23:30:44
11 апреля 2021 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №5-Г01-116 от 2001-10-02

ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.08.2001 ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ N 3-312/2001ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2001 года
Дело N 5-Г01-116
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России рассмотрела в
судебном заседании 2 октября 2001 г. кассационные жалобы представителей
Московской городской Думы Коротковой Д.Э. и Филиппова П.А., а также
представителя Мэра г. Москвы Рословой О.В. на решение Московского городского
суда от 6 августа 2001 г., которым признан Закон города Москвы «Об
особенностях приватизации жилых помещений в квартирах коммунального
заселения» от 16 июня 1999 г. N 24-62 противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления
решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснения представителей Московской
городской Думы Коротковой Д.Э. и Минченковой О.В., объяснение представителя
Мэра г. Москвы Рословой О.В., заключение прокурора управления Генеральной
прокуратуры России Власовой Т.А., полагавшей оставить решение суда без
изменения, исследовав материалы дела, коллегия
установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащим
федеральному законодательству Закона города Москвы «Об особенностях
приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения» от 16 июня
1999 г. N 24-62. Прокурор прокуратуры г. Москвы Гнусенко О.Г. просил в
судебном заседании признать этот Закон города Москвы противоречащим
федеральному законодательству в полном объеме, указывая на то, что
Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не
содержит никаких особенностей приватизации жилых помещений в коммунальных
квартирах. Поэтому установление таких особенностей в оспариваемом Законе
противоречит федеральному законодательству.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационных жалобах
представители Московской городской Думы и Мэра г. Москвы просят отменить
решение суда, считая, что оспариваемый Закон города Москвы не противоречит
федеральному законодательству и оснований для признания его недействующим у
суда не имелось. Обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия не находит
оснований для их удовлетворения.
Согласно Закону Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации» приватизация жилья — бесплатная передача в
собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых
ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для
граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, —
по месту бронирования жилых помещений (ст. 1). Законодатель в настоящем
Законе предусмотрел общий порядок приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации. Никаких особенностей приватизации жилых помещений в коммунальных
квартирах этот Закон не содержит. Между тем Закон города Москвы «Об
особенностях приватизации жилых помещений в квартирах коммунального
заселения» устанавливает особенности приватизации квартир коммунального
заселения в г. Москве.
Так, по части 2 п. 1 ст. 2 Закона города Москвы не подлежат приватизации
жилые помещения, в частности, признанные в установленном порядке непригодными
для постоянного проживания. Однако данное положение противоречит ст. 4 Закона
Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»,
не предусматривающей такого исключения. Довод представителя Московской
городской Думы о том, что понятие «жилые помещения, находящиеся в аварийном
состоянии» идентично понятию «жилые помещения, непригодные для проживания»,
суд отверг обоснованно, так как круг оснований для признания квартир
непригодными для проживания значительно шире, чем основания к признанию жилых
помещений аварийными. При этом вывод суда подтвержден анализом Положения по
оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и
общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного
приказом Министра жилищно — коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г.
N 529, и Положения о порядке признания жилых помещений (домов) аварийными в г.
Москве, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 26 августа
1997 г. N 643.
В статье 4 Закона города Москвы предусмотрена необходимость получения
согласия органов опеки и попечительства на совершение сделок с
приватизированными жилыми помещениями в квартирах коммунального заселения,
если в них проживают не полностью дееспособные лица. Это положение
противоречит Гражданскому кодексу РФ, так как в Кодексе нет понятия «не
полностью дееспособные лица». В Гражданском кодексе РФ дано определение
дееспособности граждан (ст. 21), дееспособности несовершеннолетних в возрасте
от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26), дееспособности малолетних (ст.
28), недееспособных граждан (ст. 29) и предусмотрены основания к ограничению
дееспособности гражданина (ст. 30). Вместе с тем Кодекс не содержит понятия
«не полностью дееспособные лица».
В статье 6 оспариваемого Закона города Москвы предусматривается, что сделки,
в результате которых вселение граждан в жилые помещения в квартире
коммунального заселения приводит к значительному ухудшению условий проживания
собственников и (или) пользователей других жилых помещений данной квартиры,
могут быть признаны судом недействительными по иску указанных лиц (ч. 1 п. 3)
и что сделки с жилыми помещениями в квартирах коммунального заселения,
приводящие к вселению в жилое помещение граждан, проживание которых в
квартире коммунального заселения не допускается действующим
законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску
собственников и (или) пользователей других жилых помещений в данной квартире
коммунального заселения (ч. 2 п. 3). Из содержания этой правовой нормы видно,
что в ней установлены основания к признанию сделок недействительными, которых
нет в параграфе 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 7 Закона города Москвы установлено право города реализовать
преимущественное право покупки с целью расселения квартиры коммунального
заселения в порядке, установленном законодательством города Москвы, при
отказе собственников иных жилых помещений в квартире коммунального заселения
от реализации преимущественного права покупки. Это установление противоречит
части 1 п. 1 ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно
которой при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу
остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право
покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих
равных условиях, кроме случаев продажи с публичных торгов. По смыслу этой
правовой нормы преимущественное право покупки возникает лишь у участников
долевой собственности.
Довод представителя Московской городской Думы о том, что данное положение
статьи подразумевает возникновение у города права преимущественной покупки
только в случае наличия у него доли в квартире коммунального заселения, судом
отвергнут правильно. Буквальное толкование указанной статьи не дает
возможности сделать такой однозначный вывод.
Как следует из содержания Закона города Москвы «Об особенностях приватизации
жилых помещений в квартирах коммунального заселения» от 16 июня 1999 г. N
24-62, его название и все его статьи взаимосвязаны друг с другом, поэтому суд
обоснованно признал его не соответствующим федеральному законодательству в
полном объеме.
Руководствуясь ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР,
коллегия
определила:
Оставить решение Московского городского суда от 6 августа 2001 г. без
изменения, кассационные жалобы представителей Московской городской Думы
Коротковой Д.Э. и Филиппова П.А., а также представителя Мэра г. Москвы
Рословой О.В. без удовлетворения.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация