23:30:44
11 апреля 2021 г.

Москвичи возвращаются в центр города

Где еще, как не в центре города, пересекаются не только пути, но и интересы всех без исключения москвичей, где бы они не были прописаны — в Южном Бутове, Люблино или на Старом Арбате? Поэтому вопросов к префекту Центрального административного округа Серге

Играют все

— Сергей Львович! В этом году органам исполнительной власти постперестроечной Москвы исполняется пятнадцать лет. Самое время вспомнить о том, с чего начинался этот период. Центр тогда катастрофически обезлюдел: первые новые русские лихорадочно скупали себе под офисы огромные коммуналки в исторических зданиях, ссылая коренных обитателей на окраины города. И однажды власти вдруг с ужасом обнаружили, что после того, как в конце рабочего дня окна погаснут, дома превращаются в мрачные, словно необитаемые громады. Юрий Лужков поставил тогда цель — вдохнуть в центр Москвы снова жизнь. Удалось?
— Достаточно выйти вечером на любую улицу и убедиться в этом своими глазами. Да и Мосгорстат подтверждает, жители вернулись в центр города. Если в 90-е годы в Центральном округе проживали 650 тысяч человек, то сейчас уже 700 тысяч. Прирост произошел в основном благодаря тому, что, переселяя людей из ветхого и аварийного жилья, город создал такие условия, что теперь почти все получают новые квартиры в своем округе. Если только кто-то сам не захочет переехать куда-нибудь в район-новостройку, поближе к природе. Да и рождаемость выросла.
— А как с садиками дела? Могут молодые мамы, устроив малыша, снова вернуться на работу?
— Фактическая очередь в детсады будет ликвидирована в этом году. То есть все, кто написал заявление с просьбой устроить ребенка в детское дошкольное учреждение, такую возможность получат. Но по нормативам садов еще недостаточно. Например, в Мещанском районе есть свободные места, там берут детей даже из соседних районов, а в Пресненском, Басманном — жуткий дефицит. От нормативного дефицита избавимся в ближайшие пять лет.
— Скорость, с какой в ЦАО появляются социальные магазины, — 300 буквально за два года, — как-то компенсировала потерянные в ходе приватизации гастрономы и продмаги. По крайней мере, за пакетом молока и картошкой не нужно больше ехать на другой конец Москвы. А спортом в центре можно заниматься? Причем не в фитнес-клубе за пару тысяч долларов в год, а по сходной цене?
— Появилось очень много спортплощадок, на которых вообще не нужно ничего платить. В каждом дворе или хотя бы микрорайоне имеется либо хоккейная, либо футбольная площадка или какой-нибудь городок здоровья. Работу по насыщению ими планируется завершить к концу текущего года. Но проблема нормативной обеспеченности тоже еще остается. Скажем, человек не хочет играть ни в футбол, ни в хоккей, а хочет заниматься волейболом, или шашками, или настольным теннисом. Для этого ему пока приходится куда-то ехать, а надо, чтобы любой вид спорта был расположен если не в шаговой доступности от дома, то хотя бы в соседнем районе.
— В центре столицы, говорят, особенно популярен стритбол?
— Действительно, уличный баскетбол очень любят в округе. Наверное, потому что он дает возможность не просто приобщиться к физкультуре, а является определенной субкультурой для молодежи. Своеобразная музыка, одежда, драйв, открытое противоборство — все это вызывает интерес у ребят. И поддерживать стритбол нетяжело — он не требует больших вложений денег и пространств. На нескольких десятках квадратных метров могут располагаться несколько спортивных площадок. В общем, не зря, наверное, когда округ проводил в Лужниках большой турнир, посвященный столетию российского баскетбола, в нем приняли участие несколько сотен команд Москвы и других регионов России.
— Все могут при желании поиграть в стритбол?
— Сейчас в округе есть 5 комплексных площадок, в ближайшие два-три года планируется построить еще 5. Думаю, этого вполне достаточно.
— Какая часть жителей округа, по вашим оценкам, занимается спортом?
— Скажу о детях: из 96 тысяч школьников как минимум 50-60 тысяч так или иначе занимаются спортом, начиная от зарядки, любительской игры в футбол, занятий в секциях на межшкольных стадионах и заканчивая регулярными занятиями в спорткомплексах.
— А условия есть? Кое-кто из москвичей, например, недоумевает: мэр подписал распоряжение о развитии гольфа, как известно, очень дорогостоящего вида спорта. Не лучше ли было бы лишний плавательный бассейн построить?
— Мы строим и бассейны: «Коралл» уже работает в Красносельском районе, в конце года откроется бассейн на Арбате, на улице Композиторская, в Таганском районе будут строить бассейн. На улице Талалихина открылся Дворец ледового спорта, а на Рабочей улице строится каток. В планах — строительство школы олимпийского резерва по самбо в Хамовниках. Так что не надо противопоставлять эту работу гольфу, тем более что гольф-поля будут строиться не на бюджетные деньги, а за счет инвестиций. Не вижу причин, почему крупнейшей из столиц, привлекательной для туристов из многих стран мира, не создать условия и для его развития?
— А вы сами занимаетесь спортом?
— Занимаюсь в тренажерном зале, играю в хоккей, баскетбол.
Нет волшебного лекарства от пробок
— Сергей Львович! Можете сказать, сколько машин въезжает в центр Москвы за один день?
— Примерно около 400 тысяч автомобилей одновременно каждый день находятся на территории Центрального округа.
— Что делать с этими безумными пробками на дорогах, фактически парализующими движение?
— Проблема пробок существует, но не надо ее и нагнетать. Так, как стоят из-за них Нью-Йорк, Париж, Лондон, Москва не стоит никогда. Единственный город в мире, который едет всегда, на мой взгляд, это Берлин с его мощной системой наземного и подземного пассажирского транспорта. Москве надо с него брать пример, что она и делает, развивая множество новых видов городского транспорта вроде скоростного трамвая, легкого метро, монорельса, использования линий железной дороги, проходящей по городу, и другие.
— А как вы оцениваете новый законопроект, выдвинутый депутатами гордумы, по объявлению запрета въезда в зоны с высокой техногенной нагрузкой? Центр столицы наверняка войдет в число этих зон?
— Отношусь весьма критически, если рассматривать его как волшебную палочку, которой можно махнуть, и пробки в Москве исчезнут. Не будет этого.
Пробки — серьезная проблема, связанная с бурным экономическим развитием города и неготовностью его дорожной сети и существующей системы паркирования принять нынешний поток машин. Решить ее можно только комплексно. Путем строительства новых транспортных систем, например, четвертого кольца, реконструкции существующих магистралей, а также с помощью иных мер вроде сокращения числа светофоров, строительства новых подземных переходов, перевода улиц на одностороннее движение.
— Центральный округ выступил инициатором масштабной программы по строительству гаражей. Как она выполняется?
— Не заниматься гаражами было нельзя: в округе была самая худшая ситуация. Если в среднем по городу их имели 30-35 процентов автомобилей, то в центре всего 20. К 2008 году поставлена задача поднять обеспеченность до 60 процентов. В итоге если в 2004 году построено 3 тысячи гаражей, то к концу 2006 года введено в строй уже 25 тысяч машино-мест. В многоярусных стоянках, подземных гаражах, отдельно стоящих, в составе деловых центров…
— А что с обещанными народу «народными гаражами»?
— В работе уже 21 участок. Удовлетворены все поступившие заявления, и те, которые поступят позже, тоже будут удовлетворены.
— Ясно: цена, видимо, такая, что желание обзавестись гаражом у простого москвича пропадает?
— Стоимость получилась от 3 до 8 тысяч долларов. Дорого, конечно. Проведенный опрос показал, что реальная цена, которая устроила бы многих автовладельцев, 2,5-3 тысячи долларов. Но появляются новые технологии, более дешевые материалы, так что надеюсь, цена еще может снизиться.

Кто пришел и кто ушел?

— В последнее время из центра активно выводятся промышленные предприятия. Но ведь многие из них — это тоже лицо Москвы? Нет ли проектов разместить в бывших цехах музеи, как это делает тот же Лондон?
— Москва идет по такому же пути. Например, в здании «Красного Октября» разместится музей шоколада.
— А что будет на месте «Трехгорной мануфактуры» на Красной Пресне, которая, как недавно стало известно, переезжает в Гаврилов-Ям Ярославской области?
— Уезжает массовое производство. На историческом месте останутся административно-деловой центр, экспериментальное производство и дизайнерский цех.
— Не раз сообщалось, что в 2007 году завершится работа по созданию пешеходной зоны от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной. В каком состоянии вообще реализация проекта «Золотой остров»?
— Я бы сказал, в завершающей стадии подготовительного этапа. Проделана большая работа по разработке комплексной схемы инженерного обеспечения, а в этом месяце будет готов проект планировки территории всего Золотого острова. Ряд инвесторов приступили к сносу ветхих построек и выносу коммуникаций. Ближайшая задача, поставленная мэром, — завершить строительство пешеходной эстакады от моста, который идет от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной и до разводного канала с переходным мостом с Яузы на Якиманку. Прогуляться по этой пешеходной эстакаде москвичи, я думаю, смогут к будущему Дню города.
— В центре, кажется, снесли уже все старые гостиницы, вот только «Центральную» забыли. Или ее тоже ждет снос?
— Пока в планах нет. Никто не трогает не только «Центральную», но и «Националь», «Метрополь»…
— А вводить построенные отели взамен снесенных когда начнут?
— «Интурист», например, предстоящей осенью. Кроме него до конца года будет сдано еще 12 отелей, причем большинство трехзвездочных, которых как раз больше всего не хватает. Всего же к 2010 году должно быть введено 100 гостиниц. Поэтому я надеюсь, что не только москвичи, но и гости столицы скоро будут чувствовать себя в нашем городе как дома.

Досье «РГ»

ЦАО — самый маленький округ столицы. Его площадь составляет 66,2 кв. м, или 6,1 процента площади городских земель. На его территории находится около 400 тысяч домов. В них проживают 702 тысячи жителей. Плотность населения округа превышает средний городской уровень и составляет 8,5 тысячи человек на один кв. км, тогда как средняя плотность по Москве — 7,9 тысячи человек на один кв. км. На его территории находятся 240 промышленных предприятий. В ЦАО расположено 67 процентов всех уникальных объектов столицы, еще 54 процента всех объектов — городского уровня и 17 процентов — местного уровня. Округ входит в тройку самых благополучных округов по вопросам трудоустройства. Здесь проживают всего 1,9 тысячи безработных.
Любовь Пятилетова
Российская газета

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация