А «зеленый»-то подведет зато «деревянный» не продаст
Доллар, говорят, и в Африке – доллар. Не исключено. Но в России-то он официальной денежной единицей не является, хотя на рынке недвижимости все измеряется «баксами». И об этом надо помнить всем, кто решил продать-купить-снять жилье. Иначе… Позвольте рассказать вам две поучительные истории.Надули американцев
Да, первая история приключилась с уроженцами родины того самого «зеленого». Американские бизнесмены решили снять себе солидное жилье. Хотя к предстоящей сделке заморские гости основательно готовились, но все же дали маху. Во-первых, наняли юриста, не нашего, а своего – американского, а во-вторых, – связались с частным маклером. Видно, решили поэкономить себе же на беду.
Но не будем забегать вперед. Бизнесмены отсмотрели массу привлекательных вариантов. Наконец, остановились на арбатских переулках. Прекрасно отделанная просторная квартира в старинном доме вполне соответствовала статусу и доходу будущих арендаторов. Ударили с маклером по рукам и внесли аванс – 3000 долларов, что и было подтверждено распиской.
Прошло дня два, и бизнесмены решили проведать свои арбатские хоромы, чтобы подготовить их к переезду. Каково же было их удивление, когда дверь им открыла не менее удивленная хозяйка, заявившая, что квартиру свою она никому сдавать не собиралась.
Американцы потребовали к ответу того самого маклера. Естественно, что ни дозвониться, ни встретиться у них долго не получалось. Когда же все-таки незадачливые арендаторы поймали виновника своих несчастий, он отказался возвращать им деньги. Суд, которым грозили бизнесмены, его не испугал. И вот почему.
В суд американцы действительно подали. Однако когда они в качестве доказательства предъявили расписку, оказалось, что она никакой существенной роли играть не может, так как речь в ней идет о долларах, а доллар – не наши деньги.
Дорогая дача
Вторая история – тоже про бизнесмена, но про нашего. Он, как и его американские коллеги, польстился на дешевизну и погорел на долларе.
Андрей Иванович, назовем его так, давно мечтал о даче. Где-нибудь в престижном стародачном подмосковном местечке. И, надо же, подвернулся вариант, как раз такой, о котором он и грезил. Самое привлекательное – цена вопроса. Всего-то 50 тысяч долларов. Обычно за домики в этом местечке, где соседи – сплошь знаменитости, просили как минимум 80-90 тысяч долларов.
Продавцом оказался молодой симпатичный парень по имени Сергей, который сразу расположил к себе покупателя. Сергею срочно понадобились деньги: мать нуждалась в немедленной и дорогой операции. Так что торговаться некогда – каждая минута дорога.
Что ж, причина как нельзя более уважительная. Сделка прошла без сучка и задоринки, и Андрей Петрович зажил в свое удовольствие на новенькой даче. Правда, дом немного недоделан, ну да это не беда.
Прошел месяц. В один прекрасный день на пороге его дачи появилась солидная женщина, назвавшаяся Анной Ивановной. «Где мой сын? Где Сережа?» – этот вопрос огорошил дачника. «В Москве, наверное, в городе», – неуверенно пролепетал Андрей Петрович. Затем, собравшись (присутствие напористой дамы его почему-то гипнотизировало) он объяснил Анне Ивановне, что Сергей продал ему дачу, и все документы в порядке.
Посетительница его не слышала. «Вы убили моего сына, вы отобрали у него деньги, я найду на вас управу», – шептала она побелевшими губами.
Через несколько дней визит дамы повторился. Она опять несла околесицу про убитого молодого человека. Потом неожиданно предложила вариант на выбор: или дачу вернуть, или деньги. Андрей Петрович уже не знал, чему удивляться – то ли тому, как она легко определила компенсацию за покойника (сын равен даче или 50 тысячам долларов), то ли необыкновенной наглости Анны Ивановны. Пришлось воспользоваться услугами охранников, чтобы избавиться от неприятной визитерши.
Андрею Петровичу было непокойно. Вроде бы все нормально, документы оформлены правильно, расписка о получении денег у него в кармане… Но все равно душу точил занудный червячок.
Прошло еще какое-то время. Наш дачник уже начал подзабывать о неадекватной даме, как вдруг утренняя почта принесла ему повестку в суд…
Но суде он старался держаться уверенно. В самом деле – он никого не убивал, денег не отнимал, вот она расписка. Взглянув на расписку, судья объявила Андрею Петровичу, что документ сей недействителен. Расписка, в которой передаваемая сумма значится в долларах, не имеет юридической силы. В статье 140 ГК РФ говорится о том, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Не возбраняется и в иностранной валюте, только с обязательной припиской, что это составляет столько-то тысяч рублей по курсу ЦБ РФ на день совершения сделки (ст. 317 ГК РФ). Если такой приписочки нет – извините-подвиньтесь, не понимаем вообще, о чем речь.
А что вы там из рук в руки передавали – свидетелей тому нет. Банковской ячейкой не пользовались, так что никто ничего подтвердить не может.
Суд вынес решение не в его пользу. Он подал апелляцию. Пока документы ходили по инстанциям, он пытался «решить проблему» привычным для наших коммерсантов способом. Договаривался с Анной Ивановной, обещал заплатить ей некую сумму – не всю, конечно. Она не соглашалась. Тогда он нанимал «братков» для устрашения. Недалекие «братаны» не сильно испугали ушлую Анну Ивановну. Скорее, даже наоборот. Она сменила адрес и написала заявление в милицию об угрозах. Правда, и ей не удалось доказать причастность Андрея Петровича к «наезду», но с тех пор тот к услугам «братков» не обращался.
Городской суд оставил решение суда районного без изменения. Обязали бизнесмена либо вернуть дачу законной представительнице продавца, либо уплатить деньги вновь.
Съезжать с полюбившейся дачи он не хотел. Выбрал второй вариант – заплатил ненавистной даме еще 50 тысяч долларов. Взял с нее правильную расписку и даже свидетелей притащил. В общей сложности переплатил он не так уж и много, ведь, напомним, изначально он купился на дешевизну, но обидно, конечно — было здорово.
Сергей, конечно, воскрес. Да и не умирал вовсе. Он еще и Андрея Петрвича, и нас с вами переживет. С такой-то мамочкой.