Как пережить кризис: девелоперские компании вспоминают стратегии 2008 года
Эксперты рынка недвижимости все чаще сравнивают кризис 2014 года с кризисом 2008 года. Трудности рынка недвижимости в эти периоды очень похожи, что позволяет использовать уже выработанные антикризисные механизмы.
Финансовый кризис, начавшийся в 2014 году, напоминает кризис 2008-2009 годов. На рынке недвижимости очевидные параллели можно провести в области уровня спроса и числа сделок. При этом предпосылки кризисов — разные. В прошлый раз экономический кризис настиг рынок не сразу, но для его обвала потребовалось всего пару недель.
В тот раз ни компании, ни банки не имели денег для выживания. Кризис 2008 года провел «зачистку» рынка недвижимости. Ряд компаний ушел с него, другие из-за долгов или банкротства сменили владельцев. На этот раз компании готовы, и все может быть иначе.
Важно то, что сегодня у девелоперов и риелторов уже есть отработанные антикризисные механизмы. Наиболее популярный из них — уход в сегмент недвижимости класса «эконом». Данный способ наиболее актуален для жилой недвижимости.
Благодаря этому в 2008 году произошло выравнивание цен, появились квартиры с отделкой (на первичном рынке). Благодаря уходу в дешевые сегменты так же произошел подъем комфорт-класса.
Другой достаточно эффективной, хотя и несколько рисковой антикризисной, мерой можно считать заморозку проектов. Однако если кризис затянется, заморозка может стать могильщиком ряда компаний.
Наконец третьим, не менее эффективным способом выжить в кризис, является возможность получения госконтракта. Такие контракты почти гарантированно помогут компании пережить тяжелые времена, однако получить такой весьма сложно. Это в свою очередь заставляет компании бороться между собой.