Мимо Химок не проехать
Необходимость расширения «узкого горлышка» Ленинградского шоссе от МКАД до Химок давно и всем была очевидна.Затянувшийся спор московских и подмосковных властей о том, кто возьмет на себя финансирование дорожного строительства на этом отрезке, наконец прервал министр транспорта России Игорь Левитин, пообещав оплатить расширение Ленинградского шоссе на одну полосу в каждую сторону из федеральных средств. Москве и Мособласти надо лишь выделить для этого необходимые земли.
Главы регионов откликнулись моментально. Юрий Лужков в тот же день отдал федеральным властям участок земли на развязке МКАД с Ленинградкой, а Борис Громов заявил, что «у области обязательно найдутся земли для расширения дороги». Тут-то и возникли проблемы.
— То, что расширять дорогу надо, сомнений не вызывает. Главное, решить, как это сделать, — рассказали «Известиям» в Институте Генплана Московской области. — Вариантов может быть три: наземный, надземный и подземный. Первый отпадает — земля от МКАД до Международного шоссе уже давно плотно застроена жилыми домами и торговыми центрами. Особенно много построек в самом узком месте дороги, перед въездом в Химки. Снести их все просто невозможно. Строить на этом участке эстакаду также не получится — жители домов и владельцы торговых центров точно на такой проект не согласятся. Остается вариант подземного строительства. Но и тут есть проблемы. Во-первых, все равно придется сносить часть построек. В частности, в зону строительства попадает поселок Бутаково, где стоит несколько десятков частных домов. С каждым жителем придется договариваться отдельно. Во- вторых, само техническое исполнение тоннеля выглядит очень сложным. Придется рыть длинный и узкий тоннель. Одна полоса, протянувшаяся под землей примерно на 4-5 километров, не самый безопасный вариант дорожного строительства.
Мало того, большинство транспортных экспертов уверены, что даже если по сторонам Ленинградского шоссе появятся два пятикилометровых тоннеля, то проблем на этом участке дороги все равно не решить.
— Всего одна дополнительная полоса уже сейчас вряд ли разгрузит трассу, а к тому времени, когда тоннели построят, машин по Ленинградке будет ездить в 10 раз больше, — считает специалист в области организации дорожного движения Борис Некрасов. — Чтобы проект расширения Ленинградки в районе Химок дал ощутимые результаты, необходимо как можно быстрее построить платный дублер трассы Москва-Петербург.
Федеральные власти необходимость строительства дублера понимают не хуже экспертов, поэтому планы по расширению Ленинградки рассматривают исключительно в совокупности с проектом строительства новой дороги. Проект дублера уже фактически согласован, а первые 60 километров автобана планируется построить к 2010 году.
По замыслу проектировщиков, 150 километров новой трассы пройдут через четыре крупных города: Зеленоград, Химки, Солнечногорск и Клин. Строить дорогу начнут в районе Бусиновской развязки на МКАД. Магистраль пересечет Лихачевское шоссе сразу за кольцевой автодорогой, в районе Левобережного района города Химки, где строителям придется перекидывать автомобильный мост через Канал имени Москвы. Сразу за мостом автострада двинется в сторону «Шереметьево», пересечет обе трассы, ведущие сейчас к аэропорту, и пойдет параллельно Ленинградскому шоссе мимо Зеленограда вплоть до пересечения с трассой А-107 («малая бетонка»). После пересечения с «бетонкой» около села Пешки дорога резко пойдет вниз и попадет в глубокий овраг, оказавшись практически под Ленинградским шоссе. На пересечении с Пятницким шоссе около села Обухово дорога свернет в обход Солнечногорска и выйдет на прямую в сторону города Клин, обойдя который, упрется в автостраду А-108 («большое бетонное кольцо»). После пересечения с «большой бетонкой» дорога пройдет вдоль Ленинградского шоссе, пока не сольется с ним за поселком Ямуга на границе Московской и Тверской областей.
Анатолий Гусев
Известия