Детям улиц
Постановлением правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. № 269-ПП утверждена Городская межведомственная программа «Дети улиц» на 2010–2012 гг.
По системе Макаренко
В прошлом году, когда на заседании правительства Москвы рассматривали концепцию программы «Дети улиц» на 2010–2012 годы, одна из ее разработчиков, руководитель Департамента семейной и молодежной политики Москвы Людмила Гусева подчеркнула, что программу следует воспринимать как антикризисную: в трудное время растет число неблагополучных семей и, соответственно, беспризорников.
Мэр Москвы Юрий Лужков тогда отметил, что ухудшается ситуация с детской преступностью. «Ранее преступность среди молодежи и несовершеннолетних была в основном «приезжей», – сказал он. – Мы в свое время построили десять приютов для этих «путешественников», а дальше уже работали с властями регионов, откуда те приехали. Теперь же в этой среде стало больше москвичей. Этот показатель равен примерно 66 процентам».
Градоначальник выразил недовольство тем, что в концепции программы не оказалось предложений, направленных на то, чтобы переломить ситуацию. «У нас увеличивается число неблагополучных семей, – отметил мэр, – а мы вместо того, чтобы работать с ними, лишаем родительских прав. Департамент труда и занятости даже не упомянут в концепции, а ведь подростки – самая активная сила, и надо направить ее на решение трудовых задач. Надо вспомнить систему Макаренко, в ней можно найти много полезного».
Мэр выступил за ужесточение наказания для производителей, перевозчиков и торговцев наркотиками: «Необходимо самым жестоким образом наказывать за производство, трафик и продажу наркотиков… Наши меры воздействия неэффективны. Наши законы не могут справиться ни с химиками, которые производят эти наркотики, ни с перевозчиками, ни с продавцами. Всем этим деятелям, может быть, надо давать просто большие сроки».
Юрий Лужков предложил привлечь к доработке программы членов молодежного правительства дублеров, представителей науки, юношеские организации. С учетом замечаний программу доработали. И вот постановлением правительства Москвы от 6 апреля 2010 года она утверждена.
Самотека не будет
Документ получился серьезный, объемный. Участие в программе принимают столичные департаменты, префектуры, ГУВД, управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной миграционной службы, органы местного самоуправления. Департаменту экономической политики и развития города Москвы поручено учитывать прогнозируемый объем финансирования программы при разработке проектов столичного бюджета.
Функции государственного заказчика – координатора программы возложены на Департамент семейной и молодежной политики города. За выполнением программы будет осуществляться строжайший контроль. Исполнители обязаны представлять заказчику – координатору информацию о ходе выполнения мероприятий: за полугодие – до 15 июля; за год – до 1 февраля года, следующего за отчетным. Контроль за выполнением постановления возложен на первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Людмилу Швецову.
Из документа следует, что работу по снижению уровня социального сиротства в городе столичное правительство пускать на самотек не намерено. Так, профилактикой безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков займутся отделения по защите прав несовершеннолетних, создаваемые в каждом районе. Будет модернизирована система повышения квалификации, переподготовки и аттестации специалистов, в том числе ювенальных социальных работников. Возрастет число прошедших специальную подготовку в области детского и семейного неблагополучия.
Предполагается проведение мониторинга насыщенности районов города учреждениями системы профилактики и на его основе формирование недостающих звеньев, в том числе мобильных отделений (кабинетов) межрайонных центров «Дети улиц». Как ожидается, это должно обеспечить эффективность адресной помощи несовершеннолетним.
Прежде всего – профилактика
Правительство Москвы намерено сформировать в ближайшей перспективе систему своевременного выявления детей и подростков, принадлежащих к группе риска. Предполагается принятие мер, которые не допускали бы дискриминацию детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обеспечивали безусловное соблюдение их прав. Сделан акцент на необходимость оказания поддержки со стороны государства и гражданского общества проблемным семьям, обеспечения их бесплатного доступа к широкому кругу специалистов.
Отмечается также, что должна быть развернута работа с несовершеннолетними в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, активизирована их социализация в инфраструктуре мегаполиса. В документе говорится об организации социальной среды, благоприятной для развития личности несовершеннолетних, включающей информационно-просветительскую и пропагандистскую работу с детьми и подростками, их родителями и социальным окружением. Эта работа будет вестись с привлечением средств массовой информации, интернет-ресурсов.
Подчеркивается важность формирования общественного мнения, толерантного к проблемам несовершеннолетних группы риска. Намечены меры по привлечению граждан к участию в волонтерском движении, в наставнической работе с детьми и подростками.
Таким образом, при формировании городской политики в области защиты прав детей на ближайшие годы главным приоритетом деятельности органов исполнительной власти должна стать именно профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия.