Чем дышит и что пьет мегаполис
Нет, наверное, москвича, которого бы не волновали вопросы экологической безопасности города, охраны окружающей среды. Какие же факторы влияют на загрязнение атмосферы и почвы? Что необходимо сделать, чтобы улучшить экологическую ситуацию в столице?
Рассказать об этом мы попросили Александра Гинзбурга, заместителя директора Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН, доктора физико-математических наук, члена Общественного совета города Москвы.
Знамение времени
– В ближайшие 20 лет две трети населения Земли будут жить в городах. В России уровень урбанизации достиг уже 75 процентов. Наша страна вошла в число высоко урбанизированных стран мира. А Москва – крупнейший северный мегаполис.
В 1990-е годы мне довелось участвовать в создании концепции экологической безопасности столицы, проводить с этой точки зрения экспертизу Генплана ее развития. А в 2001 году я был приглашен в один из университетов штата Нью-Йорк, и меня попросили прочитать лекцию студентам факультета городского планирования. На занятии они проводили сравнительный анализ генеральных планов разных городов. С собой у меня были слайды по экологической экспертизе Генплана нашей столицы. Когда я закончил показ слайдов и рассказ о нашей работе, они сказали одно слово: «Супер!»
По мнению слушателей, Генеральный план Москвы оказался одним из лучших. И преувеличения здесь нет. В нашем плане удачно реализованы идеи зонирования: функциональное, градостроительное и ландшафтное.
– Один из центральных блоков актуализированного Генерального плана Москвы на период до 2025 года занимают экологические требования к перспективному развитию столицы и природоохранные мероприятия. Что нового здесь появилось?
– Недавно на заседании правительства Москвы обсуждалось развитие особо охраняемых природных территорий города. Надо отметить, что в столице с особой заботой относятся к природным территориям, большое внимание обращают на качественные характеристики озеленения, реставрацию зеленых насаждений.
Москва занимает одно из лидирующих мест в мире по числу особо охраняемых природных территорий. Сейчас в городе таких территорий 17. Это и Измайлово, и Царицыно, где любят отдыхать москвичи. Но на первое место я все-таки поставил бы Воробьевы горы.
Я достаточно часто бываю за рубежом и могу сказать, что в больших городах – Лондоне, Нью-Йорке, Париже – вы вряд ли найдете столько экологических троп, сколько в Москве. И если у кого-то есть сомнения в этом, поезжайте на Воробьевы горы, которые находятся в центре мегаполиса, и походите по экологическим тропам. Такая прогулка производит неизгладимое впечатление!
В ноябре прошлого года довелось побывать в экологическом парке в Мексике. Парк находится на значительном расстоянии от города, но выглядит нисколько не лучше, чем наш парк на Воробьевых горах, где проходят огромные потоки людей. Считаю, что этот природный заказник – выдающийся пример особо охраняемой территории в центре огромного мегаполиса.
Москва вообще уникальная столица. На территории города сохранилось почти 140 малых рек, большинство которых, конечно, заключены в трубы. Но власти города стремятся максимально сохранить открытые реки, потому что это основные экологические коридоры, места сохранения экосистем.
– Парки – легкие столицы. Какой урон, на ваш взгляд, нанесла им «точечная» застройка?
– Борьба с «точечной» застройкой – дело чрезвычайно важное с точки зрения чистоты атмосферы. Но я не считаю, что происходит существенная вырубка деревьев и застройка парков. Действительно, если дома расположены хаотично, не по плану, то проветривание ухудшается, воздух застаивается. Однако пока Москва достаточно просторный город. Хотя, разумеется, нужны измерения, расчеты, чтобы осуществлять правильное территориальное планирование с учетом потребностей населения. Это основная задача градостроителей.
Сегодня наш институт работает над проектом «Мегаполис». Необходимо дать согласованную оценку качества воздуха и загрязнения атмосферы по данным космического и наземного мониторинга. Это один из первых проектов в России, который присоединен к научному проекту европейского сообщества. Работа перспективная, многоплановая, сложная, но пока говорить о ее результатах рано.
Нужны госстандарты на бензин
– Любому обывателю ясно, что основным источником загрязнения воздуха сегодня являются автомобили. Говорят, что их в городе уже более 3,5 миллиона. Между тем качество бензина оставляет желать лучшего.
– Сложность состоит в том, что Москва не может принять закон о качестве бензина, отличающийся от федерального документа. Но даже если бы это было возможно, ситуация вряд ли изменится. Никто ведь не сможет запретить машине, заправленной некачественным бензином по дороге из Тулы в Москву, ездить по улицам столицы.
Думаю, необходимы государственные стандарты на качество бензина, которые должны строго соблюдаться. Об этом много говорилось еще лет десять назад.
Кроме того, в городе очень сложно прокладывать новые дороги. Исторически сложилось так, что Москва имеет радиально-кольцевую структуру, которая признана неудачной для развития транспортных артерий.
– Как воздействуют на окружающую среду промышленные предприятия города?
– Выбросы предприятий составляют всего пять процентов. Как известно, в столице ведется реорганизация промышленных зон. Многие вредные предприятия уже переехали в область. Безусловно, надо удалять из города «грязные» технологии, например гальванику. Современные же технологии настолько чистые, что можно и сохранить промышленность в городе, не нанося при этом вред окружающей среде. Нужен лишь социальный заказ, политическое решение: использовать в промышленности современные – чистые – технологии, перепрофилировать предприятия. Например, вместо машинных кузовов производить электронные чипы. Потребовалось бы меньше производственных помещений, освободились бы участки дорогой московской земли.
Однако выводить все предприятия из столицы вряд ли имеет смысл, потому что должен быть сохранен экономический потенциал города. Оказаться в Москве совсем без промышленности – не лучший вариант. Тут же возникнет вопрос: кто будет платить налоги в бюджет города? К слову сказать, один из показателей качества жизни горожан – наличие рабочих мест.
Вообще, это сложная проблема.
Пора бы власть употребить
– Александр Самуилович, всех горожан, особенно в последнее время, волнует чистота питьевой воды.
– Да, серьезная проблема. Дело в том, что и воздух, и вода поступают в мегаполис из Подмосковья. Между тем непростые отношения города и области, отсутствие общих представлений о развитии региона и совместных планов играют отрицательную роль. Москва ведь не просто мегаполис, но и столица. А Московская область не просто окружает огромный город, но и является столичным регионом. Должна быть продуманная политика государства в отношении столичного региона. Это абсолютно необходимо.
– Вы говорите об объединении города и области?
– Важно, чтобы можно было в столичном регионе дружно заниматься вопросами экологии, градостроительства, миграции и т. д. Будет это один субъект или несколько, объединятся ли город с областью, не имеет решающего значения.
В 2000 году, когда губернатором Московской области избрали Бориса Громова, было решено разрабатывать концепцию развития Московского региона. И к нам на семинары приходило много народа, потому что верили в возможность тесного сотрудничества Москвы и области. Затем людей приходить стало все меньше, а потом из области вообще никто не стал приезжать…
Площадь Санкт-Петербурга с пригородами в полтора раза больше площади Москвы, хотя населения в два раза меньше. Но у Петербурга нет административных проблем с пригородами, поскольку всей территорией управляет одна мэрия. А у Москвы с областью проблемы есть.
Возможно, в этом случае надо употребить власть на уровне федерального руководства. Поставить вопрос: либо два субъекта сами договорятся, либо будет «президентское правление». Но сначала нужно сверху потребовать, чтобы город и область договорились. Иначе мы никогда не решим вопросы чистоты воды, зеленого пояса вокруг Москвы, утилизации отходов, потому что у всех есть свои интересы.
От экологии до онкологии
– Как состояние окружающей среды влияет на здоровье и продолжительность жизни человека?
– Выделить экологическую составляющую заболеваемости и смертности населения – необыкновенно трудная задача. Ведь, помимо прочего, надо учитывать образ жизни людей, питание и множество других факторов. Статистически значимых, научно обоснованных результатов крайне мало. Когда медики проводят исследования, то обычно берут две группы. Одной группе (контрольной) дают якобы лекарство (плацебо), а другой – настоящее лекарство. Только тогда можно выяснить, действует препарат или нет.
Я, разумеется, не говорю, что экологического воздействия на заболеваемость и продолжительность жизни населения нет. Но должны быть проведены серьезные научные исследования.
О нашем собеседнике
Александр Самуилович Гинзбург в 1966 году окончил механико-математический факультет МГУ. Прошел путь от стажера-исследователя до заместителя директора по научной работе Института физики атмосферы им. А.М. Обухова Российской академии наук. Доктор физико-математических наук. И кандидатская, и докторская диссертации посвящены сравнительному анализу атмосфер Земли и Марса.
А. Гинзбург – член Общественного совета города Москвы, заместитель председателя комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике, член комиссии по улучшению качества жизни москвичей.