать лет! Западный рынок шел к своему цивилизованному состоянию целых сто лет!». Насколько справедлив данный аргумент? Так уж непобедима на нашем рынке «скрытая комиссия»? На эту тему наш корреспондент беседует с генеральным директором одного из московских агентств недвижимости Петром Стрешневым.– То, что наш рынок функционирует лишь пятнадцать лет, вовсе не повод, чтобы оправдывать обман клиентов. Кстати, такого явления как скрытая комиссия у западных риэлторов никогда не было.
– Там, наверное, и в голову никому прийти не может обмануть человека на продаже его жилья?
– Уверен, что это так. И тому вижу два подтверждения: во-первых, у них другое отношение к собственности, она для них священна. Во-вторых, и это вытекает из первого, скрытая от клиента комиссия квалифицируется как тяжкое уголовное преступление со всеми вытекающими отсюда последствиями.
– Почему же наше государство смотрит сквозь пальцы на такие правонарушения?
– А почему наши граждане позволяют себя обманывать? Не надо уповать на государство, государство – это мы. Нам бы побольше личной ответственности. Поэтому я не сторонник рассмотрения государства в качестве жупела, скорее хотелось бы видеть его в качестве старшего, мудрого партнера по становлению нормальных рыночных отношений. Да, государство лояльно к риэлторам, обирающим граждан, вот только, сможем ли мы в принципе решить проблему скрытой комиссии, ужесточая наказания фирм-жуликов? Не уверен.
– Может, назад к лицензированию? Многие же сейчас к этому призывают!
– Тут уместно обратиться к статистике. После отмены лицензирования количество мошенничеств в их классическом понимании уменьшилось. Это и понятно, иначе нужно было бы признать, что наше общество не прогрессирует, а регрессирует, что, безусловно, не так. В то же время статистика говорит о том, что количество обращений граждан по поводу жульнических действий фирм здорово возросло. Становится понятным желание чиновников побороться с этим явлением. Но ведь к возобновлению лицензирования призывают и фирмы, лидирующие в статистике!!! Странно? Нисколько. С чиновниками они-то поделятся, но зато и добросовестных конкурентов, глядишь, поубавится. Не о лицензировании сейчас нужно думать, а о том, как выстроить на рынке такую систему отношений, которая сама бы отторгала противоправные действия риэлторов.
– Но такую же цель преследует и проект закона «О саморегулируемых организациях». Ваше к нему отношение?
– Самое положительное. Уверен, польза от него рынку недвижимости будет, ведь он обеспечит одну простую вещь: в процесс контроля за качеством услуг организованных риэлторов, решивших работать по этому закону, будут включены и потребители этих услуг, наши клиенты. Недобросовестным риэлторам в этой системе делать будет нечего.
– Но чтобы клиенты смогли контролировать качество услуг организованных риэлторов, они сами должны быть организованы?
– Конечно. Странно, что у нас этого еще не произошло. В других сегментах рынка клиенты уже организовались, зарегистрировав региональные общества защиты прав потребителей. И, судя по их сайтам, работают-то они успешно. Чем же клиенты нашего рынка хуже? Думаю, общества по защите прав потребителей риэлторских услуг сейчас очень актуальны.
– Петр Николаевич, если закон примут, то уже существующим общественным организациям риэлторов придется делать выбор: работать им по данному закону или нет? Дело-то добровольное.
– И хорошо, что добровольное, выбор получается осознанный. Думаю, что он простым не будет. В определенной мере общественным организациям риэлторов предстоит пройти момент истины: что они собой представляют, и каким идеалам служат? Конечно, было бы оптимальным, чтобы уже существующие ассоциации риэлторов начали работать по этому закону, поскольку там и опыт работы накоплен неплохой, и соответствующие институты имеются. А, вообще, гадание – дело неблагодарное. Повернуться лицом к клиенту можно и нужно уже сейчас, было бы желание, а лучше – убеждение.