Сто грамм для храбрости
Марат неделю бегал по родственникам и знакомым, выпрашивая в долг рубли и доллары. Но почти все отказывали. А если кто и соглашался «выдать кредит», то только под расписку или договор займа. «Заемщик» грустно смотрел в глаза своим близким, однако все бумаги подписывал безропотно. У него просто не было другого выхода – требовалось расплатиться по долгам. Увы, сколько Марат ни старался, собрать нужную сумму к сроку не удалось.
Предложение, от которого нельзя отказаться
– Что делать будем, дружочек? – этот вопрос был задан Марату столь многозначительно, что у него мурашки побежали по спине. Двое крепких парней сидели на кухне и буравили недобрыми глазами хозяина.
– Раз с деньгами твоя родня тебя не выручила, продай квартиру, – начал развивать мысль один из визитеров. – Покрой долги, а на остальные «бабки» купишь комнату… Лысый ведь ждать не будет, когда ты наскребешь всю сумму. Да и наскребешь ли?
От того, что придется опять жить в коммуналке, Марат даже поморщился. Но иного выхода, судя по всему, не было.
– Слушай, Димон, – в разговор вступил второй гость, – есть идея, как и долг погасить, и в квартире нашему подопечному жить остаться. Да и мы с тобой заработаем.
Когда тот озвучил идею, Димон ее незамедлительно одобрил. Вот только Марату от такой задумки стало совсем уже худо. Впрочем, его и не спрашивали.
Машина завертелась.
Хорошего покупателя должно быть много
На следующий же день квартиру выставили на продажу, а вскоре начались звонки, потом – просмотры. Однако все покупатели, как один, приходили с агентами компаний или частными маклерами. И Марат, помня наставления «злых гениев», под разными предлогами отказывал претендентам на квадратные метры. Отказывал даже агентам, которые предлагали цену выше той, что была заявлена в рекламе. Он ждал, как говорят профи, чистого покупателя. И, наконец, такой объявился.
Толстяк, килограммов по 130, еле протиснулся в узкий коридор квартиры.
– Толик, – представился он. И не спеша обошел апартаменты, потрогал сантехнику, зачем-то постучал по стенам. А потом заключил: – Квартирка в принципе подходит, только цена высоковата. Не уступишь?
Вспомнив, как учил его Димон, Марат сделал задумчивое лицо и, выдержав паузу, сказал:
– Даже не знаю, что делать. Я ведь переезжаю на другую квартиру. Доплаты у меня, понятно, нет… Но если тот хозяин уступит, то и я вам скину.
Прошло два дня. Толик позвонил и спросил о ситуации. Марат его обрадовал: хозяин покупаемой им квартиры согласен уступить, правда, немного.
– Главное – согласен, – пробасила трубка. – Это хорошо. В общем, беру твою хату. Завтра подъеду все обговорить.
А ну дыхни!
С утра Марат нервничал, пребывая в смятении чувств, но угрожающий тон порученцев Лысого, с которыми он имел очередной короткий разговор, заставил его отбросить последние сомнения. И когда подъехал Анатолий, он держал себя вполне уверенно.
То, что договор будет в простой письменной форме, покупателя устраивало – ему не хотелось платить нотариусу. Правда, смущало, что квартира будет оформлена не по полной стоимости.
– Ну и что, что нет трех лет в собственности? – размышлял вслух Толик. – Мы же не через нотариуса идем. Кто настучит налоговикам? Мне знающие люди говорили, что ППФ – простая письменная форма – к ним не попадает. Так что давай по полной. Мне так спокойнее будет, мало ли что…
– Извини, не могу. Да и не хочу, чтобы мне потом насчитали налог, – уперся Марат. – Хотя если ты накинешь на уплату налога, я согласен.
– Я тебе сейчас так накину! – в сердцах бросил покупатель-тяжеловес, от чего хозяин квартиры вздрогнул и отступил в угол.
Так они спорили битый час. Но, видя, что Марат не идет на уступки, Толик сдался.
…Утром, в день сделки, Марат, как и было условлено, выпил хорошую рюмку водки, сел за руль и поехал искать бдительного сотрудника ГИБДД. Как назло, ни один труженик с полосатым жезлом долго не попадался.
От волнения Марат даже вспотел, ему захотелось пить. «Может, хлебнуть пивка для усиления эффекта?», – подумал он, пристраиваясь за притормозившей маршруткой. Но не успел открыть дверь своих «жигулей», как возник человек в форме.
– Нарушаете, гражданин. Предъявите ваши документы, – откозырял сержант.
– Где это я нарушаю? – огрызнулся Марат, протягивая документы. – Стою себе – никого не трогаю.
– Вон, видите знак «Остановка запрещена»? – и гаишник указал куда-то вдаль.
Марат вышел, посмотрел в направлении вытянутой руки. Точно: впереди висел знак, которого из-за маршрутки не было видно.
– А что же тогда эта машина здесь стоит? – спросил он сотрудника ДПС.
– Это не ваше дело, – бросил тот, потом пристально посмотрел на Марата и втянул ноздрями воздух. – Да вы пьяны, водитель? Пойдемте-ка ко мне в машину, дыхнем в трубочку…
Трезвость – норма сделки
Когда протокол был составлен, Марат позвонил Димону. Тот ждал звонка и ответил, что все идет по плану. Мол, быстрее возвращайся домой, а мы сейчас подъедем.
Дома Марата заставили умыться, причесаться и даже взбрызнули одеколоном. А потом дали таблетку, известную в народе под названием «антиполицай». Так что когда он пришел в регистрационную палату, то благоухал, как жених на свадьбе.
Сделка прошла нормально. Договоры были подписаны и сданы на регистрацию. Правда, Толик спросил, а где продавец альтернативной квартиры, могли бы провести сделку одновременно. Но Марат только махнул рукой и сказал, что они, дескать, на днях все оформят: у того продавца какая-то бумажка оказалась просроченной, и он пошел ее обновлять. Это объяснение вполне устроило Анатолия, и вопросов он больше не задавал.
Поворот сюжета
После того, как Анатолий получил документы на жилье, а Марат деньги, прошло больше месяца. Новый собственник все торопил старого освободить квартиру, но тот под разными предлогами затягивал выезд. Наконец терпение Толика лопнуло, и он перешел к угрозам, после чего Марат перестал открывать дверь и отвечать на звонки.
Однажды Анатолий пришел с участковым, но и это не помогло. Когда страж порядка узнал, что из квартиры еще не выехал прежний хозяин, и там находятся его вещи, то взламывать дверь запретил.
А вскоре Толик с Маратом встретились в… суде.
Новый собственник от такого поворота событий был не в себе. А когда услышал решение о расторжении сделки и возврате сторон в первоначальное состояние, то просто лишился дара речи. Он все пытался уразуметь, как это Марат мог в тот день быть пьяным – такое просто не укладывалось в голове. Но для судьи превыше всего был документ, а не эмоции новоиспеченного собственника. Протокол же, составленный в тот день до начала сделки, утверждал следующее: Башаров Марат Каземирович в 9 часов 40 минут был освидетельствован сержантом Богатько. Ну и так далее.
Сколько горе-покупатель потом ни подавал апелляций, решение осталось неизменным: квартира остается за прежним собственником, а покупатель получает деньги, уплаченные им по договору. Хотя, понятно, в договоре-то стояла сумма гораздо меньше реально заплаченной. Не помогли Анатолию и представленные в суд расписки.
Когда происходили расчеты, он буквально был готов убить хитромудрого продавца. Но стоящие за спиной Марата парни самой бандитской наружности быстро охладили пыл незадачливого покупателя.
Марат же, получив в награду за аферу свои «тридцать сребреников», неделю пьянствовал в квартире, никому не открывая двери. А потом, собрав нужные бумаги, пошел в агентство и попросил обменять его квартиру на жилье в другом районе. Поскольку прекрасно понимал, что подельники Лысого, получив свои деньги, защищать его больше не будут.
Комментарий
Ольга Андреева, юрист агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»:
– Совершенно ясно, что мошенники изначально рассчитывали иметь дело не просто с покупателем, а с покупателем без риелтора. На этом, собственно, и была выстроена вся афера. Ведь риелтор, прежде чем взяться за тот или иной вариант, изучает все обстоятельства, предшествующие сделке. А именно – какова мотивация продавца? Он хочет сменить район? Улучшить жилищные условия или, наоборот, приобрести меньшую квартиру и получить доплату? А может быть, просто переехать в другой город?
В подобных случаях, еще задолго до сделки, следует определиться с возможностью снятия продавца с регистрационного учета и постановкой на регистрационный учет по новому месту жительства. А также решить вопросы с освобождением продаваемой недвижимости. Если же речь идет о приобретении альтернативной квартиры взамен продаваемой, риелтор обязательно затребует документ, подтверждающий внесение аванса за альтернативную квартиру, и необходимый для сделки пакет документов. А также заранее обсудит схему проведения такой сделки.
В данном случае, никаких документальных подтверждений затребовано не было, да и некому было их требовать.
Что же касается алкогольного опьянения продавца в день сделки и ситуации с органами ГИБДД, то, думаю, комментарии здесь излишни: все решил суд.