РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА №3-341/2001 от 2001-08-23
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА МОСКВЫ ОТ 11.03.1994 N 110-РММОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2001 года
Дело N 3-341/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-341/2001 по
заявлению и.о. прокурора города Москвы о признании недействительными пунктов
1, 4.1 и 5 распоряжения Мэра Москвы от 11.03.1994 N 110-РМ «О мерах по
пресечению противоправного использования жилых помещений, находящихся в
собственности граждан и юридических лиц»,
установила:
11 марта 1994 г. Мэром Москвы было принято распоряжение N 110-РМ «О мерах по
пресечению противоправного использования жилых помещений, находящихся в
собственности граждан и юридических лиц», пунктом 1 которого предприятиям,
организациям и учреждениям (независимо от форм собственности), а также
гражданам запрещено использовать находящиеся у них в собственности жилые
помещения под нежилые цели.
Согласно пункту 4.1 данного распоряжения Департамент муниципального жилья
обязан в случае невыполнения предписаний об устранении нарушений в
использовании жилых помещений расторгать в судебном порядке договоры о
передаче гражданам в собственность занимаемых ими жилых помещений и договоры
о продаже гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям жилых помещений
в домах муниципального жилищного фонда.
Пунктом 5 распоряжения установлено, что договоры о сдаче в аренду жилых
помещений, находящихся в собственности как граждан, так и юридических лиц,
должны заключаться в письменной форме с обязательной регистрацией их в
жилищно-эксплуатационных органах и налоговых инспекциях.
И.о. прокурора города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащими федеральному законодательству указанных выше положений
распоряжения Мэра N 110-РМ от 11 марта 1994 г.
В судебном заседании представитель прокурора города Москвы Г. поддержала
заявление.
Представитель Мэра в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела
извещен надлежащим образом (л.д. 14), о причинах неявки суду не сообщил,
представил в суд отзыв, в котором с заявлением прокурора не согласен.
Выслушав прокурора Г., исследовав материалы дела, судебная коллегия находит
заявление подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с требованиями действующего гражданского и жилищного
законодательства жилые помещения должны использоваться в соответствии с их
назначением (ст. 10 ЖК РСФСР). Собственник осуществляет права владения,
пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии
с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного
проживания и проживания членов его семьи.
Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании
договора.
Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий,
учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в
нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке,
определяемом жилищным законодательством (ст. 288 ГК РФ). Такой порядок
предусмотрен статьями 8, 9 ЖК РСФСР.
При этом согласно указанной норме жилищного законодательства, как правило, не
допускается перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в
нежилые. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в
нежилые может осуществляться по решению уполномоченных органов.
Таким образом, использование жилого помещения под нежилые цели, как указывает
об этом прокурор в своем заявлении, невозможно. Лишь после перевода жилого
помещения в нежилое допускается его использование под нежилые цели. После
такого перевода помещение утрачивает статус жилого.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия находит требование
прокурора о признании п. 1 оспариваемого распоряжения Мэра Москвы
необоснованным и противоречащим требованиям федерального закона.
Гражданское законодательство в силу ст. 71 Конституции Российской Федерации
находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст. 293 ГК РФ если собственник жилого помещения использует
его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо
бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного
самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить
нарушения, а если они влекут разрушение помещения — также назначить
собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы
соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без
уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа
местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов
такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств
за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Предусмотренный пунктом 4.1 распоряжения порядок расторжения в судебном
порядке договоров о передаче гражданам в собственность занимаемых ими жилых
помещений и договоров о продаже гражданам, предприятиям, организациям и
учреждениям жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда в случае
невыполнения предписаний об устранении нарушений в использовании жилых
помещений не был предусмотрен федеральным законодательством на момент
принятия распоряжения (ГК РСФСР, Законом РСФСР от 04.07.1991 «О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации») и не предусмотрен в настоящее время
действующим гражданским законодательством (ст. 239, 450 ГК РФ).
Следовательно, заявление прокурора о признании указанного пункта
противоречащим федеральному закону подлежит удовлетворению.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые
вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями
юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного
ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого
владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные
права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы
одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока
должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества
подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в
ред. Федеральных законов от 05.03.2001 N 20-ФЗ, от 12.04.2001 N 36-ФЗ) с
заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества
может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Федеральное законодательство не предусматривало и не предусматривает в
настоящее время обязательную регистрацию договора аренды в
жилищно-эксплуатационных органах и налоговых инспекциях, как это
предусмотрено п. 5 обжалуемого распоряжения.
Таким образом, требования прокурора о признании данного пункта противоречащим
федеральному закону, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя Мэра Москвы о том, что регистрация договора аренды в
налоговых органах необходима для осуществления контроля за уплатой налогов
лицами, заключившими данный договор, не могут быть приняты во внимание,
поскольку осуществление такого контроля возложено на соответствующие
налоговые органы.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 «О внесении изменений и дополнений в
некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
В случае удовлетворения заявления о признании противоречащим закону иного
правового акта (не являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд
признает этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня его издания.
Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта
или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой
информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем
следует указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской
Федерации «О средствах массовой информации»).
Оспариваемое распоряжение было опубликовано в «Вестнике Мэрии Москвы», N 7,
1994.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная
коллегия
решила:
Заявление и.о. прокурора города Москвы удовлетворить частично.
Признать пункты 4.1 и 5 распоряжения Мэра Москвы от 11.03.1994 N 110-РМ «О
мерах по пресечению противоправного использования жилых помещений,
находящихся в собственности граждан и юридических лиц» недействительными и не
порождающими правовых последствий со дня его издания.
В удовлетворении заявления и.о. прокурора города Москвы о признании
недействительным пункта 1 распоряжения Мэра Москвы от 11.03.1994 N 110-РМ «О
мерах по пресечению противоправного использования жилых помещений,
находящихся в собственности граждан и юридических лиц» отказать.
Сообщение о таком решении опубликовать в средстве массовой информации, в
котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение
10 дней.