РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ГКПИ 2001-1395 от 2001-10-08
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ «ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.1999 N 167ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1395
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Дончило В.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе закрытого
акционерного общества «Канский биохимический завод» о признании незаконными
пунктов 5, 11, 13, 57 — 59, 61, 70, 71, 77, 83 «Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167,
установил:
ЗАО «Канский биохимический завод» (сокращенное наименование ЗАО «КБЗ»)
обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконными пунктов 5,
11, 13, 57 — 59, 61, 70, 71, 77, 83 «Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167,
ссылаясь на то, что они устанавливают ограничения для организаций и граждан в
сфере пользования системами водоснабжения и канализации населенных пунктов,
нарушают свободу договора, а также охраняемые Конституцией и законами
Российской Федерации права на свободное осуществление предпринимательской
деятельности, имущественные права хозяйствующих субъектов и их законные
интересы при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием
систем канализации населенных пунктов.
В судебном заседании представитель ЗАО «КБЗ» Погоденков В.К. поддержал
заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного
правового акта ограничивают предпринимательскую деятельность, свободу
договора, порядок расчетов и Правительство РФ не вправе было в этой части
принимать Правила.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Овчаров П.И., Елисеев
В.Ю., Хрупов А.И. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде,
что оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции Правительства
РФ, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных
интересов юридического лица.
Выслушав объяснения представителя ЗАО «Канский биохимический завод»
Погоденкова В.К., представителей заинтересованного лица Правительства РФ
Овчарова П.И., Елисеева В.Ю., Хрупова А.И., исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления,
а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть
признаны судом недействительными.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 утверждены
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в
Российской Федерации. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами
(юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического
лица) и организациями водопроводно — канализационного хозяйства (сокращенное
наименование ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и
(или) канализации населенных пунктов.
На отношения между организациями ВКХ и гражданами названные Правила не
распространяются, поэтому являются несостоятельными доводы представителя ЗАО
«КБХ» о нарушении оспариваемым актом прав граждан — акционеров ЗАО «Канский
биохимический завод».
Как пояснили в судебном заседании Верховного Суда РФ представитель ЗАО «КБХ»
Погоденков В.К. и представители Правительства РФ Овчаров П.И. и Елисеев В.Ю.,
отношения между абонентами и организациями ВКХ в сфере пользования
централизованными системами водоснабжения и канализации возникают из
публичного договора.
Гражданским кодексом РФ в статье 426 публичным договором признается договор,
заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по
продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая
организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении
каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом
общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное
обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед
другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев,
предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Гражданское законодательство допускает издание Правительством РФ Правил,
обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров по
пользованию системами коммунального водоснабжения и канализации (п. 4 ст.
426, п. 2 ст. 548 ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 3 ГК РФ Правительство РФ на основании и во исполнение
Гражданского кодекса РФ и иных законов, указов Президента РФ вправе принимать
постановления, содержащие нормы гражданского права.
При таких обстоятельствах суд считает, что положения п. 5 Правил о действии
их на всей территории Российской Федерации и обязательности для организаций
ВКХ, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и
организационно — правовой формы, соответствуют действующему
законодательству.
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по
усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия
предписано законом или иными правовыми актами.
Отношения между организациями ВКХ и юридическими лицами возникают на
основании публичного договора на отпуск (получение) воды и (или) прием
(сброс) сточных вод. Правила пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации, утвержденные Правительством РФ, относятся к тем
случаям, когда содержание условий публичного договора определено
правительственным постановлением в пределах ст. 421 ГК РФ и доводы заявителя
о нарушении свободы договора являются несостоятельными.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что договорные отношения между организациями
ВКХ и абонентами регулируются по правилам о договоре энергоснабжения (статьи
539 — 548 ГК РФ).
Положения оспариваемого пункта Правил соответствуют ст. 548 ГК РФ о
применении правил об энергоснабжении к иным договорам.
Доводы жалобы о том, что отношения по водопользованию и водоотведению не
могут регулироваться правилами о договоре энергоснабжения, не основаны на
законе.
В пункте 13 Правил содержится требование об указании в договоре предмета
договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием
(сброс) сточных вод, а также ряд существенных условий, касающихся режима
отпуска (получения) питьевой воды, лимита водопотребления и водоотведения,
качестве питьевой воды и др.
Условия о режиме отпуска (получения) питьевой воды, о ее качестве,
осуществлении учета отпущенной (полученной) питьевой воды, порядка, сроков,
тарифов и условий оплаты, лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и др.
предусмотрены статьями 539 — 547 ГК РФ, ст. 90 Водного кодекса РФ.
В пункте 57 Правил предусмотрено, что в случаях самовольного присоединения и
самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество
израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств
и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их
круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в
секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается
равным объему водопотребления.
Гражданское законодательство предусматривает ответственность как за нарушение
обязательств, вытекающих из договорных отношений, так и из внедоговорных
отношений.
Должник по закону обязан к возмещению убытков. Правила, устанавливая
существенные условия по данному виду публичного договора, также определяют
единый порядок подсчета количества израсходованной питьевой воды и количества
сточных вод в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования
системами водоснабжения и канализации.
Пунктом 58 Правил предусмотрено, что лимиты водопотребления и водоотведения
абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной
ими организацией водопроводно — канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и
отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих
веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно —
канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой
воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Хрупов А.И.,
централизованные системы коммунального водоснабжения являются важнейшими
системами жизнеобеспечения и предназначены в первую очередь для хозяйственно
— питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и
пожаротушения. Централизованные системы коммунальной канализации также
предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс
абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод
разрешается при наличии технической возможности этой системы и установлении
нормативов сброса сточных вод, т.к. организации ВКХ имеют определенную
пропускную способность устройств и сооружений водоснабжения и канализации.
Статьей 27 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено,
что нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ,
загрязняющих воды, устанавливаются с учетом производственных мощностей
объекта.
Водный кодекс РФ в статье 82 устанавливает нормирование в области
использования и охраны водных объектов, которое заключается: в установлении
лимитов водопользования, а также в разработке и принятии стандартов,
нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
Соблюдение данных требований закона обязательно как для организаций ВКХ, так
и для абонентов.
В случае, если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или принимаемых
сточных вод превышают указанные абонентом расчетные объемы полученной
питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод, абонент представляет баланс по
существующему положению, а также план мероприятий по рациональному
использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих
веществ (пункт 59 Правил).
Статьей 90 Водного кодекса РФ определено, что лимиты водопользования
представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов и
сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются
водопользователю на определенный срок.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относит регулирование
использования водных объектов местного значения (статья 6 настоящего
Федерального закона).
Органы местного самоуправления устанавливают лимиты водопользования и
водоотведения для организаций ВКХ, следовательно, последние вправе требовать,
чтобы абоненты также соблюдали нормативы водоотведения (сброса) по составу
сточных вод, что предусмотрено п. 61 Правил.
В соответствии с п. 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно —
канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс)
сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов
водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ
производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Доводы представителя ЗАО «КБХ» о том, что на практике исчисленная
организациями ВКХ плата за отпущенную питьевую воду и принятые к очистке
стоки взыскивается с абонентов в безакцептном порядке, не могут служить
основанием для признания недействительным п. 70 Правил, т.к. данная норма не
содержит указания о списании денежных средств со счета клиента без его
распоряжения и отсылает к порядку, установленному Правительством РФ.
В пункте 71 Правил установлен порядок расчетов и корректировки размеров платы
за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, что
Правительство РФ вправе было определить в соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ.
В пунктах 77 и 78 Правил установлен порядок определения количества отпущенной
воды и принятых сточных вод для расчетов абонентов с организациями ВКХ в
случаях потребления воды без средств измерения, с неисправными приборами или
при самовольном возведении устройств и сооружений для присоединения к
системам водоснабжения и канализации.
Нанесенный организации ВКХ ущерб подлежит возмещению согласно ст. 15 ГК РФ, и
доводы представителя ЗАО «КБХ» о незаконности положений пунктов 77, 78 Правил
несостоятельны.
В пункте 83 Правил предусмотрено, что может явиться основанием для
прекращения или ограничения организацией ВКХ отпуска питьевой воды и (или)
приема сточных вод. Таким основанием является неоплата абонентом полученной
питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
Исходя из компетенции Правительства РФ издавать Правила, обязательные для
сторон при исполнении публичных договоров, учитывая специфику публичного
договора на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных
вод, Правительство РФ в п. 83 Правил определило правила поведения организаций
ВКХ при неоплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых сточных
вод.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют
действующему законодательству, приняты Правительством РФ в пределах его
компетенции и не нарушают прав и законных интересов заявителя, жалоба ЗАО
«Канский биохимический завод» не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197 и 239.7 ГПК
РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу закрытого акционерного общества «Канский биохимический завод» о
признании незаконными пунктов 5, 11, 13, 57 — 59, 61, 70, 71, 77, 83 «Правил
пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской
Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999
г. N 167, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом
решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда