23:30:44
11 апреля 2021 г.

Приватизация продлена, проблемы остались

Жилищные программыГосударственная дума приняла решение о продлении приватизации жилья еще на три года, до 1 марта 2013 года. О неординарности события говорят хотя бы такие факты: на данную тему было подано сразу 7 законопроектов, председатель профильного комитета Думы Павел Крашенинников идею продления не поддержал, и все же закон был принят практически единодушно с ходу и сразу в целом. Похвальная решимость, однако проблема не закрыта, а лишь законсервирована на три года.

Мир не знает ничего похожего на российскую приватизацию ни по длительности процесса, длящегося уже 18 лет (и продленного еще на три года), ни по щедрости государства, раздающего свою собственность налево и направо практически без всяких ограничений. И тому есть свое объяснение. Приватизация должна была послужить решению непростой задачи – созданию класса мелких собственников в первой стране победившего социализма, не знавшей частной собственности на жилье более 70 лет (напомним, купить квартиру в городе было можно, но она была не собственной, а кооперативной). Приватизация жилья была призвана коренным образом изменить менталитет населения. В то же время она предоставляла первоначальный капитал для предприимчивых граждан, мечтавших открыть свое дело. Наконец, она снимала градус социальной напряженности, поскольку любой «олигарх» на обвинение в «прихватизации» получил возможность ответить «сам такой».

Попутно решались несколько тактических задач. Например, переложить бремя содержания жилья, в том числе проведение капремонта, на граждан. Как говорится, жилье с возу – государству легче. Опять же появляется новая статья поступлений в бюджет – налог на имущество.

Перечень можно было бы продолжить, но не в том наша цель. Главное – что в результате приватизация прекрасно справилась с поставленными перед ней задачами, и в этом смысле никакой нужды в ее продлении нет. Однако джин вырвался из бутылки, и загнать его на место оказывается непросто.

Есть в мире справедливость

Причиной очередного продления приватизации вновь оказалось установление справедливости. Уж очень много выявилось обделенных в процессе бесплатной раздачи собственности. Оставим в стороне, что одни приватизировали 20 кв. м, другие – 60. Этого уже не исправить. Но многие по разным причинам вообще были лишены такой возможности. В первую очередь это касается очередников, которые по 20 лет ожидают социального жилья и которым пока приватизировать практически нечего. Поистине драматичная ситуация у тех очередников (пусть даже относительно немногих), кто уже получил ключи, справил новоселье, но из-за бюрократической волокиты еще не имеет официальной бумаги и потому оказывается за бортом приватизации. Добавьте сюда ветеранов войны, которые в связи с юбилеем Победы массово получают сегодня жилье, но по прежним правилам (до 1 марта нынешнего года) явно не успевали переоформить его в собственность. Вспомним также о бочке меда для военнослужащих, которым пообещали в наступившем году полностью решить их проблему с жильем, но в которой оказалась ложка дегтя в виде прекращения приватизации. А есть еще те, кому приватизация вообще запрещена. Это обитатели аварийных домов – несчастные люди, и без того живущие в невыносимых условиях, которые только-только получили реальную надежду выбраться из развалин в рамках программы Фонда ЖКХ, и которые в награду за терпение оказывались за рамками приватизации. В аналогичной ситуации находятся жители общежитий и закрытых военных городков.

Извините, если забыл перечислить еще кого-то из числа обойденных судьбой. Но и у тех, кому было что приватизировать, имелись свои проблемы. Дело в том, что выбор – приватизировать или нет – им приходится делать в обстановке неопределенности, поскольку собственникам грозят новым порядком начисления налога на жилье, а каким – не говорят.

И только самым последним доводом (депутаты почему-то перечислили его первым) в пользу продления приватизации можно назвать очереди на оформление. В минувшем году, к примеру, в Тольятти число заявлений на приватизацию выросло на 138 процентов.

Как видим, не просто поводов, а жгучих причин для продления приватизации более чем достаточно. Но было еще одно основание принять решение о переносе сроков – откровенное желание пропиариться. Не случайно в Думу поступило сразу аж 7 (!) примерно схожих по содержанию законопроектов, не случайно фракции акцентировали внимание на своем первенстве в подаче проекта, и совсем не случайно отдельные депутаты использовали регламент выступления на полную катушку по поводу и без повода.

Крашенинников против

Сомнения относительно целесообразности продления приватизации сформулировал председатель комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников. Одно из них носит больше формальный характер и состоит в том, что продление сроков приватизации (причем неоднократное. – Прим. ред.) вызывает, по выражению парламентария, «девальвацию отношения к законодательству» и не может приветствоваться. Но это больше упрек не самой идее продления, а тем депутатам, которые в свое время придали приватизации временный характер, но не подумали, как будут ее завершать.

Второй грех, приписываемый приватизации, – «вымывание» муниципального жилищного фонда. Мол, люди получают жилье в социальный наем и тут же его приватизируют. А для решения муниципальных проблем ничего не остается. Тем самым у местных властей исчезает стимул к строительству социального жилья.

Однако на самом деле приватизация практически никакого дополнительного вымывания не приносит. Жилье и без приватизации вымывается из муниципального фонда, поскольку переданные в социальный наем квартиры практически никогда больше в распоряжение муниципалитета не попадают. Даже после ухода нанимателя из жизни квартира как бы по наследству переходит к зарегистрированным в ней родственникам. Правда, нанимателя можно выселить из квартиры, если он перестает за нее платить. Но это единичные случаи на всю страну, которые не делают погоды и являются исключением, а не правилом.

Другое дело, если бы квартиры в социальный наем предоставлять очередникам на ограниченный срок, а по его окончании обязать нанимателя либо подтвердить свою малообеспеченность, либо освободить помещение, но подобные идеи находятся пока за горизонтом реальности. А при сохраняющемся порядке для муниципалитета нет разницы, как он потеряет свое жилье.

Сакральное число

Единые во мнении, что приватизацию надо продолжить, депутаты разошлись относительно сроков продления. Поданные законопроекты предлагали 2 года, 3 года, 5 лет и продлить бессрочно. В итоге проголосовали за 3 года.

На неоднократно заданный в ходе думской дискуссии вопрос, почему именно три года, ответ звучал примерно так: «мы тут посовещались с правительством и пришли к выводу, что этот срок оптимальный». То есть ничего конкретного. Складывается впечатление, что решающим стало сакральное значение числа «3».

На самом деле вопрос о сроке не праздный. Относительно продления приватизации принималось уже два решения, нынешнее – третье. Есть веские основания полагать, что и оно не последнее, поскольку за три года ничего радикально не изменится, и в январе 2013 года ситуация будет полностью аналогична январю 2010-го. Чтобы убедиться, пройдемся по списку причин продления еще раз.

Первыми по порядку у нас очередники. Уже на протяжении ряда лет срок ожидания жилья в Москве колеблется вблизи 20 лет. Это значит, что в 2013 году в план предоставления будут включены семьи 1993 года постановки. А есть еще 1994, 1995, 1996… И это в относительно благополучной столице, в других городах ситуация сложнее. Все эти люди будут по-прежнему требовать продления приватизации.

В 2013 году не будет юбилея Победы. Да и ветеранов по естественным причинам будет меньше. Но мы искренне желаем им здоровья и надеемся, что они все же будут. И также надеемся, что государство продолжит по-прежнему заботиться об их жилищных условиях. Значит, здесь проблема также не потеряет остроты. Кстати, первое решение о продлении приватизации было принято по иску ветеранов Орловых, которые в 2005 году получили квартиру и не смогли ее приватизировать.

Полагаю, что к 2013 году в стране не произойдет полной демобилизации, значит, будут военнослужащие, и им надо будет предоставлять жилье, которое они захотят приватизировать. Проблема со сносом ветхих и аварийных домов к тому времени будет решена не более чем на 10–15%. Остальные будут ждать расселения. Это по планам, которые имеют привычку корректироваться в сторону увеличения сроков их реализации. Не лучше ситуация и с общежитиями и закрытыми военными городками.

Далее по списку у нас неопределенность с налогом на недвижимость. По нынешним планам правительства он должен быть введен в 2013 году. Однако чиновники, ответственные за подготовку соответствующего закона, уже сейчас называют 2015 год и говорят о постепенном процессе его введения, растянутом на 10 лет. Что же касается оформительского бума, то чиновники на основе опыта прошлых лет в один голос прогнозируют, что сейчас поток обращений на приватизацию схлынет, и возобновится с прежней силой спустя три года, когда подойдет новый срок завершения. Кстати, большие очереди на оформление приватизации были одной из основных причин второго продления ее сроков.

Чтобы больше никого не обижать

Как видим, принятое Думой решение существенно не снизит напряжения к новой дате завершения приватизации. Почему-то внимание депутатов не задержалось на идее ограничить срок не самой приватизации, а подачи заявок на нее. Суть в том, чтобы сегодня зафиксировать потенциальное желание приватизировать жилье тех, кто еще не воспользовался этим правом. А дальше сохранить за ними эту возможность до наступления подходящего для людей момента, будь то получение квартиры очередником, расселение аварийного дома, предоставление жилья военнослужащим и т. д. Постепенно, за 10–15 лет круг претендентов на приватизацию будет практически полностью исчерпан естественным образом и без обид. Тем более что обязательства по предоставлению жилья известны, они уже взяты и их надо исполнять. А «вымывание» из муниципального фонда происходит вне зависимости, приватизируются квартиры или нет. Как вариант, можно было бы ввести запрет на приватизацию для всех родившихся после введения новых правил игры, например после принятия нового Жилищного кодекса. Правда, тогда завершение приватизации затянется на многие десятки лет.

Если же предположить, что в 2013 году у власти хватит решимости прекратить приватизацию, то спрашивается, почему это не сделали сейчас? Никакой разницы в ситуации не будет. Возможный смысл принятого сегодня решения состоит в том, чтобы не продлевать приватизацию слишком надолго и не лишать себя возможности пропиариться еще раз. Так, глядишь, подойдет 2013 год, и вновь появится возможность проявить неиссякаемую заботу об избирателях.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация