ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №151 от 1992-03-24
О РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ НАДЕЖНОСТИ
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
НА ПЕРИОД ДО 2010 г.ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 марта 1992 г. N 151
О РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ НАДЕЖНОСТИ
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
НА ПЕРИОД ДО 2010 г.
Правительство Москвы отмечает, что за последние годы проведена определенная
работа по развитию энергетической базы Москвы и Московской области, повышению
надежности тепло- и электроснабжения жилищно — коммунальных и промышленных
потребителей. Наращивание энергетического потенциала системы Мосэнерго
базировалось в основном на теплофикационных энергоблоках мощностью 250 тыс.
кВт., эффективном основном и вспомогательном оборудовании большой единичной
мощности, что позволяло обеспечивать потребности города в электрической и
тепловой энергии в соответствии с темпами развития народного хозяйства с
наименьшими капитальными, трудовыми и материальными затратами.
Теплофикация в сочетании с высокой степенью централизации теплоснабжения
обеспечили ежегодную экономию газа, угля и мазута в объеме 5 млн. тонн
условного топлива, или более 7 процентов от общей потребности.
Впервые в стране в электросетевом хозяйстве Москвы применено компактное
электро — газовое оборудование и электрические кабели высокого напряжения
взамен воздушных линий электропередач, что позволило высвободить значительные
территории для жилищно — коммунального строительства.
Вместе с тем допущенное в 1986-1991 гг. отставание в сооружении
энергетических объектов Московского региона привело к возникновению дефицита
электрической мощности в целом по системе и тепла в отдельных районах
Москвы.
Свертывание строительства атомных и тепловых электростанций, вывод из работы
физически изношенного энергетического оборудования в целом по стране
уменьшают возможность получения из Единой энергетической системы
дополнительной мощности для нужд Москвы и Московской области.
В основу разработанной энергетической программы положены достигнутые уровни
современного состояния энергетики города, потребность в энергии на расчетный
период, концепция развития Московского региона на период до 2010 года,
предложенная Москомархитектурой. В программе учтены ожидаемое в перспективе
увеличение народно — хозяйственного потенциала, необходимость развития и
совершенствования инфраструктуры города, повышения благосостояния, бытового
комфорта, охраны здоровья населения.
Уровни электрических нагрузок в коммунально — бытовом секторе определены в
соответствии с прогнозами развития жилищно — коммунального сектора г. Москвы
и области, в промышленности — в соответствии с намечаемыми темпами роста
объемов продукции и производительности труда.
Уровни тепловых нагрузок жилого сектора города определены исходя из тепловых
характеристик зданий нового строительства и реконструируемого жилого фонда,
тепловые нагрузки промышленного сектора определены с учетом
энергосбережения.
В период 2010 года потребуется дополнительное строительство энергоисточников
мощностью 7,2 млн. кВт., в основном в Московской области.
В связи с физическим и моральным старением оборудования проводится и
предусматривается на перспективу продолжение технического перевооружения и
реконструкции существующих электростанций и РТС без увеличения их
электрической и тепловой мощности.
Тепловые нагрузки в г. Москве на 2000 г. и 2010 г. соответственно составят
44,3 и 49,0 тыс. Гкал/час. Для покрытия прироста тепловых нагрузок
предусмотрено строительство Северной ТЭЦ, районных тепловых станций и других
источников тепла.
Наряду с представленной программой рассмотрены также альтернативные варианты
развития энергетики Московского региона, подготовленные Московским правлением
научно — технического общества энергетиков и электротехников — Концепция
развития энергоснабжения Московского региона и институтом «ВНИПИЭнергопром» —
Концепция энергообеспечения Москвы и Московской области на период до 2010
года.
В этих концепциях оценены резервы электро- и теплоснабжения, предложено
развитие энергоснабжения Московского региона за счет строительства малых, но
эффективных газотурбинных ТЭЦ. В системе теплоснабжения города наряду с
котельными предусматривается применение теплонасосных станций с
использованием сбросного тепла станций аэрации.
Однако по всем упомянутым видам альтернативных энергоисточников отсутствует
комплектное отечественное оборудование, до конца не решены вопросы его
экономической эффективности и экологической безопасности.
В целях обеспечения своевременного и комплексного развития тепло- и
электроснабжения Московского региона до 2010 года, учитывая инерционность
развития электроэнергетики, когда от принятия решения о строительстве
электростанции до ввода первых агрегатов проходит 10-15 лет, Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить положения, изложенные в Энергетической программе развития
Московского региона на период до 2010 года, разработанной МПО «Мосэнерго» и
институтом «Мосэнергопроект» с участием институтов Москомархитектуры, НИПИ
градостроительства, ВНИПИэнергопрома, Института прикладной геофизики,
НИИстройфизики и др., предусматривающие:
— развитие Московского региона, направленное на увеличение народно —
хозяйственного потенциала, энерговооруженности и решение социальных проблем;
— сбалансированное с потребителями региона развитие энергоисточников,
обеспечивающее его энергетическую независимость;
— своевременный ввод мощности, необходимой для поэтапной реконструкции
оборудования и технического перевооружения действующих электростанций с
применением наиболее эффективных технических решений и оборудования с
улучшенными экологическими характеристиками;
— реализацию программ энергосбережения, позволяющих снизить потери
электрической и тепловой энергии;
— развитие новых автономных источников энергоснабжения за счет строительства
экономичных газотурбинных ТЭЦ и других энергоисточников;
— комплекс мер по охране окружающей среды, предусматривающий безусловное
обеспечение установленных нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов
энергетическими объектами города;
— дальнейшее снижение доли сжигаемого мазута и угля в целях существенного
сокращения выбросов;
— сокращение потребления воды и повторное ее использование на ТЭЦ, уменьшение
или полное исключение стоков;
— мероприятия по снижению общего уровня шума от энергоисточников;
— внедрение высококачественной антикоррозийной защиты подземных теплопроводов
с тепловой изоляцией на основе пенополиуретанов;
— сооружение резервных связей, обеспечивающих взаимное резервирование
тепломагистралей;
— создание аппаратуры для проведения диагностики тепловых сетей;
— развитие диспетчерского управления системой теплоснабжения;
— создание автоматизированной системы управления с разработкой схемы
организации связи и телемеханики.
2. Обязать Москомархитектуру:
— при разработке концепции Генерального плана развития г. Москвы
предусматривать ограничение дальнейшего развития и вывод непрофильных для
города энергоемких производств;
— при разработке проекта детальной планировки на застройку резервных
территорий предусматривать возможность автономного энергообеспечения с
применением экономичных, экологически чистых альтернативных источников;
— разрабатывать по заявкам МПО «Мосэнерго» предложения по выбору участков для
строительства энергетических объектов в Москве и ЛПЗП, оперативно
согласовывать проекты на эти объекты.
3. Москомархитектуре, проектным организациям, осуществляющим проектирование в
Москве и ЛПЗП, Мосстройкомитету предусматривать в проектах жилищно —
гражданского и промышленного строительства снижение уровня
энергопотребления.
4. Мосгосэкспертизе при рассмотрении проектов жилищно — гражданского и
промышленного строительства осуществлять контроль за применением в них
мероприятий по энергообеспечению.
5. Москомзему по представленным заказчиками, разработанным и согласованным в
установленном порядке Москомархитектурой градостроительным заданиям
подготавливать проекты постановлений Правительства Москвы о предоставлении
земельных участков на резервирование или аренду для строительства
энергетических объектов в Москве и ЛПЗП.
6. Комитету по энергетике и энергосбережению, Москомархитектуре, МПО
«Мосэнерго», Мосстройкомитету, Департаменту по инженерному обеспечению,
Институту развития города Москвы подготовить:
— в третьем квартале т.г. — программу организационно — технических мер по
энергосбережению, предусматривающую внедрение систематического приборного
контроля за потерями тепловой энергии, организацию массового производства и
установку приборов учета энергопотребления, реализацию технологий утепления
ограждающих конструкций и др;
— в первом полугодии т.г. — предложения по внедрению экономического механизма
стимулирования энергосбережения, основанного на применении системы
дифференцированной платы за пользование энергией в зависимости от времени
суток и эффективности ее использования потребителями;
— во втором квартале т.г. — предложения по формированию фонда,
предназначенного для финансирования энергосберегающих программ, а также по
созданию инспекции по контролю за рациональным использованием энергии.
7. Московскому комитету по науке и технике, Комитету по энергетике и
энергосбережению, МПО «Мосэнерго» подготовить в 1992 году с привлечением
Москомархитектуры, Института развития города Москвы и других
специализированных организаций предложения по использованию альтернативных
энергоисточников (с учетом сроков создания опытно — промышленных образцов и
внедрения их в Московском регионе) и последующей корректировке основных
направлений энергетической программы.
8. МПО «Мосэнерго», Комитету по энергетике и энергосбережению разработать в
первом полугодии 1992 г. программу мер по охране окружающей среды от
производственной деятельности энергоисточников.
9. Москомприроде обеспечить контроль за своевременным достижением
энергетическими объектами города установленных нормативов предельно
допустимых выбросов и сбросов.
10. Принять к сведению, что Администрация Московской области рассмотрела и
одобрила в феврале т.г. Энергетическую программу развития Московского региона
на период до 2010 года.
11. Учитывая, что финансирование развития и реконструкции энергетических
объектов в Москве и Московской области требует значительных капитальных
вложений и может производиться только за счет собственных средств
энергосистемы, просить Правительство РФ обязать Минтопэнерго РФ согласовывать
с Правительством Москвы и Администрацией Московской области размеры отчислений
в инвестиционный фонд министерства с учетом концентрации необходимых средств в
МПО «Мосэнерго» для строительства и реконструкции энергосистемы.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого
заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков