Турецкий марш частного маклера
Квартира Прохора Петровича фигурировала в рекламных объявлениях уже полгода, и все никак не продавалась. Приходили, смотрели, даже обещали внести аванс, но позже звонили и извинялись: нашли, мол, другой вариант. Хозяин недоумевал, почему его вполне приличная «двушка» при вполне умеренной цене не находит покупателя.
Концерт за стенкой
– Да все очень просто, – агент очередной фирмы, которая пыталась поучаствовать в продаже, опустился на диван в комнате хозяина квартиры. За стеной слышались звуки баяна. – Не берут, потому что шумная. Тут ведь невозможно днем находиться. Сосед играет и играет, уже и меня успел достать… Кто же поедет в такую «музыкальную школу»?
– Ну, предположим, баянист он классный, – неожиданно обиделся Прохор Петрович. – Дипломант всяких там конкурсов.
– Что же вы тогда съезжаете подальше от чарующих волшебных звуков? – съязвил агент. – Слушали бы круглые сутки полонез Огинского или хроматические гаммы и наслаждались… Да вы не обижайтесь, я же вам добра желаю. Есть у меня, кстати, человек, который может помочь. Тоже своего рода виртуоз.
– А вы что же? – Прохор Петрович укоризненно посмотрел на агента.
– Я тоже специалист, только не могу так, как он, – улыбнулся агент. – Потому что работаю в компании. А этот – свободный художник.
– Черный маклер, что ли? – насторожился хозяин квартиры.
– Не черный, а частный. Это, как говорят в народе, две большие разницы. И потом, главное ведь – продать, не так ли?
– Ну, может, вы и правы, – вздохнул Прохор Петрович, и они ударили по рукам.
Послать хозяина подальше
Назавтра Прохору Петровичу позвонил тот самый частный виртуоз. И когда вошел в квартиру, сразу с порога спросил:
– А что, тут всегда старушки сидят перед подъездом и лясы точат?
Хозяин пожал плечами:
– Не знаю, как-то не обращал внимания. В чем, собственно, проблема?
– Проблема в том, – важно произнес гость, – что мешают они в вашем деле. Болтают много… Впрочем, для начала давайте-ка введете меня в курс дела.
Максим, так звали агента, слушал внимательно, не перебивая. Изредка задавал уточняющие вопросы.
– Ну что же, картина мне ясна, – подвел он черту, когда Прохор Петрович закончил рассказ. – Значит, ваш замечательный сосед дает частные уроки игры на баяне, чем нарушает покой и тишину окружающих… Так, а сколько же вы хотите за квартиру?
Когда хозяин назвал цену, Максим присвистнул:
– Надо сбрасывать «штук» пять как минимум, иначе ничего не получится. И не возражайте! Знаю, что говорю. По средней рыночной цене, что сложилась в вашем районе, ничего не выгорит. У вас же квартира с червоточинкой.
– Ну вот еще, – возмутился Прохор Петрович, – я в нее въехал по обмену. Она была новой, никому не перепродавалась…
– Да, юридически все безупречно, тут нет возражений. И жилье вполне приличное, – кивнул Максим. – Но сосед уж больно беспокойный, это и отпугивает покупателей.
Они еще с час дискутировали по поводу цены, пока маклер не убедил хозяина ее снизить. Затем попросил оформить доверенность, а самому предложил поехать куда-нибудь отдохнуть недельки на две. Прохор Петрович к такому развитию событий готов не был, но, махнув рукой, решил положиться на энергичного молодого человека.
Два виртуоза в одной берлоге
Через три дня баян смолк.
К лауреату пришли люди, представившиеся полпредами некоего фонда, и сообщили, что ему как победителю очередного конкурса положена бесплатная двухнедельная поездка в Турцию. Получите, мол, путевку и билет. Баянист сперва опешил, но от заманчивого предложения не отказался. И уже через день вылетел к теплому морю.
– Так, одна проблема решена, – констатировал Максим, расхаживая по квартире. – Сейчас очередь за сарафанным радио, что устроилось на лавочке у подъезда. Хотя нет, сперва надо запустить хорошую рекламу.
Набрал номер нужного человека, продиктовал параметры квартиры и попросил «зарядить» объявление во все доступные издания.
Через несколько дней пошли звонки, а затем начались просмотры. Если погода была хорошей, и на лавочке у подъезда подолгу засиживались старушки, то Максим делал звонок, и через несколько минут во дворе появлялись подвыпившие бомжи с «огнетушителями» пива и воблой. Направлялись к скамейке с бабушками, и тем ничего не оставалось, как расходиться по домам. А чтобы лавочка не пустовала, Максим на время просмотров приглашал на нее «своих» ветеранов – опрятно одетых, улыбчивых, приветливых. И если претенденты на жилье Прохора Петровича интересовались у них, как тут живется, дружно отвечали в том духе, что уже много лет все соседи здесь – милый и приветливый народ.
Наконец Максим нашел клиента, который согласился на его условия и дал хороший аванс. К моменту возвращения баяниста из заграничного тура квартира была продана, а энная сумма заложена в банковскую ячейку. И довольный Прохор Петрович с нетерпением ждал, когда закончится оформление документов и он получит свои деньги.
Музыкальная шкатулка
Ну а что же новый владелец квартиры?
Очень скоро он понял, какую совершил промашку, но было поздно. За стеной то и дело метался от минора к мажору, широко и привольно разливался могучий баян, и никакие увещевания на музыканта не действовали. Так что однажды новоселу, как в свое время Прохору Петровичу, пришла невеселая мысль: «А не съехать ли с этой квартиры?»
С большой долей уверенности можно предположить, что в итоге и он будет вынужден прибегнуть к услугам частного риелтора, не особенно щепетильного по части соблюдения профессиональных и моральных правил.
Комментарий
Михаил Раздольский, руководитель отделения «Октябрьское Поле» корпорации «Инком-недвижимость»:
– Маклер, конечно, ловкач, и покупателям не позавидуешь. Тем более что пенять на частного агента бесполезно: такие как он – вольные птицы, никому не подотчетны. Если на кону стоят хорошие деньги, пойдут на любую авантюру. И суд в данном случае не поможет. Юридически квартира чиста? Чиста. И что, спросит судья, вы хотите?
Другое дело – риелторская компания. Она не может позволить себе таких действий. Не случайно квартира, о которой идет речь, продавалась так долго: агенты ничего не скрывали от клиентов, в том числе и такого неудобства, как соседство с музыкантом. Если бы подобную операцию провернул представитель фирмы, ей бы и пришлось отдуваться в суде.
Скажу по опыту, добропорядочному агентству недвижимости наносит вред любое судебное разбирательство – независимо от того, каков исход дела. В любом случае имидж компании страдает. Пойдет слух: вот, мол, ей предъявили иск. И уже доверие к компании подорвано, позиции на рынке ослаблены.
Покупателям же не лишне еще раз напомнить: приобретать квартиры следует только через хорошо зарекомендовавшие себя компании. А если уж так случилось, что покупку приходится делать либо самому, либо с помощью частника, то не поленитесь и сходите раз-другой к выбранному дому. Постарайтесь проверить, все ли обстоит именно так, как это рисует посредник.