Второе лицо водосчетчика
Благое дело – квартирные водяные счетчики. Придуманы вроде бы в интересах граждан – устанавливай и плати только за то, что потребил! Столичное правительство даже пошло на беспрецедентный шаг – бесплатно обеспечило приборами малообеспеченных жителей: получателей субсидий и нанимателей. Тогда почему в последнее время только и слышишь: да не нужны нам эти счетчики! В чем дело? Или не дано нам быть экономистами, или…
Почем стоит подсчитать
Ох, уж наши москвичи! Какой еще город сможет похвастаться таким количеством умных, образованных, а главное, неравнодушных к реформе ЖКХ граждан! Нет бы гуляли в парках, ходили по театрам. Куда там! Въедливо пытаются разобраться: а что там, с этой реформой в моей отдельно взятой квартире, в моем доме, а то и в городе, в стране. Такие вот замечательные люди частенько появляются в нашей редакции, принося с собой кто проблемку, а кто – проблемищу…
Ты к пломбе только никого не допускай
Михаил Левинский из Даниловского района Москвы в коммуналке – не дилетант. Он много лет проработал начальником инженерно-технической службы в крупном медицинском научном институте. Предложил поговорить о водосчетчиках. Договорились с ним о встрече. Принес с собой кипу бумаг. Вместе ее и разбирали.
Время от времени он, как и его соседи, обнаруживает в своем почтовом ящике рекламные листки от фирм, занимающихся установкой квартирных приборов учета. Один из них адресован только тем жителям, которым счетчики монтировала эта фирма. Собственно, это напоминалка о том, что необходимо провести поверку приборов: вы только позвоните, и наш мастер прибежит. Тут же – предложение продлить договор на обслуживание. За это фирма гарантирует бесплатную очередную поверку. Правда, при условии, что житель в это время не допустит к своим счетчикам представителей сторонних организаций, то есть конкурентов. А стоимость абонентского технического обслуживания одного водосчетчика в этой фирме составляет 300 рублей в год. Счетчиков в квартире обычно два – на горячую воду и холодную. Следовательно, предлагают раскошелиться на 600 рублей в год.
Михаил Михайлович счетчики установил давно и своими силами. А чтобы узаконить их и начать рассчитываться по показаниям, понадобились пломба, документы о пригодности приборов и договор на их обслуживание.
Обзвонил все фирмы, телефоны которых обнаружил в почтовой рекламе, в газетах. Ни одна из них оказать такую услугу не согласилась: либо – наши счетчики, либо за пломбу на ваших приборах платите четыре тысячи рублей, как при установке новых!
Оно того не стоит
Как-то незаметно прижилась в городе эта такса – 2000 рублей за установку счетчика. Вспоминается история, о которой написали СМИ года два назад. Пригласила одна москвичка фирму приборы поставить. А заодно и соседей в свидетели. Вместе зафиксировали время, потраченное мастерами на работу. Женщина эта очень грамотная оказалась, подняла нормативы, в том числе и по расчетам рабочего времени. И доказала в суде, что установка стоит от силы рублей 30–40. Да еще и взыскать за моральный ущерб умудрилась.
Займемся арифметикой и мы. Судя по прайс-листам производителей, которые предусмотрительно захватил с собой Михаил Левинский, один водосчетчик стоит примерно от 500–800 рублей. К нему полагаются комплектующие: шаровой кран стоимостью примерно 50–80 рублей, фильтр (50 рублей), обратный клапан (20 рублей). Обычно требуется 2–3 фитинга (еще рублей 20) и кусочек трубы. Эти материалы, как и сами приборы, фирмы закупают оптом, со значительной скидкой. Их задача – только установить и поставить пломбы для того, чтобы хозяин не смог влезть в счетчик. При хороших трубах в квартире квалифицированному мастеру на это понадобится минут 30–40. Если трубы гнилые, возни, конечно, больше.
Сама работа – это отключение стояка (ДЕЗ фирмам отключает воду почему-то даром, тогда как с жителей берут за это приличные деньги), установка входного крана. Затем снимается кусок трубы по первое колено, присоединяется прибор – и все!
По каким же нормативам определяется стоимость работы? Михаил Михайлович обзвонил с десяток фирм и как потенциальный заказчик поинтересовался, не могли бы ему представить калькуляцию на эти четыре тысячи. Не тут-то было!
Качество работ никто не контролирует. Обязаны ставить обратный клапан для того, чтобы нельзя было запустить счетчик в обратную сторону, но его не ставят. Расходные материалы часто используют дешевые, китайские. Протечки – не редкость. При монтаже случается, что не хватает маленького кусочка трубы. Стальную трубу ставить трудоемко, поэтому используют металлопластик. А материал это довольно каверзный, для установки требуется специальное оборудование. И затачивать ее надо под строго определенным углом специальным дорогостоящим инструментом, и зажимать обязательно с динамометром, чтобы не недожать и не пережать. А если делать на глазок – потоп обеспечен. Вот и получается: есть совесть – сделают, как положено, нет совести – жди проблем.
Одним словом, фикция
Идем дальше. Без договора на обслуживание расчеты по приборам вам производить не будут. Цена этой услуги на рынке – 300–360 рублей за один счетчик. За эти деньги раз в месяц к вам должен приходить мастер, снимать показания и… ну, может, еще сдувать пыль с приборов. Постоянным клиентам фирмы обязуются поверять бесплатно: счетчик горячей воды – через 4 года, холодной – через 5 лет.
А что происходит на самом деле, нам постоянно сообщают наши читатели. Одни мастеров «ни разу не видели», другим выставляют счета за поверку, третьим при малейшей поломке прибора вместо ремонта навязывают установку нового за те же две тысячи рублей.
В большинстве случаев договор обслуживания – фикция, еще один способ выкачивания денег у населения, считает Михаил Левинский. И договор, и документы на прибор легко изготовить на ксероксе, взяв образцы в Интернете. Заказать печать можно в любой подворотне. А пломба? Трудно разве пломбир достать!
Поверка – дело нужное, но дорогое. Фирме не дадут лицензию, если она не имеет поверочной установки. А таковая стоит сотни тысяч рублей. Тестированием определяется, годен ваш прибор к дальнейшему использованию или ему пора на свалку. Делается это так. Приходят спецы, откручивают две гайки, снимают счетчик. И вот тут начинается самое интересное. Нужно отвезти прибор, протестировать, выписать новые документы и вернуть его на место. Но на время поверки нужно что-то поставить – не оставаться же людям без воды. Затем опять снять и установить ваш, поверенный. Как правило, все происходит иначе. Ваш прибор снимают, на его место тут же ставят другой, якобы поверенный или новый, выдают документы.
Что происходит с вашим счетчиком дальше, вас, в общем-то, не интересует. А зря. Никто не контролирует, поверяют ваш прибор на самом деле или нет. А может, ваш счетчик перекочевал к соседу, а соседский – к вам?..
За место под солнцем
Фирм по установке приборов учета в Москве действительно пруд пруди, хотя многие уже сгорели. Оставшиеся пытаются любыми способами заполучить клиентов – через председателей домкомов, старших по домам: уговори жителей заключить с нами договор, а мы тебе за это процент заплатим.
Получается, что счетчики – дело государ-ственное, а рынок – больно уж дикий, неконтролируемый. Опять власть виновата? Нет, конечно. По Жилищному кодексу все просто! В большинстве московских домов выбран способ управления – управляющей компанией. И в основном это ДЕЗы. Все договоры по дому должны заключаться через них, в том числе и на обслуживание квартирных приборов учета. Дирекция обязана на основе конкурса выбрать самую «дешевую и сердитую» фирму, заключить с нею договор, контролировать качество работ. А на основании этого договора заключить еще и индивидуальные договоры с жителями, и уже по ним включать в единые платежные документы строчку «обслуживание ИПУ» (индивидуальных приборов учета). Этот порядок, полностью соответствующий жилищному законодательству, определен ГУ «ИС города Москвы», и мы о нем писали.
Михаил Левинский:
– Управляющие компании, говорите? На мой взгляд, их у нас нет. У дирекции четыреста домов, она не способна нормально управлять таким количеством объектов. В ДЕЗ Даниловского района водоснабжением занимается один инженер. Будь он хоть семи пядей во лбу, сможет ли все эти дома проконтролировать? А что же сами собственники? Из 400 домов района я насчитал от силы 12, где ситуацию держат под контролем домкомы, ТСЖ, хорошие старшие по дому. У них все в порядке, в том числе и с квартирными счетчиками. Но такие дома, скорее, исключение.
Действительно, ДЕЗы не хотят заниматься квартирными счетчиками, и фирмы с ними даже не связываются. Им проще выйти на председателя домкома и за мзду уговорить его на «сотрудничество».
– Рынок рынком, но городские власти обязаны его регулировать, – считает Михаил Левинский. – Надо понять, что существующие цены на установку и обслуживание квартирных счетчиков отпугивают людей. Реальная стоимость намного ниже. Установите потолок (себестоимость плюс нормированная прибыль); хочешь конкурировать – снижай цену! Только так появится заинтересованность в качестве работ, в повышении квалификации мастеров.
Да и рынок ли это, если человек при обилии фирм фактически лишен выбора. Он не может купить счетчики на заводе-изготовителе, а потом заказать установку там, где дешевле. Даже не может сказать: нет, мне этот прибор не нравится, поставьте мне другой, который будет работать как часы, лет 25. Фирма навяжет ему свой счетчик. Хочет комплектующие поставить фирменные, надежные, но подсовывают китайский ширпотреб. У него евроремонт, у соседей этажом ниже – тоже, а если потоп?..
Будь в каждом доме настоящий хозяин, все эти вопросы отпали бы сами собой. Но ДЕЗам, да и любым другим коммерческим управляющим компаниям квартирные счетчики не нужны. Зато они нужны людям. Это выгодно даже при затратах на установку и обслуживание. Но затраты эти должны быть обоснованными.
Люди готовы платить. Знать бы еще, за что и почему так много!
Непромокаемая Фемида
Установить в квартире водосчетчики проблем не составляет. Однако многим москвичам, проживающим в домах ЖСК и ТСЖ, приборы эти после монтажа никакой пользы не приносят. Дело в том, что председатели просто отказываются считать расходы на воду по их показаниям…
Если члены жилищных кооперативов и товариществ, желающие, но лишенные возможности пользоваться собственными водосчетчиками, подают исковое заявление в суд, то, как правило, проигрывают. Председателю достаточно предъявить протокол общего собрания, по которому в доме решено вести расчеты по нормативам или по общедомовому прибору учета, – и суд решительно отказывает гражданину. А как же постановление правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», где черным по белому написано: при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из их показаний? Как же постановление правительства Москвы № 77, в котором написано то же самое? И к чему все эти разговоры на самом высоком уровне о сбережении ресурсов, если отдельно взятый гражданин не может реализовать свое право в своем же доме? Такие вопросы постоянно задают наши читатели.
Давно говорится о несовершенстве судебной практики в жилищных спорах. Более того, порой в схожих ситуациях судебные решения принимаются прямо противоположные, несмотря на то, что законы для всех едины и писаны на одном языке. Московские суды гражданам отказывают. А вот в Саратове…
В свое время один из саратовских ЖСК установил общедомовые счетчики для учета расхода горячей и холодной воды. На собрании членов кооператива было принято решение: индивидуальных счетчиков не ставить, так как расчет за потребленную воду производится по показаниям общих счетчиков пропорционально количеству жителей в квартирах.
В этом доме, как и в любом другом, имеются значительные общие траты воды: полив территории, опорожнение и заполнение системы водоснабжения при профилактических работах и ремонте, случаются потери при аварийных ситуациях. Вся эта вода учитывается коллективными счетчиками и полностью оплачивается членами ЖСК.
Несмотря на решение собрания, один член кооператива установил у себя в квартире счетчики для индивидуального учета и подал иск в суд на ЖСК. Суд принял решение о неправомочности решения собрания и обязал расчет за потребленную воду с истцом производить только по показаниям его приборов. Вопрос о том, как производить расчет по общим тратам воды с членом кооператива, установившим индивидуальные счетчики, суд проигнорировал.
На правлении ЖСК было принято решение – для этого члена кооператива ввести в жировку графу «общая вода». Но тот регулярно вычеркивал эту графу и не оплачивал названную сумму. Прав ли мятежный кооперативщик? Председатель ЖСК направила запрос в известную адвокатскую контору: имеет ли право один член ЖСК, вопреки решению общего собрания, производить расчет за потребленную горячую и холодную воду по индивидуально установленному счетчику. Да, имеет, был ответ!
Имеет ли право один член ЖСК не оплачивать «общую воду», которая учитывается коллективным счетчиком и тоже должна быть оплачена кооперативом, интересовалась также председатель. Да, имеет, ответили в конторе. И разъяснили так. «Общая вода» должна отражаться в иной графе квитанции, а именно – «содержание и текущий ремонт общего имущества». А иначе под эту «общую воду» много чего можно подвести… Это то же самое, как если бы освещение двора подключить к квартирным счетчикам. То есть никто не должен оплачивать то, чем он не пользуется у себя дома.
Почему же в Москве судьи думают иначе?
Спасибо, уже обслужили!
С недавних пор жителям некоторых районов Москвы ввели в Единый платежный документ строку – «ТО ИПУ» (техническое обслуживание индивидуальных приборов учета). Это наделало много шума.
Вот так, с бухты-барахты, этот платеж мог бы появиться и в квитанциях нанимателей и получателей субсидий, которым водосчетчики установлены по программе столичного правительства за счет бюджета. Эти приборы (а их в городе 600 тысяч) малообеспеченным жителям даже не принадлежат, а находятся в собственности ГУ ИС районов. Более того, сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг таким гражданам увеличили на размер платы за ТО ИПУ.
Но платеж вменили и тем собственникам, которые поставили счетчики за свои деньги и имеют договор на их обслуживание со специализированными фирмами. Людей, выходит, обязали платить дважды за одно и то же. На каком основании, спрашивают жители? Поток возмущений докатился не только до органов исполнительной власти, но и до редакции «КР».
ГУ «ИС города Москвы» разъясняет так:
– Индивидуальные приборы учета, установленные за счет средств граждан, являются их собственностью и должны обслуживаться за счет средств собственника на основании договора с организацией, выполняющей функции управления многоквартирными домами, или со специализированной организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание, ремонт и поверку приборов учета.
Сказано четко: или – или. Если водосчетчики – собственность граждан, им и решать, с кем заключать договор и, соответственно, кому платить. Однако Бабушкинский районный суд Москвы постановил иначе…
Платите, Галя, дважды
Галина Курганская из Свиблова подала иск об обязании ГУП ДЕЗ произвести перерасчет по позиции «ТО КПУ».
В марте в ее Едином платежном документе появилась строчка «техническое обслуживание квартирных приборов учета», по которой она должна была заплатить 58,42 руб. Галина сочла это навязанной услугой, поскольку уже внесла плату за техобслуживание по договору с ООО «Монтажник». Пошла в ДЕЗ. Там сообщили, что руководствуются распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 5.12.2000 № 71-Р.
Как же так, ДЕЗ приборы не устанавливал, значит, нет и оснований брать с меня плату, утверждала Курганская. Однако представитель дирекции сослался на то, что ДЕЗ является управляющей компанией, обеспечивает предоставление услуг по ремонту и обслуживанию квартирных приборов учета и вправе требовать их оплаты. Между дирекцией и ООО «Монтажник» нет договора, значит, ДЕЗ не может надзирать за тем, соблюдает ли эта фирма нормы при обслуживании счетчиков.
Суд дирекцию поддержал. Чем это было аргументировано? ДЕЗ, как управляющая компания, заключила договора на обслуживание дома, в том числе и с Курганской, на оплату услуг водоснабжения и водоотведения по показаниям квартирных приборов учета. А так как многоквартирный дом может управляться только одной УК (ст. 161 ч. 9 ЖК), то соб-ственник не имеет права по своему усмотрению заключать договор на обслуживание его квартиры с какой-либо другой организацией, кроме управляющей, поскольку это может привести к нарушению функционирования коммуникаций дома. Иными словами, в любом случае обслуживать счетчики должна управляющая организация. Кроме того, заключенный между Курганской и ДЕЗ договор на оплату воды по счетчикам не расторгнут, и он предусматривает не только оплату, но и контроль над работой приборов. А то, что истец по своему желанию дополнительно заключил договор на обслуживание счетчиков с ООО «Монтажник», не может служить основанием для исключения строки из платежки, поскольку ДЕЗ оказывает эти услуги жителям всего дома.
Насколько справедливо такое решение, судить тем москвичам, которые оказались в той же ситуации, что и Галина. Но разве не факт, что собственные счетчики в квартире – такое же личное имущество, как холодильник или телевизор. А ну как суд разрешит ДЕЗу обслуживать и их, присматривать, как мы ими пользуемся. А вдруг – неправильно, неумело, и «это может привести к нарушению функционирования коммуникаций дома», как считает суд.
Есть четкое разграничение понятий: общее имущество и личное. В системе водоснабжения дома за все, что до первого запорного крана, – стояки, трубы, вентили – несет ответственность ДЕЗ. Все остальное, извините, наше! И только собственнику решать, кому свое добро доверить.
Загляни в «одно окно»
Хотите установить квартирные водосчетчики и не знаете, как правильно это сделать? Вам нужно:
1. Обратиться в службу «одного окна» ГУ ИС района, получить бесплатно бланк заявления, квитанцию на оплату, форму акта ввода прибора учета в эксплуатацию, форму Договора на обслуживание приборов учета.
2. Передать в службу «одного окна» ГУ ИС заполненный бланк заявления на установку приборов учета с предъявлением квитанции об оплате их установки.
3. ГУ ИС передает копию заявления на установку приборов учета в управляющую организацию.
4. Управляющая организация информирует заявителя о дате и примерном времени установки приборов учета в квартире (не позднее чем через 30 дней со дня обращения).
5. Управляющая организация в указанный срок обеспечивает установку приборов учета с одновременным опломбированием места установки и обязательным оформлением акта ввода приборов учета в эксплуатацию, который подписывает потребитель и представитель управляющей организации.
6. Начисление платежей за фактически потребленные коммунальные услуги по показаниям приборов учета начинается с месяца, следующего за первым полным календарным месяцем эксплуатации приборов учета.