Острые вопросы «круглого стола»
Фонд «Новая Евразия» и некоммерческое партнерство «Управдом» не впервые собирают жилищную общественность за «круглым столом» в Московском Доме общественных организаций. На этот раз обсуждали стратегии и перспективы по управлению многоквартирными домами в Москве.
Участники — известные в жилищной сфере специалисты: депутат Госдумы РФ Галина Хованская, председатель Совета общественных экспертов по жилищному самоуправлению Мосгордумы Дмитрий Катаев, начальник Управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Виталий Акимкин, представители жилищных организаций.
Упреков в адрес органов власти города прозвучало немало. Не получается у них систематического, равноправного, конструктивного партнерства с жилищной общественностью. Как результат — нет эффективной обратной связи в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством. Запаздывающими назвали сдвиги в реформировании ЖКХ города, на которых давно настаивали общественники: механизмы предоставления дотаций и компенсаций, конкретный перечень документов для формирования земельного участка, программу поддержки ТСЖ и ЖСК, проект программы капитального ремонта. Нижние звенья исполнительной власти заинтересованы не в реальном реформировании, а, скорее, в фактическом сохранении ДЕЗов, либо в насаждении «карманных» управляющих организаций.
По-прежнему тормозится предоставление земельных участков в общедолевую собственность. Искусственным препятствием считают общественники требование предоставить нотариально заверенные копии свидетельств о собственности, поскольку органы власти и так располагают всей необходимой информацией о собственниках помещений. Неразрешенной проблемой остается получение полноценного перечня общего имущества – достоверного, детального, с указанием износа элементов, с указанием технических помещений. Не выполняется решение о льготном предоставлении нежилых помещений товариществам собственников жилья.
Внушает опасения будущая судьба пакета акций ДЕЗов. Участники «круглого стола» считают, что акции должны принадлежать в равных долях городу, местному самоуправлению и собственникам помещений (как общедолевая собственность).
Большинство в комиссиях при префектурах по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах должны составлять представители жилищной общественности. На эти комиссии следует возложить разрешение споров относительно общего имущества многоквартирных домов, в том числе, о технических помещениях.
В районах необходимы государственные центры содействия реформе ЖКХ, действующие на партнерской основе совместно с некоммерческими организациями.
В тех случаях, когда избран способ управления многоквартирным домом – управляющая организация (УО), в доме необходима структура, представляющая собственников в отношениях с УО. По поручению собственников это может быть домком или орган территориального общественного самоуправления.
Исключительно важным назвали общественники намерение правительства Москвы увеличить в несколько раз объемы капитального ремонта, установить приоритетность ТСЖ/ЖСК в предоставлении бюджетных средств на капитальный ремонт, утвердить программу капитального ремонта законом города Москвы. Эффективному использованию этих средств будет способствовать участие правлений ТСЖ/ЖСК в процессе подготовки, проведения и приемки работ, начиная с утверждения проектно-сметной документации и конкурсного отбора подрядчика. Необходимо определять очередность капитального ремонта с точки зрения технической целесообразности, но недопустимо устанавливать жесткий перечень объектов, поскольку недопустимо навязывать собственникам создание ТСЖ.
Не должны подвергаться дискриминации собственники, избравшие непосредственное управление или управляющую организацию, если в доме существует эффективная инициативная группа, способная контролировать подготовку и проведение капитального ремонта.
По итогам обсуждения участники «круглого» стола приняли обращение к властям города.
Лилия Позднякова