23:30:44
11 апреля 2021 г.

Игорь Карташев: «Счастлив, потому что успел и то, и это…»

В гостях у звездыПятьдесят серий недавно прошедшего по телеэкранам фильма «Зона» сделали Игоря Карташева, где он сыграл ее «хозяина», столь популярным, что актера теперь не только узнают на улице, но и предлагают помощь и дружбу. С этого мы и решили начать свой разговор с заслуженным артистом России, музыкантом и композитором, художником (может, кем-то еще, просто мы пока не знаем) Игорем Карташевым.

Про стройку и таджиков

– Вы спрашиваете о бытовых дивидендах, которые принесла мне роль «хозяина» зоны? Мы тут с женой затеяли делать на даче новый забор. Нашли двух таджиков, выехали на участок, таджики на машине за нами едут… И вдруг – пропали. Возвращаемся и видим: их гаишники арестовали, злющие такие – один в капитанских погонах, другой в лейтенантских. Никогда не умел разговаривать с властью, а тут заставил себя подойти. Заглянул в окно их машины, а они мне – «Чего надо?» «Отпустите моих рабочих, – говорю. – Я тут между съемками решил забор на даче построить». И тут… (вот он момент славы!) они меня узнают и уже совершенно другим тоном: «Хозяин?..» Ну, дальше взаимные расшаркивания, мол, все пятьдесят серий отсмотрели на одном дыхании, автограф попросили.

– А таджики что? Молчат, слушают?

– Про таджиков все забыли, и они – давай бежать. Я им: «Милые, пожалуйста, постройте мне забор!» А они: «Мы и не знали, что вы – полковник!» – «Да я – не полковник. Я артист». Даже не верится, как люди отождествляют актера с его ролями… Спросил таджиков, нет ли рядом какой-нибудь строительной базы. Они давай звонить на базу: «К вам сейчас начальник зоны приедет». На базе переполох, ничего понять не могут. Какой «начальник зоны»? Смешная ситуация.

– Как попали на эту роль? Ведь у вас амплуа, извините, героя-любовника…

– Вначале Петр Штейн, наш режиссер, пробовал меня на роль капитана Багрова, а потом вдруг сообщает: будешь играть начальника зоны. Я – чуть ли не в слезы: «Петр Александрович, ну, какой из меня начальник зоны?». «Ну да, с твоей белогвардейской рожей в этом фильме тебе вообще не место. Но я решил, – отвечает Штейн, – сделать так, чтобы все начальники зон брали с тебя пример. Гостюхин будет интеллигентным, тонким, психологичным.» Наговорил кучу комплиментов, чем тут же купил актерское сердце.

– Еще про фильм. Вы, знаю, в жизни машину не водите, а в фильме пришлось. Чем все закончилось?

– Было два дубля, и второй оказался явно лишним: я все-таки разбил «гаишникам» их «Волгу».

В одном стиле

– Теперь про квартиру. Отовсюду веет стариной… Признайтесь, дизайнеров приглашали?

– Ну, разве что друзей-художников водки выпить, посидеть под хорошую закуску. Один из ребят, кстати, расписал вот этот старый рояль. А если серьезно, кроме театрального училища им. Щукина, ранее закончил еще и художественное. Так что сам себе и дизайнер… Поймал себя на мысли, что оформить квартиру, это как картину новую написать. Можно обставить дом в голландском стиле, а через три месяца, конечно, имея деньги, решить интерьер как-то еще.

Например, комната сына. Там стоит старинный рояль, есть камин, напольные часы с боем. Все – стулья, диван, пол, люстра – в едином английском стиле.

– Память детства?

– Ну что вы! В детстве у меня никогда не было своей комнаты, чтобы сделать уроки метался между кухней и гостиной. Женившись, мечтал, чтобы дети имели свой угол. Но, когда оформил комнату сыну в английском стиле, я понял, что ошибся: мальчик катается на скейте, ему близок панк-рок, и комнату он хочет в стиле хай-тек. Поначалу я даже пришел в ярость, ведь все для него делал! Потом осознал и внутренне улыбнулся: ну, конечно, комнату ему надо было делать в стиле хай-тэк. Фиолетовые стены, серебряный потолок, несложные мебельные композиции.

Это трудно – угодить всем и в то же время не нарушить общий баланс квартиры: все должно быть индивидуально, но и иметь общий стиль, общую идею.

– Есть любимое место в квартире?

– Кухня. Там есть маленький уголок, о котором говорят: «Это место отца». Я срезал батарею, образовался закуток, вверх уходит труба, которая всегда теплая. А поскольку из окна дует (никак не могу пластиковое окно вставить), прижимаюсь к этой трубе, и мне становится хорошо в этой жизни.

– Свои романсы пишете на этом стуле?

– В основном. Причем ночью, когда все ложатся спать. Прижимаюсь к этой трубе, беру гитару, раскладываю пасьянсом стихи. Очень часто, перебирая бумажки, просиживаю всю ночь. И если ничего не происходит, очень злюсь на себя. А бывает, что вдруг пишу даже и по две песни за ночь.

Критик под боком

– Самый суровый критик, наверное, супруга?

– В общем – да, так уж повелось, что первый человек, которому что-то показываю, это – она. Буквально на второй строке, по ее глазам, могу определить, что за песню я написал. Пытаюсь спорить иногда, хотя внутренне понимаю: да, вещь плохая. Но мне же нужно как-то отстоять право на творчество! Хотя, пару песен она не разглядела, ей они не нравились.

Жена никогда не относилась к моему творчеству с обожанием, как некоторые жены, она всегда хотела, уж если я что-нибудь делаю, это должно быть достойно.

– А как вы познакомились?

– Двадцать с лишним лет назад был в гостях в одной из московских квартир – с ленькой кухней, низкими потолками – и в достаточно большой компании. С верхнего этажа, как мне сказали, должна была спуститься соседка. Открылась дверь, я увидел эту соседку и пропал… Мы живем вместе вот уже двадцать лет.

– Марина любит поэтов Серебряного века. А вы, в некотором роде, стали его певцом: на вечера ваших романсов на Арбате собираются полные залы… Эту любовь заложили родители?

– Наверное, и родители тоже. Хотя мне кажется, что человек рождается с каким-то определенным родством к какому-то времени, что-то в нем уже заложено. Я родился в Алма-Ате. Бабушка и дед пели на оперной сцене, мама преподавала музыку в консерватории и музыкальном училище. Отец тоже был очень музыкален, играл на фортепиано, хотя был милиционером. Помню, что дома в семье деда все ходили в длинных халатах, носили монокли, по вечерам семья собиралась за большим круглым столом, играли в лото… Я эту атмосферу впитал с колыбели. А еще мама со мной много рисовала, лепила. Она дала мне восприятие цвета и какую-то усидчивость. Когда поступал в художественное училище, мы, похоже, обошли с ней все музеи, которые возможно было найти в Алма-Ате. Она скупила все альбомы мировой классики, и я их изучал. Не понимал: как можно так потрясающе рисовать!

– Картины на стенах – ваши?

– Мои. Помню, как в минуту кризиса решил на все плюнуть и начать писать… Разложил этюдник, поставил холст, часа два ходил вокруг, курил, рука дрожала. То, что раньше было для меня обыденным: взять карандаш и начать делать несложный рисунок, теперь вызывало волнение и страх. Этот страх могут понять только художники. Но процесс так меня увлек, что я понял: на данный момент жизни мне ничего больше не нужно. И только в полседьмого вечера вспомнил, что у меня в семь спектакль. А ехать до театра – минут сорок пять. Влетел в гримерку, спектакль задержали на пятнадцать минут, выскочил на сцену абсолютно счастливый, руки в краске, перепутал весь текст, глаз при этом горел, как никогда… Потом все актеры спрашивали: «Ты что, выпил что ли?» А я играл и чувствовал, что мне спектакль сейчас мешает! Абсолютно обалдевший после аплодисментов ехал домой и думал, что день удался, потому что и то успел, и это. Потом всю ночь дописывал картину, абсолютно счастливый, потому что получил еще и допинг от зрителя.

Гитары, гитары…

– Есть ли в доме вещи знаковые для вас?

– Вообще-то не поклоняюсь вещам. Хотя есть четыре гитары. Одну из них – гитару Крафта – купил недавно. Очень красивый инструмент, он мне чрезвычайно нравится. Без лишних перламутров, интересной формы. Если сравнить форму этой гитары с формами женщины, то она совершенна, на мой взгляд…

– А говорят, что когда-то у вас была гитара, отделанная камнями, и она сверкала в свете прожекторов?

– Было-было. Можно сказать, что, пройдя все «измы», как сказал Пастернак, и насытившись, я «впал в простоту, как в неслыханную ересь». У меня есть еще одна гитара, на которой перламутром выложена буква «К» – первая буква нашей фамилии. У гитары два грифа, мне ее во Владимире подарили… цыгане после концерта.

– Цыгане?!

– Подошли пять цыганок и старик-цыган, сказали, что им очень нравится то, что делаю на сцене, и они хотят преподнести сувенир. В какой-то тряпке, дрожащими руками извлекли из багажника очень старый инструмент. Гитара эта стоит возле камина, как память, как произведение искусства. У камина стоит еще одна гитара – двенадцатиструнная. Есть и абсолютно черная гитара. И две гитары – у сына. Так что дом, можно сказать, завален музыкальными инструментами. Но если кто-то трогает мои гитары, я прихожу в ярость.

Забавный был случай… Маленькая трехлетняя дочка любит во всем порядок. Однажды перед концертом обнаружил, что все колки (это то, на что натягивают струны) перекручены, инструмент полностью расстроен. Спрашиваю: «Настя, кто это сделал?»– а она: «Но ведь теперь они же ровно стоят!» Она их… подровняла.

Про героев и людей

– Кто оказывал влияние на ваше становление как актера?

– В спектакле «Деревья, вырванные с корнем» моим партнером был Юрий Васильевич Яковлев. Находиться с ним на сцене и дружить – большое счастье. Это человек умнейший, тончайший, артист от Бога. Учиться у него можно бесконечно. Я ловил каждое его движение, слово, замечание. Потом с ним играли чеховские водевили, и это тоже был праздник жизни. Работал и с Львом Ивановичем Борисовым, сегодня в спектакле «Три возраста Казановы» – с Вячеславом Шалевичем. Он играет старшего, умудренного опытом, Казанову, а я среднего, проходящего активный период любви. И, конечно, очень большую роль в моей жизни сыграл мой мастер – Евгений Рубенович Симонов. У него было вахтанговское музыкальное понимание стихов. Ключ к их чтению я нашел благодаря ему, он это делал очень талантливо.

– Самый неожиданный интерьер, в котором снимались?

– Тюрьма, в которой снимали «Александровский сад». Это было испытание: проходить утром все кордоны, смотреть целый день, как люди там живут – к вечеру всегда настроение было подавленное. Тем более что снимали фильм в отсеке, где сидят больные туберкулезом. Я играл человека достаточно отрицательного, которого высокая власть из Кремля заставляет участвовать в убийстве сына Сталина. Мой герой кончает жизнь самоубийством.

– Вам не страшно заниматься своей профессией? Поясню: создается ощущение, что когда человек достигает определенного уровня мастерства, его знаковые роли начинают оказывать роковое влияние на судьбу. Не страшно?

– Страшно, как и всякому артисту. Тем более что мои герои часто уходили из жизни. Взять хотя бы Франсуа Вийона, которого вешают. Но страшно еще не успеть что-то сделать. А я ненасытен: хочется много работать и многое успеть – и в кино, и в театре, и в песнях. Думаю, что столько напел в своей жизни песен о любви, что это должно дать мне силы и возможность петь и играть дальше.

Наша справка

Игорь Карташев, заслуженный артист России, один из ведущих артистов Московского драматического театра имени Рубена Симонова, музыкант и композитор, талантливый художник. Закончил Художественное училище в Алма-Ате, Театральное училище имени Б. Щукина в Москве. Играл в спектаклях «Франсуа Вийон (Блудный сын)», «На всю катушку», «Реинкарнация по-московски», «Самоубийца», «Не упомни зла», «Три возраста Казановы», «Валентин и Валентина», «Комедианты».

Снимается в кино. Автор и исполнитель песен и романcов на стихи Пастернака, Ахматовой, Гумилева, Северянина, Гиппиус, Набокова.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация