Гараж как долгосрочное вложение
Сегодня количество автомобилей в столице приближается к количеству квартир. А средняя обеспеченность по городу местами «организованного хранения автомобилей» составляет только 38 процентов.Проблема в том, что строители до сих пор никак не успевали за автомобилистами. Столичный парк личных автомобилей только по официальным данным увеличивается на 100 тысяч машин ежегодно. И только в этом году удалось выйти на нужные темпы строительства гаражных мест.
Всего на этот год запланировано строительство 110 тысяч машино-мест. В следующем году также планируется создать более ста тысяч машино-мест.
Власти планируют увеличить темпы строительства и донести их до 170 тысяч через два года. В этом случае удастся к 2020 году достичь уровня обеспеченности гаражными местами в 70 процентов.
В выполнении этого плана есть две главные проблемы — где строить и сколько будет в итоге стоить новое машино-место.
С первой проблемой власти справляются более-менее успешно. Благо здесь почти все зависит от них самих. Так, например, в ходе последнего обсуждения выполнения программы гаражного строительства было принято очень важное решение — обязать инвесторов обеспечивать подземными парковками не только элитное жилье и дома бизнес-класса, но даже обычные «панельки». Количество машино-мест должно составлять одно на одну квартиру. Первые такие дома — с обязательными подземными парковками — будут сданы уже в конце 2007 — начале 2008 года. То же требование — обеспечить при строительстве места для парковок — распространяется и на реконструируемые дома в центре города, где проблема хранения автомобилей стоит особенно остро.
Поскольку земля в городе в большом дефиците, ищутся нетрадиционные решения. Так, предлагается использовать надмагистральное пространство, в частности над железнодорожными путями, проходящими в черте города, под эстакадами и т. д. Уже существует договоренность с ОАО «Российские железные дороги» о размещении гаражей на территориях РЖД. Сейчас идут необходимые согласования по восьми таким участкам.
В проблеме поиска мест для гаражей властям города приходится в некоторых случаях сталкиваться с недовольством жителей. Так, явно непопулярным станет решение о сносе 13 тысяч гаражей, расположенных вдоль МКАД. Вместо них построят новые, количество мест в них станет в два раза больше — 27 тысяч. Владельцам сносимых гаражей предоставят выбор: либо место на новой стоянке, либо денежная компенсация.
Желание найти места для хранения автомобилей неподалеку от дома и при этом не занимать огромные площади под несимпатичные строения заставило присмотреться к новым интересным технологиям. Уже в конце этого года в Южном округе появятся первые гаражные «этажерки». Намечается возвести 16 парковок-каруселей, каждая из которых вмещает 12 машин. Парковка устроена по принципу «колеса обозрения» — одна машина заезжает на платформу, «колесо» проворачивается, и внизу появляется свободная площадка.
Иностранный образец подобной стоянки можно увидеть на выставке в Кунцеве. Ее стоимость — около 80 тысяч долларов США. Сборка такой же установки на Тушинском механическом заводе обойдется гораздо дешевле.
И здесь мы сталкиваемся со второй сложностью столичного «гаражного вопроса» — ценой. Если с поиском мест власти как-то справляются, то цена строящихся гаражей вызывает пока только негативные эмоции. Во-первых, цены указываются самые разные. От трех — пяти тысяч долларов, что соответствует некой желаемой стоимости гаража «для народа», до 18 — 19 — это расчетная стоимость для подземных гаражей под жилыми домами.
Примечательно, что какие бы цифры ни предлагались властями, комментарий всегда один — дорого! Отчасти руководство города соглашается и делает все, от него зависящее. Так, мэр Москвы Ю. Лужков потребовал отказаться от прибыли города в программе «Народный гараж» и в строительстве подземных парковок в муниципальных домах. Но все же, сколько бы скидок ни делал город, стационарное место для хранения автомобиля не может быть бесплатным, это надо понимать.
Даже сами чиновники говорят, что 18-19 тысяч за гараж — это дорого. А между тем не стоит паниковать раньше времени, а стоит задуматься над тем, что именно и за какие деньги предлагается. Скептики говорят, что, если бы москвичи могли покупать машино-места по цене, сравнимой с ценой автомобиля, они давно бы это сделали. А вот это вопрос. Ведь для того, чтобы купить такой гараж, надо-, чтобы он был в наличии, то есть продавался. И не за МКАД, а возле дома. И если будет предложение, то, вполне возможно, будет и спрос. Пару лет назад, например, общее мнение состояло в том, что отечественные машины будут покупать всегда, потому что они дешевле. На наших глазах все изменилось. Появились кредиты, появились другие возможности и другие запросы. То же будет и с гаражами. Конечно, есть очень небогатые люди, которые ездят на скромном «жигуленке» на дачу, и для них стоимость гаража — момент решающий. Чем дешевле, тем лучше. Но достаточно много и тех, кто купил новую машину по средней цене и для кого решающим является вопрос заботы об этой машине. Такие люди, вполне возможно, немного подумают и решат, что можно взять, например, кредит на покупку гаража. И, между прочим, стационарное хранение машины в теплом и безопасном помещении, несомненно, отразится на сумме страховых выплат.
Вот и получается, что недостатки обсудить уже успели, а о достоинствах пока никто не успел подумать. Конечно, это не значит, что властям надо расслабиться и больше не заботиться о снижении себестоимости гаражей. Предложения об использовании новых технологий и материалов — все это очень даже кстати, и каждые 5-10 или того лучше 50 тысяч рублей экономии на строительстве будут кстати. Но в то же время надо реально смотреть на вещи и понимать, что собственный автомобиль — это недешевое удовольствие, и соответственно планировать собственные расходы.
Анатолий Сенин
Московская правда