23:30:44
11 апреля 2021 г.

Без семьи никуда

РазноеКаждый ребенок-сирота, воспитывающийся в детском доме или другом государственном учреждении, должен иметь семью. Эту идею, озвученную мэром Москвы Юрием Лужковым, московские власти уже не первый год с успехом реализовывают в столице. О том, что получается, а что нет в данном направлении, рассказала первый заместитель руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Татьяна Неверова.

Понимание найдено

– В столице была принята программа «Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009–2011 годы». Получила ли она развитие? Повлиял ли на нее финансово-экономический кризис?

– Комплексная программа мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009–2011 годы была принята в октябре 2008 года. Перед нами стояли три главные задачи: сохранение системы профилактики сиротства, в том числе и социального, помощь семье и своевременное выявление детей, нуждающихся в государственной защите, укрепление приоритета семейных форм воспитания детей. А также адаптация выпускников госучреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И я могу с уверенностью сказать, что за столь короткий срок городу удалось многое сделать.

Особенно хотелось бы отметить работу координационного совета под руководством первого заместителя мэра в правительстве Москвы Людмилы Швецовой, осуществляющего межведомственное взаимодействие столичных департаментов. Ведь в нашем городе вопросами социального сиротства помимо Департамента семейной и молодежной политики занимаются несколько ведомств: департаменты социальной защиты населения, образования, здравоохранения, и культуры, и спорта, и жилищной политики, и Московская социальная гарантия. Плюс префектуры, районные управы, муниципалитеты.

Объединение усилий специалистов в решении такого важного вопроса дало положительный результат.

За прошедший год, столь тяжелый в финансовом плане, нам удалось решить проблему денежных выплат для усыновителей (ранее граждане, усыновившие ребенка, никаких денежных средств не получали). Теперь российские семьи, воспитывающие детей из московских сиротских учреждений, ежемесячно получают по 12 тысяч рублей на ребенка (!). Как вы сами понимаете, это неплохое подспорье для семьи.

Еще об одном нововведении. Постановлением московского правительства летом прошлого года введен сертификат на оказание медицинских и образовательных услуг, предназначенных как усыновителям, так и детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей и воспитывающихся в московских замещающих семьях. Определены больницы, в частности Филатовская детская больница, где эти дети могут получать высококвалифицированную медицинскую помощь, начиная от анализов и заканчивая сложными операциями, если они потребуются.

Вот лишь некоторые цифры. Медицинский сертификат начали выдавать с июля прошлого года, тогда их получили 247 семей, где есть усыновленные детки. Вы знаете, что у нас существует тайна усыновления. Поэтому родители таких детей могут обращаться за данными сертификатами лишь по собственному желанию. И тем не менее уже в первом квартале нынешнего года было выдано уже 110 сертификатов. Москвичи, принявшие ребенка или детей по другой форме семейного устройства: под опеку (попечительство) или в приемную семью, в 2009 году оформили 1800 сертификатов, а в первом квартале 2010 году уже 1119. Как видите, люди обращаются. И мы очень рады, что эта услуга оказалась востребованной.

Третье чтение

– Один из важных моментов нынешнего года – третье чтение закона «Об организации опеки, попечительства и патроната», прошедшее в апреле в Московской городской Думе. Что даст этот закон городу? Что нового он принесет?

– При разработке данного документа мы не стали повторять нормы федерального закона № 48*. А прописали то, что актуально для Москвы, в частности – патронат. (В федеральном законе вообще об этом не говорится. – Прим. редактора.) В московском региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, больше половины ребят в возрасте 10–12 лет. Им трудно найти замещающих родителей. Как правило, опеку над ними оформляют родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди. Если близкие родственники не проявляют к судьбе ребенка никакого интереса, или их нет, то для таких мальчиков и девочек остаются две формы семейного воспитания – это приемная семья и патронатное воспитание. Как раз новый закон четко прописывает, что такое патронатное воспитание. Оно назначается на срок от трех месяцев до года. При успешной социализации ребенка в семье пролонгируется и далее. Есть случаи, когда патронатные семьи оформляют опекунство над ребенком, иногда и усыновляют. В столице на сегодня 165 патронатных семей, в которых воспитывается 198 детей. Резко выросло в городе число приемных семей. Если три года назад их было всего 26, то сейчас их 210, в которых воспитывается 312 детей.

Брошенных меньше

– А как обстоят дела в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей? В прошлом году наметилась тенденция по увеличению числа детей, которых берут на воспитание в семьи. Сохранилась ли она?

– С гордостью могу сказать, что у нас сокращается число детей-сирот, состоящих в региональном банке данных (Для справки: в нем находятся сведения обо всех детях, находящихся в сиротских учреждениях департаментов образования, здравоохранения, соцзащиты и семейной и молодежной политики.) Два года назад в нем было 5510 детей. Сейчас – 4597. Наша картотека сократилась более чем на 900 детей. И это при том, что детей, к сожалению, продолжают оставлять в роддомах, происходит лишение родительских прав и так далее. В 2009 году удалось устроить в семьи на 8 процентов больше, чем в 2008 году. Считаю, что это тоже неплохой результат.

– Какая форма по устройству детей в семьи является наиболее популярной в столице?

– Лидирует такая форма, как опека (попечительство). Как я уже говорила, под опеку попадают в основном дети, у которых при отсутствии родителей есть близкие родственники.

Вторая по значимости форма устройства в семью – усыновление. Здесь предпочтение отдается маленьким детям: от нуля до 3 лет. Очень надеемся, что с принятием московского закона «Об организации опеки, попечительства и патроната» заработает такая форма, как патронат.

– В чем его преимущества?

– Основной плюс данной формы заключается в том, что для создания семьи подготовку проходят не только будущие родители, но и дети. С ними работают психологи, социологи, социальные работники. Хотелось бы подчеркнуть, что патронатные и приемные воспитатели являются профессиональными родителями, и за свой труд получают денежное вознаграждение.

Новации закона об опеке

– Давайте вернемся к закону «Об организации опеки, попечительства и патроната». Какие еще есть новации?

– Введено такое понятие, как сопровождение замещающих семей, ведь мало устроить ребенка в семью, нельзя допустить, чтобы его вернули обратно, а такое бывает. В прошлом году, например, 87 детей не прижились в замещающих семьях! Для решения этого серьезного вопроса в прошлом году была открыта 21 школа приемных родителей, где обучают ответственному родительству. Необходимо не просто устроить ребенка в семью, ее необходимо профессионально сопровождать. Здесь есть работа и для психолога, и для педагога, и для юриста и других специалистов.

Появилась еще одна новация – постинтернатный патронат. По необходимости, к выпускникам сиротских учреждений будут прикреплять воспитателей из того же учреждения, где они пребывали до 18 лет. Это могут быть и бывшие патронатные воспитатели, приемные родители, опекуны. Они обязаны помогать выпускнику детского дома или своему бывшему подопечному до 23 лет правильно адаптироваться к взрослой жизни: интересоваться не только тем, как живет ребенок, но и тем, где и как он учится, какая ему необходима помощь и так далее. Фактически они должны быть постоянно рядом и в курсе всех его проблем. Ведь ни для кого не секрет, что из детских домов (а особенно коррекционных) выходят юноши и девушки, не всегда готовые к жизни. Чтобы избежать негативных последствий, и введена такая норма, как постинтернатный патронат.

Чтобы новый закон об опеке заработал, мы внесем изменения в 51-й** и 87-й*** законы. Еще мы должны разработать порядка 15 подзаконных актов, регулирующих сопровождение семей, постинтернатный патронат, план по защите детей и массу других вопросов. И все эти документы будут внесены на рассмотрение московского правительства.

– Новый закон об опеке принимается. А как обстоят дела со специалистами, которые работают в этой сфере? В прошлом году вы говорили, что штаты их будут увеличиваться. Удалось это реализовать на практике?

– Несомненно. За прошедший период удалось увеличить почти в 2,5 раза число специалистов, работающих в сфере опеки и попечительства. Пришло много молодежи. Штат практически укомплектован. Сегодня в Москве на одного специалиста приходится 1400 несовершеннолетних (раньше было 5 тысяч детей). В среднем по России этот показатель составляет более 3,5 тысячи детей на одного. Московские специалисты находятся в лучших условиях. Это позволило более качественно работать. Кроме того, в Департаменте создано Управление опеки и попечительства, которое осуществляет координацию, контроль за работой муниципалитетов, их методическое обеспечение и обучение. Все специалисты смогли повысить свой профессиональный уровень в прошлом году. За прошлый год управление опеки и попечительства провело экспертизу 14 тысяч постановлений, которые принимали муниципалитеты. Работаем мы в тесном контакте с прокуратурой, милицией, с комиссиями по делам несовершеннолетних.

Детдома закрывают

– Мы говорим о том, что уменьшается количество детей, зарегистрированных в региональном банке данных, то есть их забирают в семьи. Муниципалитет в этом направлении стал лучше работать и так далее. Удалось ли в прошлом году закрыть хотя бы один детский дом?

– Скажу больше! В Москве в целом удалось закрыть 6 детских сиротских учреждений. Какие учреждения перепрофилировали, какие-то закрыли на капитальный ремонт, какие-то перевели в детский сад.

– В феврале прошло заседание столичного правительства, на котором Департамент семейной и молодежной политики предложил реформировать комплекс мер по преодолению социального сиротства. Неужели уже назрела эта необходимость? Ведь еще не все реализовано, что намечено по трехлетней программе.

– Нужно всегда идти на опережение и думать о завтрашнем дне, поэтому мы внесли предложение о реформировании Комплексной программы мер. В чем оно заключается? Начнем с того, что в городе работает 25 центров помощи семье и детям. Хотя сегодня они во многом перестроили свою работу, открыли отделения по раннему выявлению кризисных семей, по профилактике социального сиротства, психолого-педагогические отделения. Этого явно недостаточно. Поэтому мы поставили задачу по созданию к 2020 году 100 таких центров.

Помимо этого вносим изменения в закон № 51**. Это делается потому, что органам опеки и попечительства передаются полномочия по профилактике социального сиротства. Пока в каждом районе не откроются центры помощи семье и детям, заниматься профилактикой, ранним выявлением кризисных семей, реабилитацией семей будут как раз муниципалитеты.

Мы предложили создать систему ювенальных технологий. Она требует, конечно, значительных финансовых ресурсов. Полноценное развитие получит позднее, когда улучшится финансовая ситуация в городе. Уже сейчас в Юго-Западном округе столицы создан методический центр по ювенальным технологиям. Плюс к этому в 10 центрах «Дети улиц» работают отделы.

Еще одно новшество. В структуре городского департамента образования 35 учреждений для детей-сирот. И только в 18 из них есть уполномоченные службы по патронатному воспитанию. Поскольку патронат в городе очень востребован, мы предложили создать в ближайшие два года патронатные службы во всех сиротских учреждениях образования и социальной защиты населения.

Планируем также создать службы сопровождения замещающих семей во всех учреждениях для детей-сирот. Мы считаем, что если ребенок воспитывался в детском доме и его взяли в семью, то этот же детский дом и должен сопровождать семью. Потому что они лучше знают особенности ребенка, привычки, увлечения, состояние здоровья. Помимо этого в нынешнем году будет создан городской методический центр сопровождения замещающих семей, который будет обучать кадры и так далее.

Планов, как видите у нас много. Помимо всего, что было сказано, мы планируем ввести ставку воспитателей по работе с сиротами в больницы. Все это в пределах выделенного финансирования. Мы надеемся, что все задуманное нами осуществится. А самое главное, чтобы все эти меры привели к тому, чтобы как можно меньше детей пополняли ряды сирот. И чтобы как можно больше из них нашли любящие и заботливые семьи.

* Закон РФ от 24 апреля 2008 года № 48 «Об опеке и попечительстве».

** Закон города Москвы от 26 декабря 2007 года № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства».

*** Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Валерия Лященко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация