10:14:16
24 июля 2024 г.

Обознатушки-перепрятушки

ЖКХВ середине марта москвичи были «обрадованы» известием о том, что 1  мая Сбербанк вводит трехпроцентную комиссию с платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги.

Не для среднего ума

Дополнительный резонанс новость обрела в связи с поручением Дмитрия Медведева заместителю премьера Дмитрию Козаку проверить обоснованность роста коммунальных платежей в ряде регионов. Правда, через два дня Сбербанк объявил о снижении будущей комиссии до 2%, а при пользовании банкоматами и до 0,5%. Однако успокоения в умы это не привнесло.

Острота ситуации связана с тем, что чисто внешне все происходящее воспринимается как повторное повышение коммунальных платежей после весьма ощутимого новогоднего. И впрямь, в апреле жители внесут за жилье в окошко Сбербанка одну сумму, а в мае придется платить на 2% больше. Через СМИ хлынул поток противоречивых комментариев и взаимных упреков. Одни назначили «стрелочником» Сбербанк, который якобы на ровном месте и безосновательно ввел новую комиссию. Другие посчитали, что это правительство Москвы решило перенести бремя комиссионных платежей с поставщиков коммунальных услуг на жителей.

В действительности не произошло ни того, ни другого. Сбербанк и раньше (в течение многих лет) брал комиссию, а жители и раньше оплачивали ее из своего кармана. Просто не все это знали. И как ни парадоксально, происходящие перемены даже выгодны гражданам. Утверждаю это, находясь в здравом уме и трезвой памяти.

Вспомним всеобщий закон сохранения. Однозначно, что доходы Сбербанка в результате происходящих преобразований падают, поскольку размер его комиссии снижается (только не надо за него переживать, он оставил себе более чем достаточно, просто раньше брал лишку). Аналогичное происходит и в других банках. Но если доходы коммерсантов уменьшаются в результате снижения цен на их услуги, то у тех, кто платит, появляется экономия. А платит население. Значит, оно на этом экономит.

Другое дело, что экономия является результатом многоходовой комбинации, в которую вовлечены Госдума, правительство Москвы, Сбербанк, управляющие компании… В итоге получилось так, что экономия для населения не продемонстрирована в явном виде. Попробуем ликвидировать этот пробел. При этом оговоримся, что будем обсуждать вопрос только банковской комиссии, не касаясь собственно коммунальных платежей, поскольку это разные и несвязанные вещи.

Процент устаканился

Существует непростая работа, называемая сбором коммунальных платежей. Исходно ею должны заниматься управляющие компании, правления ЖСК и ТСЖ, ГУ ИС районов (бывшие ЕИРЦ), то есть те, кто выписывает нам счета на оплату.

В каждой организации должен быть штат кассиров, для них выделена развитая сеть приемных пунктов, оснащенных соответствующей аппаратурой, созданы условия для хранения денег. Дело это довольно хлопотное и дорогостоящее. И давным-давно все сообразили, что правильнее поручить его тому, для кого работа с деньгами является профильным занятием. То есть банкам. А наиболее подходящим оказался Сбербанк: у него и сеть филиалов наиболее развита, и жители привыкли пользоваться его услугами, хорошо знают к нему дорогу.

В результате заинтересованные жилищные организации заключили со Сбербанком договоры на оказание услуги по приему платежей. Естественно, не задаром, а за комиссионное вознаграждение. Размер комиссии был разный. Как пояснила пресс-секретарь Инженерной службы Москвы Оксана Масамрех, при поддержке правительства города ГУ ИСы и поставщики услуг договорились со Сбербанком о ставке 1,9%. Соответствующая сумма включалась отдельной строкой в смету каждого коммунального тарифа. В таком «зашитом» в платежку виде граждане вносили комиссию в Сбербанк, а уж он сам отделял мух от котлет, оставляя за собой долю платежа.

В худшем положении оказались ЖСК, ТСЖ и прочие, кто раскладывает коммунальные платежи самостоятельно. С них Сбербанк брал 3%. По свидетельству председателя совета жилищных организаций Москвы Константина Крохина, они неоднократно пытались добиться снижения комиссии до 2%, но Сбербанк был глух к их просьбам. По мнению жилищника, Сбербанк занял монопольное положение на рынке и диктовал свои условия.
Однако жизнь идет вперед. Федеральный законодатель предпринял ряд шагов по устранению монополии и расширению числа участников рынка. Генеральный директор АКЦ «Жилкомаудит» Ирина Маликова считает, что решающее значение имели два закона, принятые в июне прошлого года и вступившие в силу с 1 января 2010 года (№ 103-ФЗ от 03.06.09 и №121-ФЗ от 03.06.09. – Ред.). По ее словам, «с этой даты открылся новый рынок – рынок по приему платежей физических лиц. Сегодня на нем могут работать не только банки, как это было раньше, но любые коммерческие организации (при соблюдении определенных требований), примерно так же, как в сотовой связи. Установлен порядок приема коммунальных платежей, есть механизм приема. У гражданина теперь есть выбор – какому оператору принести свой платеж».

Однако воспользоваться предоставленной свободой было невозможно. К какому оператору ни обратись, почти каждый возьмет свою комиссию, пусть даже небольшую. Плюс в самом тарифе «зашита» скрытая комиссия Сбербанка, уже упомянутые выше 1,9%! Возможно, и по этой причине тоже правительство Москвы своим постановлением №1112-ПП еще от 10.12.2008 (пункт 4) поручило соответствующим службам при формировании коммунальных цен и тарифов, начиная с 2010 года, исключить из них комиссионное вознаграждение банкам и платежным системам за услуги по приему платежей. Поэтому только с начала нынешнего года появилась практическая возможность обратиться к любому оператору, не оплачивая две комиссии.

При этом естественно, что если в тарифе с начала года нет комиссии, то нет и договора со Сбербанком. Поэтому Сбербанк объявил о самостоятельном взимании комиссии с 1 мая и установил собственный размер платы за услугу сначала 3%, а потом под воздействием общественного мнения снизил до 2%.

Ищем экономию

В этой истории принципиально важен факт исключения прежней комиссии из тарифов. Начальник управления контроля финансовых рынков федеральной антимонопольной службы Юлия Бондарева сообщила, что соответствующая проверка начата: «Когда оплата перекладывается на граждан, мы с вами должны увидеть, что из тарифа убраны эти три процента (1,9%. – Уточн. ред.). Это должно быть сделано публично, должны быть представлены документы».

Вообще-то правительство Москвы уже публично об этом сообщило в постановлении «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год» от 1 декабря 2009 года. В примечании к каждому виду услуги указано, что в ее цену не включено комиссионное вознаграждение банку. Сомневаться в том, что это действительно так, вряд ли приходится. Включение в смету тех или иных расходов – вещь формальная и легко проверяемая на уровне ФАС.

И все же тень сомнения у граждан остается. Проблема в том, что незначительная экономия на комиссионных теряется на фоне существенного общего повышения тарифов. Все оказалось бы намного понятнее, если бы с начала года тарифы были повышены в обычном порядке, если бы в них сохранилась комиссия, и порядок платежей остался без изменения. А затем вторым шагом, через несколько месяцев, можно было снизить тарифы, исключив из них вознаграждение банкам. Тогда факт исключения комиссии из тарифа был бы зримым. Однако на федеральном уровне заведен порядок, по которому тарифы можно менять только раз в году.

Гораздо проще в этом отношении членам ЖСК. Я сам живу в кооперативной квартире, и в начале каждого года получаю от бухгалтера расчет квартплаты, где последней строкой включены «отчисления Сбербанку» в размере 3% от платежа. Несколько дней назад бухгалтер сообщила: с 1 апреля эта статья расходов исключается, и моя квартплата сокращается на 95 рублей. Коротко и ясно. А уж я сам решу, через кого мне дальше платить.

Пора менять привычки

Ю. Бондарева видит основную новизну в том, что у граждан появилась возможность самим выбрать место, где они будут платить за коммунальные услуги: где лучше обслуживание, где ближе офис или там, где дешевле. Возможности для этого расширены многократно: офисы банков, платежные терминалы, коммерческие структуры, почта, Интернет, телефон. И везде свои цены, образующие довольно широкий коридор от нуля до 4%. В том же Сбербанке комиссия «в окошке» составит 2%, через банкомат – 0,5%, а по безналичному перечислению со сберкнижки комиссию обещают вообще не брать. Если раньше в любом другом месте наверняка было не дешевле, чем в Сбербанке, то теперь вполне может быть дешевле и удобнее.

Пока интерес граждан к новым формам невелик. Однако наступит 1 мая, Сбербанк начнет взимать свои 2%, и вот тогда интерес населения к новинкам проснется. Москвичи начнут осваивать прогрессивные технологии платежей и терять свою привязанность к Сбербанку. В самом Сбербанке уже прогнозируют снижение доходов и готовятся к сокращению персонала.

В последующем можно ожидать некоторого снижения операторами ставок комиссии. Банки заинтересованы в новых клиентах, в том, чтобы коммунальные службы, управляющие компании держали у них свои счета. Платой за получение определенного финансового потока, по мнению депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, должен стать либо полный отказ от комиссии, либо ее существенное снижение.

Есть также надежда, что все участники событий извлекут из них соответствующие уроки.

На наш взгляд, эта история наглядно демонстрирует недостаточное информационное обеспечение принимаемых на различных этажах власти решений. Четко и внятно суть происходящего людям не объяснили. И это при условии, что скрывать-то ничего не надо, ведь история – выигрышная практически во всех отношениях. Ну, разве что в какой-нибудь управляющей компании или правлении ЖСК соответствующим образом не скорректируют платежи. Так тем более надо было привлечь внимание общественности к происходящим изменениям.

И последнее, но не менее важное – непрозрачность коммунальных платежей. Где и как простой смертный может самолично убедиться в том, что услуги банка действительно исключены из сметы расходов на ЖКУ, и что он не платит дважды? Пока этого не будет, тень сомнений продолжит преследовать почтенную публику.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация