Опять — на «пять»!
Предварительные итоги работы столичного стройкомплекса вновь впечатляют, особенно в части объемов сдачи нового жилого фонда. Если быть точным, то новых «жилых» квадратных метров сдано в 2006 году не пять миллионов метров, а 5 миллионов и 276 тысяч — это 111,6% к установленному плановому заданию. При этом, как и в прошлые годы, значительная часть этого жилья пойдет на социальные нужды — очередникам и переселяемым из сносимых пятиэтажек, ветхих и аварийных жилых домов. Часть из этого фонда пойдет и на реализацию программы «Молодой семье — доступное жилье» — эта программа также считается социальной. Всего же на реализацию социально ориентированных программ пойдет 1 миллион 780 тысяч квадратных метров жилья, из которых более миллиона квадратных метров строится исключительно за счет городского бюджета.
Но московское строительство — это не только жилье. Все, что строится сегодня в городе, подчинено единой продуманной градостроительной стратегии, предусматривающей комплексный подход к реализации любых строительных проектов.
Иными словами, каждый сдаваемый московскими строителям объект должен быть тесно увязан с городскими планами развития. А планы эти в свою очередь неотделимы от стратегических задач развития страны. Главные из них оформлены сегодня в идее национальных проектов в сферах образования и здравоохранения. Только в рамках реализации городской программы образования в 2006 году были построены 98 дошкольных образовательных учреждений. Заявленная в начале года программа ликвидации очередей в дошкольные учреждения столицы уже практически выполнена. И тем не менее московские строители не намерены снижать темпы строительства в этой сфере и в следующем году — согласно планам городского строительства в 2007 году в городе должно быть построено еще 110 дошкольных учреждений — это снимет проблему очередей в детские сады на длительную перспективу. Не забыты и дети более старших возрастных категорий — в минувшем году в городе построены 22 общеобразовательные школы и 4 блока начальных классов.
Градостроительная политика и практика города состоят не только в постоянном строительстве нового, но и бережном отношении к старому. Никакое непродуманное решение без учета соответствия нового строительства параметрам окружающей архитектурной застройки не имеет шансов на практическую реализацию.
Столь же бережно относятся в Москве и к памятникам городской архитектуры. В рамках выполнения Комплексной городской программы реставрации памятников Москвы «Архитектурное наследие» в 2006 году велись ремонтно-реставрационные работы на 134 памятниках и объектах архитектуры и истории. Крупнейшей реставрационной площадкой города стала территория музея-усадьбы «Царицыно», где в отдельные дни работало единовременно до 900 археологов и реставраторов.
К Дню города отреставрированный дворец уже принял посетителей. Теперь здесь все как во времена царствования императрицы Екатерины Второй. Отреставрирован Хлебный дом — здесь расположена сегодня музейная экспозиция, обновлены Царицынские пруды и парадно-входная зона. Иными словами, отреставрировано все, за исключением большого императорского дворца — он откроет свои двери посетителям к следующему Дню города.
Помимо «Царицына», большой объем реставрационных работ реализован в уходящем году и на таких объектах, как Петровский путевой дворец, Дом-музей В. А. Гиляровского.
Завершены реконструкционные работы и строительство здания Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Подходят к концу строительные работы в новом здании театра «Мастерская П. Фоменко», на фондохранилище Дарвиновского музея.
Не секрет, что транспортную проблему можно считать сегодня острейшей среди городских. Сегодня главные надежды столичных автолюбителей связаны со строительством Звенигородского проспекта, призванного разгрузить транспортные потоки на западе столицы, а также на «Большой Ленинградке» — мегатрассе от стен Кремля до зоны аэропорта «Шереметьево-2». Работа на этих направлениях активно ведется. Но если на Ленинградском направлении основные работы еще впереди, то на строительстве Краснопресненской магистрали (Звенигородского шоссе) в минувшем году уже пройдена большая часть тоннелей и дорожного строительства.
Кроме того, осуществлена и реконструкция Боровского шоссе на участке в 10 километров в рамках комплексной реконструкции и развития аэропорта «Внуково».
Прямое отношение к решению транспортной проблемы в городе имеет и строительство гаражей-стоянок. В рамках реализации программы «Народный гараж» и целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе на 2005 — 2007 годы в году уходящем построено 111 тысяч гаражей.
Другим важнейшим направлением деятельности столичных строителей была и остается проблема реорганизации промышленных территорий города. Главный резерв будущего жилищного строительства города находится именно здесь. Работа строителей координируется здесь с Департаментом промышленной политики города, другими смежными исполнительными структурами, принимающими участие в работе городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы. И реабилитации освобожденных территорий. Только в минувшем году усилиями комиссии проведено обследование и рассмотрено положение дел на 14 производственных территориях, занимающих площадь 2 937 гектаров. По этому поводу выпущено 23 распорядительных документа по строительству. В результате этой работы городу удалось построить в 2006 году на высвобожденных территориях 427,5 тысячи квадратных метров жилья.
Жилье это становится все комфортнее, а сами строения — все выше. Резервы роста вширь Москвой практически исчерпаны, осталось только ввысь и вглубь. И если с последним проблем не возникает из-за многолетних традиций московского подземного транспортного строительства, то массовое высотное строительство в городе еще предстоит во многом освоить. Пока что разработаны его нормативно-правовые акты. В их основе — утвержденные на заседании правительства Москвы «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов». Разрабатываются пособия по архитектурно-конструктивным решениям высотных зданий, нормативная документация по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий — таковы сегодня требования времени. Работа эта ведется с учетом наработанного мирового опыта. Этим же целям способствовало и проведение в Киеве совместного заседания объединенной рабочей группы специалистов по высотному строительству Москвы, Киева, Санкт-Петербурга, а также делегаций Белоруссии, Германии и Казахстана. Немалую пользу с точки зрения перспектив московского градостроения имело и проведение международной конференции «Актуальные и специальные технологии в строительстве».
Предварительные итоги деятельности стройкомплекса — лишь промежуточная «фиксация результата» на длительной дистанции реализации долговременной градостроительной стратегии. Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве на период 2006 — 2008-го уже установлены показатели дальнейших темпов этого движения. С учетом площади, получаемой в городе от реализации программ реконструкции, на решение социальных программ планируется построить не менее 2 миллионов 234 тысяч квадратных метров. Уже сформированы адресные перечни для разработки предпроектной и проектной документации на жилищное строительство в 2008 — 2009 годах по всем источникам финансирования. Уже ведется формирование адресного перечня на 2010 год. К тому времени предстоит реализовать проекты перепрофилирования 24 подлежащих освоению промышленных зон. Иными словами, в Москве есть еще много где, что и кому строить, Масштаб задач — под стать долговременной градостроительной стратегии, реализуемой на деле каждодневной практикой конкретных дел миллионной армии московских строителей.
Иван Львов
Московская правда