18:46:48
22 ноября 2024 г.

Квадратные метры ауры…

Путеводитель по МосквеДостаточно подняться вверх по Тверской, прогуляться по Арбату или Малой Бронной, чтобы увидеть, сколько мрамора и гранита пошло на изготовление мемориальных досок и плит, которые украшают стены здешних домов. И хотя в историческом центре Москвы почти не найти жилого здания, где бы в свое время не обитала знаменитость, предметом купли-продажи «звездные» квартиры становятся сравнительно нечасто.

Жаба их не задушит!

На долю таких объектов приходится от силы пять-десять процентов в общем объеме предложений в элитном секторе. Тем не менее если риелтор занимается своим делом немало лет, он обязательно столкнется с желанием состоятельного клиента подыскать квартирку, где когда-то живала известная личность. Причем подобная мечта вполне осуществима: если примерно две трети жителей в «знаменитых» домах составляют представители старой интеллигенции или их наследники и родня, то еще треть – это те, у кого хватило денег, чтобы стать соседями сей почтенной публики. В основном такую недвижимость приобретают крупные политики и чиновники, нефтяные магнаты и прочие солидные бизнесмены.

Правда, несмотря на его расположение в историческом центре, далеко не все жилье, где обитали бравые военачальники, герои войны и труда, считается элитным. Хотя по качеству, комфорту и сохранности оно может быть на порядок выше, чем апартаменты бывших аристократов, купцов первой гильдии или благодушных меценатов.

В дома, квартиры в которых когда-то занимали творческие семьи, и сегодня стараются вселиться звезды шоу-бизнеса или кино. Вообще, преуспевающей богеме нравится жить вместе, и ее представители порой специально решаются либо на обмен, либо на продажу более дорогих и удобных апартаментов ради возможности поселиться в известном доме. При этом многие надеются, что когда-нибудь мемориальная доска с их именем дополнит уже имеющийся «иконостас».

Актеры, художники и другие творческие личности могут довольно долго отслеживать такие объекты. А иногда от них поступает заказ на какую-нибудь конкретную квартиру или жилье в конкретном доме. Для риелтора подобный заказ – задачка не из легких. Тем не менее в 90 случаях из 100 они с ней отлично справляются. Ведь за удовольствие приобрести квадратные метры в знаменитом доме заказчики могут заплатить вдвое, а то и втрое больше рыночной цены такой квартиры.

Среди охотников за недвижимостью, о которой идет речь, немало иностранцев. И у них, по наблюдениям профессионалов рынка, имеются свои предпочтения. К примеру, выходцы с Британских островов стараются заполучить квартиру в «Доме с животными» (дом № 14, стиль модерн), что на Чистопрудном бульваре. Поскольку старое здание английского посольства расположено напротив – на Софийской набережной.

Нередко в роли покупателей выступают «люди мира». Значительную часть времени они проводят за границей – в Женеве, Вене, Париже, где дома с мемориальными досками считаются чем-то вроде правил хорошего тона. При этом настоящих почитателей прошлого изношенность знаменитых квартир и домов нисколько не пугает. В центре Лондона, например, можно увидеть старый дом с канализационными трубами по всему фасаду. Но ради жизни в доме «с историей» люди готовы легко мириться с такими неудобствами.

Ударить евроремонтом по старине

По мнению эксперта Константина Ковалева, на реальную стоимость знаменитой квартиры оказывает влияние не только тот факт, что в ней когда-то жил народный артист или великий физик, а и местоположение дома, статус соседей, качество ремонта, вид из окон, наличие паркинга. А еще – охрана и клубность, инженерные опции, инфраструктура района, удобство планировки. Наконец, состояние жилья на момент продажи. С тем, что имя прежнего владельца может быть чрезвычайно важно лишь для его самых страстных почитателей, согласны и другие специалисты, работающие в области городской недвижимости.

Что же касается обычных покупателей с большими деньгами, то для них знаменитая квартира, наоборот, может стать головной болью, если к дому и в подъезд по привычке будут наведываться поклонники звезды.

Такой пример приводит сотрудник одного из агентств недвижимости Юлия Лурье:

– В свое время нам довелось выставлять на продажу квартиру в арбатском переулке, в которой жил кумир – участник известной музыкальной группы. Ни с первой, ни со второй, ни с десятой попытки ее так и не купили. Клиенты старались поскорее ретироваться, когда встречали в подъездах толпы поклонниц, которые расписывали губной помадой стены и разбрасывали на лестнице детали своего гардероба. Лишь через год, когда шоу-звезда стала забываться, а подъезд и дом были отремонтированы, на квартиру нашелся покупатель.

По утверждениям экспертов, гораздо чаще в качестве элитного на продажу выставляется жилье, построенное в XX веке, т. к. более старое теряет свои качества и, соответственно, цену.

Многие риелторы нисколько не сомневаются в том, что если в квартире, где когда-то обитала известная личность, снять старые обои, дверные ручки, замки, лепнину, срубить стеллажи, альковы и антресоли, а старые деревянные окна заменить на стеклопакеты, словом, сделать современный евроремонт, то такое жилье уйдет быстрее и дороже. Нынешний покупатель готов платить хорошие деньги за современный ремонт и модный интерьер, а жить в полуразрушенном музее – удел фанатов.

Сохранение исторического интерьера эпохи важно лишь тогда, когда квартира приобретается для представительских целей. Хотя иногда случается, что и после евроремонта с помощью каких-то деталей интерьера сохраняется история квартиры.

Обратный эффект

Считается, будто жилье, где обитала знаменитость, обладает особой аурой.

– Была у нас в продаже такая квартира, – вспоминает К. Ковалев. – За нее не раз вносились авансы, писались расписки, но продать квартиру мы так и не смогли. Можно сказать, по причинам необъяснимым… Некоторые клиенты, даже умолявшие не предлагать эти квадратные метры никому другому, кроме них, вдруг просто отказывались покупать, даже не требуя возврата аванса…

Многие верят в то, что вещи, которыми когда-то пользовался человек, да и сами стены накапливают энергетику своих хозяев. Может быть, и так. Во всяком случае, решив купить квартиру знаменитости, не лишне задуматься, был ли тот человек счастлив в этих стенах, или его судьба закончилась трагически. Не зря ведь в качестве негативного примера часто приводят знаменитый Дом на Набережной (ул. Серафимовича, 2), о котором ходит немало леденящих душу слухов. Десятки прославленных жильцов этого дома угодили под каток сталинских репрессий. При этом фасад здания увешан множеством мемориальных досок, что создает мрачную атмосферу некрополя.

У риелторов даже сложились некоторые предубеждения по поводу «черных» квартир. Например, жилье, где когда-то был убит человек, всегда продается плохо, даже если трагедия произошла давно и покупатели о ней не знают. Да и у самих клиентов, которые подыскивают квартиру с «историей», также возникают ощущения беспокойства, когда они более основательно окунаются в атмосферу жилища. Некоторые даже, въехав в исторические метры, впадают в меланхолию…

Чтобы не мерещился призрак генсека

«Известные метры» стоят порой очень больших денег, и новые владельцы чаще всего предпочитают не разглашать сумму сделки. При этом цены на знаменитые квартиры, которые в большинстве своем находятся в историческом центре, даже во время кризиса остаются высокими. Иными словами, вложения в такую недвижимость всегда оправданны. Единственно возможные изменения в стоимости – это ее рост. Хотя у К. Ковалева на сей счет особое мнение:

– Инвестиции в квартиру, какой бы она ни была, знаменитой или не очень, будут оправданны лишь тогда, когда ее цена соответствует рыночному курсу. Факт пребывания в квартире знаменитости не увеличит в цене квадратные метры, если они пребывают в неприглядном виде. А известность бывшего жильца – лишь приятный в психологическом плане бонус к покупке. Не более того.

Я тоже готов согласиться с этим мнением. Люди ведь покупают квартиры для того, чтобы в них жить, а потому предпочитают приобретать совершенно новое жилье, без истории. Комфорт и удобства теперь на первом месте. И с этим трудно спорить. К тому же нынешнее поколение, в том числе представители бизнеса, не очень хорошо представляют, кто такие, к примеру, Александр Матросов или Иван Бунин. Так почему же им должны быть интересны Фурцева или Андропов, чьи квартиры совсем недавно позиционировались на рынке элитной недвижимости?

Сергей Романов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация