Мнение жителя. Нам не страшно ТСЖ!
У нас, что не делается — все к лучшему, хотя дорога к этому лучшему лежит через одно место и все знают через какое именно. Знают, но изменить ничего не могут. Так уж заведено в нашем государстве.Вот и жилищно-коммунальная реформа (ЖКР) со всеми ее последствиями (ТСЖ, УК и пр.) принадлежит к разряду такого рода улучшений. Нам предлагают хорошее дело (ой, прошу прощения, навязывают в приказном порядке), и тут же подставляют на каждом шагу. Как же без этого? Без этого денег кое-кому не заработать…
Ну, и нам «рабам своего счастья» ничего не остается как изобрести очередной «ответ Чемберлену», другими словами, как-то извернуться и выжить в суровых условиях нововведений.
Как обслуживали наши дома пресловутые ЖЭКи и ДЕЗы мы хорошо знаем. В большинстве случаев никак! Это при том, что мы свои квитанции по кварплате оплачивали вовремя.
Всю жизнь для того, чтобы поменять кран или прокладку нужно было столько звонить, ходить, просить, ждать, а потом еще и платить, просто повесится можно! Помнится, на уроках труда мальчиков преподаватель говорил: «Парни! Будьте мужиками, а не теми у кого унитаз в желтых потеках и на кране тряпочка висит, чтобы по мозгам не капало! Да и вообще «трешку» лучше на себя потратить».
Да, не ведали учителя простых советских школ, что с 1 января 2007 года самое главное — это не умение воспользоваться разводным ключом, а правильно составить договор с обслуживающий организацией… Потому что только тогда ремонт подтекающей батареи или восстановление электропроводки займет минимум сил и времени.
Итак, поставщики воды, света и тепла больше не хотят недосчитываться своих денег за израсходованные неизвестно кем ресурсы. А те, кто отвечают за состояние жилого фонда не желают следить за каждым подъездом. Поэтому и решили «умные граждане» переложить «с больной головы на здоровую» и сделать так, чтобы жители сами все делали. Для этого привели примеры из нашего же дореволюционного прошлого, а также периода НЭПа, когда жилой фонд в значительной степени был в частных руках и вроде как соответствовал… Хотя это далеко не так.
Привели нам и суровую статистику. По данным Министерства регионального развития РФ, в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода — 65%, канализации и тепловых сетей — 63%, электрических сетей — 58%, водопроводных насосных станций — 65%, канализационных насосных станций — 57%, очистных сооружений водопровода — 54% и канализации — 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов.
А все почему? Из-за неэффективного централизованного управления, основанного на бюджетном дотировании. Так что, уважаемые граждане, сказали нам, давайте будем сами следить за своим жильем, создавать кондоминиумы — то есть становиться хозяевами совместной собственности.
И все бы ничего. Только ведь сбросили на наши плечи то, что нуждается в ремонте и серьезных финансовых вложениях, а посулили отменное качество обслуживания и возможность самостоятельного хозяйствования. Но объяснили это на своем «научном» языке, чтобы сразу «в лоб» не получить от «униженных и оскорбленных».
Впрочем, многие и не собирались «кулаками махать». Ведь если вдуматься, самостоятельно управлять домом удобнее, нежели зависеть от РЭУ и им подобных. Даже в наших российских условиях. Так, немалое количество новоселов в новостройках (да и в ранее построенных домах) уже образовали ТСЖ и сейчас неплохо себя чувствуют.
В принципе можно передать хозяйство дома управляющей компании (УК) или выбрать непосредственное управление, когда каждый владелец квартиры заключает договор с приглянувшейся ему обслуживающей организацией.
Однако ТСЖ вышло на первое место по сравнению с другими формами управления.
Во многом это обусловлено нашими законами. Не вдаваясь в подробности, ТСЖ явилось наиболее эффективной и прогрессивной формой управления. Оно близко нам и исторически — напоминает знакомые жилищные кооперативы. Раньше жильцы тоже объединялись неспроста — не только, как покупатели кооперативного жилья, но и с целью более качественного обслуживания дома. Например, выбранный бухгалтер вел отчетность по всем платежам, своевременно предупреждая об изменении тарифов, районные слесари и электрики быстрее реагировали на заявки, так как иначе в ЖЭК могло поступить коллективное письмо с жалобой от кооператива и пр.
Сегодня ТСЖ также предполагает более оперативное решение вопросов, связанных с эксплуатацией дома. Как юридическое лицо оно имеет право заключать серьезные договора по обслуживанию, ремонту, аренде имеющихся площадей и многим иным моментам. Управляющая компания не всегда будет «болеть душой» за своих подопечных, а каждый собственник в одиночку вряд ли сможет чего-то добиться.
Вот простой пример. В доме есть свободные площади. Их можно сдать в аренду, в частности под магазин или офис. Арендная плата пойдет на финансирование общедомовых нужд. Следовательно, жильцам не придется собирать деньги на эти нужды. Вряд ли УК будет заинтересована в такой аренде. В лучшем случае разместит там свой склад и будет им пользоваться по минимальным арендным ставкам или вообще по бартеру — в обмен на маленькую часть своих услуг. В случае ТСЖ сдача имеющийся площади обещает быть максимально выгодной.
Есть, конечно, у ТСЖ и свои сложности. Так наибольшая трудность — заинтересовать всех жителей одним общим делом. Только при этом возможен действительно высокий результат. В частности снижение расходов по содержанию квартиры! Разумеется, для этого необходимо выбрать достойное правление. Все-таки известны случаи махинаций со стороны недобросовестных руководителей, думающих только о собственной наживе. Поэтому если выявляются факты нецелевого использования средств или тем более хищений, правление следует немедленно переизбирать!
Прекрасно, если каждый житель будет оказывать посильную помощь в деятельности дома. Наверняка, среди владельцев квартир и нанимателей присутствуют опытные бухгалтеры, юристы, инженеры, строители, дизайнеры, да и просто инициативные люди. Они могут многое сделать для дома (а, следовательно, и для себя), что называется, своими руками. Разумеется, только несколько штатных должностей в ТСЖ будут получать зарплату, неся днем и ночью свою вахту, но одни они не смогут привести весь дом к процветанию.
Непременно следует установить равноправие между собственниками, нанимателями и льготниками, ибо от неприязни друг к другу толку точно не будет. А в условиях добрых взаимоотношений можно добиться очень многого.
Далее, следует разобраться с состоянием дома и должниками. Это одни из самых болезненных вопросов и с их решением ни в коем случае нельзя затягивать. Например, если дом старый и в нем не проводился обязательный ремонт, следует обратиться в ЖЭК (РЭУ, ДЕЗ) и обязать их выполнить текущие работы. Желательно добиться исполнения этого до оформления новой формы управления. В противном случае расходы на обещанный ремонт могут лечь на общий бюджет собственников. Если прежняя обслуживающая контора не торопится выполнять свои обязательства, об этом следует уведомить местные органы управления, затем подать жалобу в суд и, по крайней мере, получить письменное подтверждение обязательства выполнить необходимые работы в конкретный срок. Даже если на тот момент уже будет образовано ТСЖ, и собственники прейдут на обслуживание к другой организации.
Кстати, для проведения ремонтных работ ТСЖ (УК) имеют право обратиться в местный орган власти (например, в муниципалитет) с просьбой о безвозмездном субсидировании. Тем более в том случае, если в доме проживают наниматели социального жилья.
Что касается должников, то до выбора ТСЖ или УК задолженность этих граждан лежит на них и только на них! Новая форма управления не перекладывает на свой баланс долги, образованные до ее создания.
После урегулирования всех спорных правовых вопросов необходимо четко определиться с бухгалтером, паспортисткой, а также с электриком и сантехником. Это самые важные работники, которые обязаны в назначенные часы находится в доме и оказывать соответствующую своей должности помощь жильцам. Поскольку они сидят на окладе (согласно штатному расписанию), с них и спрос за качество проведенной работы.
Немаловажным является проведение совместных мероприятий со всеми жильцами. Это касается не только развлечений: коллективных экскурсий, лекций, организации выходного дня для дошкольников и школьников, но и практических вопросов. Например, выбор, покупка и установка однотипных индивидуальных счетчиков, совместная оплата арендуемого грузовика для закупки стройматериалов (особенно актуально в доме-новостройке, сдающимся без отделки), или аренда маршрутки, доставляющей жителей до ближайшей станции метро и пр.
Одним словом, если уж нам пришлось испытать ЖКР, не следует отчаиваться, а следует искать пути по объединению жителей. И здесь не нужно бояться принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Иначе выбор может быть осуществлен помимо воли жильцов, а изменить ситуацию можно будет не раньше, чем через год.
Более того, затягивать выбор формы управления, а также тянуть с заключением договоров на обслуживание нельзя. С каждым днем, приближающим нас к дате 1 января 2007 года, ажиотаж на рынке коммунальных услуг растет. «Коммунальщики» поднимают цены. А самое неприятное — возникает масса лжеорганизаций или фирм-однодневок, предлагающих свои услуги и в качестве Управляющих компаний, и в качестве обслуживающих фирм. Стать жертвой мошенничества не сложно. Особенно в преддверии Нового года, когда страсти возрастут до максимума. Лучше позаботиться о себе, соседе и своем доме заблаговременно. И тогда не страшны никакие ЖСК и тем более ТСЖ!
Алексей Трембицкий
Личные Деньги