Сто вопросов от собственников
Вопросов по коммуналке и жилью в редакцию поступает много, и без внимания они не остаются. Слово нашим экспертам.
А вы за что в ответе?
– Проживаю в доме 40-летней давности без капитального ремонта. Управа района «Войковский» пытается далеко не демократическими способами организовать в нашем доме ТСЖ. И это не единичный пример. Старые дома – бремя для города.
Собрать требуемый 51 процент голосов за ТСЖ демократическим способом почти нереально. Однако население считает, что это будет сделано во что бы то ни стало, без согласия большинства жителей. Существует реальная опасность, что голоса проживающих в неприватизированных квартирах будут автоматически засчитываться «за» без их согласия. Уверена, что образование ТСЖ для старых и бедных домов станет бедой для большинства их жителей. Власти легко могут отказаться от обещанного капитального ремонта, несмотря на обещание в приоритете для ТСЖ. Правление ТСЖ может стать лишним коррупционным звеном. Выбирать его из числа жителей нелогично. Нужны хорошие профессионалы с хорошей зарплатой. И это за счет ТСЖ. Будут повышаться коммунальные расходы. Начнутся неплатежи со стороны материально необеспеченных и неблагополучных семей. Правлению справиться с этим будет намного труднее, чем городским властям. И общее бремя расходов, естественно, ляжет на плечи более состоятельных членов ТСЖ. И жаловаться будет уже некому.
Лариса Плетнева, жительница д. 17 на ул. Клары Цеткин
Оксана Масамрех, пресс-секретарь ГУ «ИС города Москвы»:
– Уважаемая Лариса Антоновна! По Жилищному кодексу (ст. 161, п. 2) в каждом многоквартирном доме собственники обязаны определиться со способом управления, выбрав либо непосредственное управление собственниками, либо управление ТСЖ, ЖСК, либо посредством управляющей организации. Жилищный кодекс РФ ставит перед органами власти города Москвы и собственниками помещений в многоквартирных домах задачи по коренному преобразованию системы управления жилищным фондом, перекладывая основную ответственность и бремя расходов по содержанию многоквартирных домов на собственников. Это государственная задача, а не прихоть вашей управы.
Хотелось бы обратить ваше внимание на неточности в вашем обращении. В голосовании по выбору способа управления участвуют только собственники, поэтому ваши опасения насчет того, что голоса нанимателей будут автоматически засчитываться в пользу ТСЖ, напрасны. За них решает город в лице своего представителя – ГУ ИС. Вы заблуждаетесь, связывая увеличение коммунальных расходов с созданием ТСЖ в доме. Тарифы на коммунальные услуги устанавливает не ТСЖ, а Региональная энергетическая комиссия. И они едины для всех домов. А вот с ценами на жилищные услуги собственники вправе определиться самостоятельно. Как решите, так и будет!
Кроме того, прецедентов отказа от социальных обязательств города перед жителями, в том числе и от Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы «Ответственным собственникам отремонтированный дом» на 2008–2014 гг., не было. Поэтому ваши опасения насчет того, что после создания ТСЖ дом останется без капремонта, необоснованны.
Безусловно, в доме сложно с ходу найти хороших специалистов для работы в правлении. Поэтому в каждом административном округе и районе города созданы государственные учреждения «Инженерные службы» (ГУ ИС). Подавляющее большинство уже существующих и вновь созданных ТСЖ, ЖСК, воспользовались их услугами, выразив тем самым доверие государственной, а не частно-биллинговой системе. Из 33 279 многоквартирных домов в жилищном фонде столицы сегодня ГУ ИСами обслуживаются 28 810 домов.
В функционале ГУ ИС предусмотрены все направления: юридическое (от договоров с поставщиками жилищно-коммунальных услуг до досудебной работы с неплательщиками) и бухгалтерское (от расчетов и начислений до изготовления и доставки единых платежных документов) сопровождение, работа паспортного стола и службы «одного окна», ведение архива технической документации по многоквартирным домам, содержание придомовой территории и представление интересов города как собственника неприватизированных жилых и нежилых помещений. Все виды услуг населению ГУ ИСами предоставляются БЕСПЛАТНО, в том числе и на начальном этапе по созданию ТСЖ.
Удивляет тот факт, что жители, став собственниками жилья, по-прежнему требуют, чтобы за их квартиры и дома отвечала власть! Интересно, в случае с другой недвижимостью – машиной или вкладом в банке – «рулить» они доверили бы также властям? Прежде чем писать негодующие письма президенту и в страсбургский суд (а такие факты есть!) с требованием призвать власть к ответу, – почитайте, собственники, за что ВЫ в ответе?
Электробарабашка, не иначе!
– Пять лет назад поселилась в доме ЖСК. Три года ушло на ремонт – я пенсионерка, денег мало. Мне поменяли электросчетчик, электропроводку. Как-то раз, снимая показания счетчика, увидела ржавый провод, подсоединенный к электрощитку. Стала замечать странности с электричеством. Соседи включают свет (звукоизоляция в доме – что надо, слышу, как они ходят, о чем говорят, что по телевизору смотрят), а у меня лампочка в люстре начинает мигать. Начала экспериментировать. Выключила все электроприборы, а счетчик все равно крутит. Заподозрила неладное. Пошла в правление ЖСК, потребовала схему электропроводки. Ничего мне не предоставили, мер никаких не приняли. Информации – никакой. Председатель от меня скрывается. Подскажите, куда мне податься, чтобы навести порядок с электропроводкой в квартире?
Татьяна Иванова, жительница д. 51, корп. 1 на ул. Миклухо-Маклая
Герман Ломтев (Общероссийская жилищная федерация):
– Видимо, правление ЖСК не желает заниматься решением вашей проблемы.
Направьте на имя председателя письменный запрос. Не ответит – зафиксируйте факт обращения, с какого времени вам не отвечают и никаких мер не принимают. После этого пишите в жилищную инспекцию. Ответить обязаны. Если этого не произошло, посетите эту организацию лично: зарегистрируйте заявление, запишите фамилию и должность сотрудника, принявшего вашу петицию.
За электричество вы платите Мосэнергосбыту, который два раза в год приходит в каждую квартиру и снимает контрольные показания счетчиков. У вас возникли подозрения, что к щитку подключен сторонний потребитель? Напишите заявление об этом, пусть дадут ответ.
Не забывайте и про такую организацию, как Роспотребнадзор, который курирует защиту прав потребителей. Вы – потребитель жилищных и коммунальных услуг. В любой организации должен быть уголок потребителя, в том числе и в ТСЖ, ЖСК. Там указываются координаты сотрудников, где и какой работник находится, кто и какую работу и по какому договору обязан выполнять, куда вы имеете право обратиться с жалобой. Подайте заявление в отделение Роспотребнадзора по вашему округу о том, что никакой информации о деятельности ЖСК вы как потребитель получить не можете. Мало того, информация эта от вас скрывается. Штраф председателю обеспечен!
Право потребителей на информацию обязана обеспечивать любая управляющая организация, и коммерческая, и некоммерческая, как ТСЖ и ЖСК.
В любом случае сначала принимайте административные меры воздействия, а уж потом судебные. Если сделаете наоборот, то на ваши жалобы ответят: «А ваше дело в суде!» А там оно может задержаться на многие месяцы.
Сюрпрайз от Печкина
– Соседка рассказала, что на почте проводится какая-то акция при оплате коммунальных платежей. Нельзя ли узнать о ней подробнее?
Наталья Тихоновна, пенсионерка
Оксана Масамрех, ГУ «ИС города Москвы»:
– До 20 декабря 2009 года в отделениях ФГУП «Почта России» будет проходить ежегодная акция «Коммунальные платежи на почте». Каждый клиент, оплативший в почтовом отделении любые коммунальные услуги, кроме услуг электросвязи, и заполнивший специальную анкету, автоматически становится участником и претендентом на получение ценных призов. Анкету выдают при оплате коммунальных услуг как на основании единого платежного документа (ЕПД), так и комплекта квитанций за услуги ЖКХ.
В качестве призов 25 декабря будет разыгрываться бытовая техника Vitek (миксеры, чайники, фены, метеостанции). Победителей определят путем случайной выборки анкет в регионах проведения акции. Наиболее удачливого «плательщика» ждет главный приз от Почты России – целый набор техники: холодильник, стиральная машина и микроволновая печь.
Призы можно будет получить в ближайших почтамтах. Спрашиваете анкету у оператора почтовой связи, заполняйте ее и ловите свою удачу!
Напомню читателям: оплату за жилищно-коммунальные услуги надо производить до 10 числа месяца, последующего за расчетным!
А ведь приятно!
У многих жителей вошло в привычку ругать чиновников. И какой же неожиданностью оказалось появление в редакционной почте доброго письма в их адрес от москвича Александра Софроницкого:
– Хотелось бы поблагодарить сотрудников ГУ «ИС города Москвы» – заместителя руководителя С. Королькову и пресс-секретаря О. Масамрех. Они оперативно и по существу ответили на мои жалобы в адрес работников ГУ «ИС Царицыно». Это тот самый, пока редкий случай, когда чиновники не озираются на честь мундира, а честно и профессионально исполняют свой долг перед населением. Я лично убедился в их бойцовском характере в деле защиты жилищных прав москвичей.
Вкратце о моих проблемах… В первом случае эти сотрудники пресекли неправомерные требования Царицынского ГУ ИС о предъявлении мною выписки о единственном жилье, находящемся в собственности. Они провели по этому поводу разъяснительную работу с районными горе-специалистами, приняли решение о проведении их аттестации на соответствие занимаемой должности, принесли извинения за «выявленную некомпетентность специалистов ГУ ИС на местах» (цитата из официального ответа).
Во втором случае по моему обращению ГУ «ИС города Москвы» признало незаконным требование с меня оплаты долга, и поручило окружной инженерной службе принять меры дисциплинарного взыскания к районным сотрудникам, нарушившим порядок и условия выдачи документов. Более того, задолженность была погашена за счет лиц, допустивших нарушения. Таким образом, в 2009 году, объявленным московским правительством Годом равных возможностей, я, инвалид второй группы, получил реальную помощь в восстановлении моих гражданских прав.