Ремонт перед продажей
Если вы собираетесь продавать свое жилье, то хорошенько подумайте: а стоит ли тогда затевать ремонт? И если да, то какой?
В январе 2010 году британские риелторы составили список основных ошибок, которые допускают домовладельцы, совершенствуя свою жилплощадь для последующей продажи. Так, эксперты считают ошибкой уменьшение числа комнат за счет объединения двух маленьких в одну большую. Бесполезно также устанавливать выполненную на заказ мебель в кухне и ванной комнатах, так как у покупателей могут быть собственные идеи по обустройству этих пространств.
Замыкают антирейтинг – китчевый дизайн и использование «модных» цветов в интерьере: нейтральный цвет и лаконичное оформление скорее придутся покупателям по душе, считают эксперты.
У российских специалистов по недвижимости, в свою очередь, также есть ряд советов по обустройству жилья перед продажей.
Сделанный в квартире ремонт не всегда увеличивает ее стоимость. Не рассчитывайте, что деньги, вложенные в него, вернутся, не приплюсовывайте их к стоимости продаваемой квартиры. Если жилье качественно отремонтировано – заезжай и живи! – в этом случае покупатель может пойти навстречу и согласиться с доплатой. Также на увеличение цены могут повлиять такие долгоиграющие элементы квартиры, как окна и двери.
Современные модели произведут гораздо лучшее впечатление на покупателей, чем советская столярка.
Во всех остальных случаях опытные продавцы не советуют тратить на ремонт время, усилия и деньги. Главное – чтобы было чистенько и сантехника исправно работала. Разумеется, если речь идет об «убитой» квартире, со следами протечек на потолке и неработающей сантехникой, лучше привести жилье в божеский вид, но без особого шика. Но и для этого не нужно срочно затевать даже «косметику». Достаточно подклеить обои, устранить царапины на полу и прочие незначительные повреждения.
Еще один момент. Для жилья экономкласса серьезный ремонт мало актуален: покупатели предпочитают купить квадратные метры дешевле, пусть и со старыми обоями. А вот для элитных квартир комплексный дизайнерский ремонт вполне подойдет: по данным аналитиков, 70–80% клиентов рынка дорогих квартир спрашивают апартаменты именно с евроремонтом. В общем, продавцу важно улучшить квартиру настолько, чтобы сделать ее привлекательной, не отпугнув при этом потенциальных клиентов.