Строительство четырех городов в Подмосковье может обвалить инфраструктуру столичного региона
Инфраструктура Москвы и Подмосковья может не выдержать нынешних масштабов жилищного строительства. Вчера это открыто признал мэр Москвы Юрий Лужков.В ходе заседания правительства столицы он отметил, что дефицит электроэнергии в Москве может отразиться на объемах строительства нового жилья. По словам мэра, ежегодно в Москве строится порядка 5 млн. кв. м жилья, но «в настоящее время город испытывает огромный дефицит в тепло- и электроэнергии». К этому следует добавить, что примерно такое же количество жилья ежегодно возводится и в Подмосковье, которое использует те же инфраструктурные мощности, что и Москва. Между тем в ближайшие 10 лет рядом со столицей должны появиться сразу четыре новых города или адекватных им по размерам жилищных комплекса, планы возведения которых декларируют частные компании. От того, как в них будет решена проблема энерго-, тепло- и водоснабжения, во многом зависит благополучие прочих жителей Московского региона.
Уже сейчас девелоперы испытывают большие сложности с подключением новых домов к электросетям, теплоцентралям, водопроводу и канализации. Отдельной проблемой стоит обеспечение удобных подъездов, как правило, застройщики закрывают глаза на то, что новый дом или квартал увеличит и так многокилометровые пробки на дорогах. В таких условиях планы возведения в ближайшие десять лет четырех городов и крупных поселков в Подмосковье – на Новорижском и Калужском шоссе, в Домодедовском и Рузском районах – общей площадью свыше 20 млн. кв. метров и населением около 1 млн. человек, если застройщики не решат инфраструктурные проблемы, могут ввергнуть столичный регион в масштабный кризис.
Сегодня столичный регион испытывает дефицит электропроизводящих мощностей примерно в 3 тыс. МВт. При этом ежегодно энергопотребление увеличивается на 5–6% и не покрывается вводом новых мощностей. По утверждению чиновников, из-за строительного бума в Подмосковье часть заявленных на 2007 г. инвестконтрактов не будет исполнена, так как при одновременном вводе всей этой недвижимости только около 30% объектов будут обеспечены энергией, а 60% – теплом. Всего понадобится дополнительно 1,7 млн. кВт электроэнергии, в то время как в строй будут введены только 1,2 млн. кВт новых энергомощностей.
По действующему законодательству, отвечать за развитие инфраструктуры приходится самому застройщику и часто его сил на это не хватает. «Местные органы власти перекладывают эту задачу на плечи застройщиков, которым при возведении инфраструктуры все равно придется обращаться к чиновникам. В итоге за все платит потребитель, на которого девелоперы перекладывают расходы по облагораживанию территории», – отмечает руководитель проекта фонда Института экономики города Дмитрий Хомченко.
Сами девелоперы не хотят нести лишние расходы по развитию инфраструктуры, изыскивая возможности тем или иным образом подключить к решению проблемы государства. В частности, компания миллиардера Василия Анисимова Coalco, которая в начале ноября объявила о своих планах за 7 лет возвести на территории трех подмосковных хозяйств в Домодедовском районе 12 млн. квадратных метров жилья, рассчитывает, что в строительстве инфраструктуры ей поможет вхождение в госпрограмму «Доступное жилье». Отметим, что в планах компании строительство города с населением в полмиллиона человек – столько, например, живет в Краснодаре или Иркутске. Так что без помощи государства ей вряд ли обойтись в реализации столь грандиозных планов.
В то же время депутат Госдумы и миллиардер Сулейман Керимов, который скупил в Подмосковье около 430 га земли на Новорижском шоссе для возведения элитного жилого комплекса площадью около 2,7 млн. кв. м, который уже сейчас называют «городом миллионеров», по-видимому, соизмерив свои планы и возможности, уже решил выйти из проекта, продав его другому инвестору.
Еще более масштабен по объему затрат и инфраструктурных проблем проект компании Вадима Мошковича «Масштаб» по возведению на шести тысячах гектаров вдоль Калужского шоссе более 11 млн. квадратных метров жилья.
В полной мере это относится и к возводимому в районе Рузы компанией «Вашъ финансовый попечитель» проекту «Рузская «Швейцария». Застройщик планирует построить и подключить к коммуникациям около сотни тысяч квадратных метров элитных вилл. По словам начальника отдела загородной недвижимости ГК «Вашъ финансовый попечитель» Романа Рыжкова, «мы не идем по стандартному, общепринятому в России пути – сначала построим жилье, а потом подтянем инфраструктуру. Строительство инфраструктуры у нас пойдет параллельно, а иногда и опережающими темпами».
В то же время эксперты не склонны переоценивать реальность этих деклараций. «Все это очень крупные объекты, и их некуда подключать», – отмечает Дмитрий Хомченко. Данных о том, как в действительности планируют застройщики этих новых городов решать проблемы с инфраструктурой, тоже нет.
Антон Редькин
Независимая газета