Москва расстается с прошлым
Никогда за всю свою историю Москва так стремительно и неузнаваемо не преображалась. Главные кандидаты на слом – конечно, пятиэтажки. У правительства Москвы есть специальная программа – «Реконструкции пятиэтажного, ветхого и аварийного фонда города Москвы до 2010 года».Как она выполняется? Недавно на эту тему прошел общегородской семинар (об этом наша газета сообщала в прошлом номере). Сегодня мы публикуем выступления отдельных его участников.
Звоните – мы поможем!
Петр САПРЫКИН, руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы:
– В этом году из сносимых домов мы должны отселить более чем 18 тыс. семей. На это потребуется жилья в два с лишним раза, больше чем мы предоставляем очередникам. А на месте снесенных строений должны появиться новые, современные здания.
Работа, связанная с переселением, сложнее и кропотливее, нежели та, которая требуется для очередников. Учитывая это, в нашем департаменте создано специальное управление, которому она и поручена. Но, понятно, что занимается данной работой, по сути, весь департамент. Ведь именно мы являемся сейчас инвестором городского заказа на жилье, «ведем» дом от проекта до его заселения.
Не все получается. Нередко – и не по нашей вине – мы вынуждены оформлять жилую площадь, которая еще не готова для переезда. Документы на руках есть, но жить в новых квартирах люди не могут: строителями дома не сданы. Из 60 домов, построенных за бюджетные деньги в последнем квартале прошлого года, 36 были сданы с нарушением сроков исправления недоделок (по нормативам для разных видов домов они составляют 1–2 месяца). Порочная практика продолжилась и в этом году. И потому она была подвергнута справедливой критике мэра Москвы Ю. Лужкова. Ситуацию надо менять.
Она начинает понемногу поправляться. Издано новое положение о департаменте – согласно ему мы будем участвовать в государственных приемочных комиссиях. Не наши работники определяют степень готовности дома, все зависит от строителей. Но не поставить подпись под явно липовым документом – это в наших силах. Прикрывать, оправдывать недоделки строителей не собираемся. Сейчас подготовлен новый правительственный акт, который ужесточает требования к качеству сдаваемых домов, и мы будем неуклонно ему следовать.
Серьезные трудности возникают у нас при оформлении прав города на свою собственность – на жилье, которое используется для целей переселения. Процедура неоправданно затягивается. И не только из-за трудоемкого процесса регистрации, но и из-за того, что документы мы представляем в неполном объеме. И не всегда по нашей вине. Два из них даются особенно трудно: акт реализации жилплощади и протокол поквартирного распределения жилья. Оба они находятся в ведении префектур, но «выбить» их порой очень трудно. Ведь каждый инвестиционный контракт должен быть подписан всеми без исключения заместителями префекта, порой не имеющими никакого отношения к строительству. Нужны ли такие бюрократические проволочки? Мы внесли предложения о сокращении числа «подписывающих» сторон, и надеемся, что этот вопрос будет решен.
В ближайшее время начнет работу «телефон доверия», по которому все жители, кому предстоит переселение из сносимых домов, получат ответ на любой интересующий их вопрос. Люди смогут сообщить, на каком этапе, в каких инстанциях наших подразделений они столкнулись с трудностями, кто из чиновников невнимательно и несправедливо обошелся с ними. Каждый звонок будет рассмотрен внимательнейшим образом. И мы обязательно поможем людям.
Как быть с землей?
Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по жилищной политике:
– Закон о гарантиях москвичам, которые оставляют свои старые жилища, и переезжают в новые, был принят Городской думой в сентябре 1998 года, и, по сути, хорошо работает до сих пор. За прошедшие четыре с половиной года по нему не было ни одного представления прокуратуры. На него по сей день ссылаются на различных высоких совещаниях. Все это говорит о добротности и крайней необходимости данного правового документа. Но за это время изменился Устав Москвы, появилось новое законодательство, касающееся местного самоуправления в городе, вот-вот должен быть опубликован еще один закон – «Об улучшении жилищных условий москвичей». Все это требует нового подхода также и в части правового обеспечения переселенческой практики. Вот один лишь факт. В любом районе новостроек мы сталкиваемся с тем, что необходимо сносить частное жилье. Как решить вопрос с землей, придомовым участком – особенно после принятия Земельного кодекса РФ? Вопрос непростой, но его также надо учесть в новых гарантиях переселяемым гражданам.
Валентина РОСЛЯКОВА, начальник Управления Департамента жилищной политики в Юго-Восточном административном округе:
– Лефортово, по существу, тот же центр, и не только по престижности, но и по старому, разрушающемуся жилищному фонду. Здесь еще можно увидеть 2- и 3-этажные строения, которые держатся лишь потому, что стоят… на подпорках. Людей надо выселять, но куда? Резервных домов, которые помогли бы нам наладить волновое переселение граждан, в округе нет.
Чудом, можно сказать, разрешилась проблема аварийного дома 21, корп. 1 по Краснодонской улице, и то лишь благодаря тому, что Департамент жилищной политики выделил для переселенцев площади. А если бы не нашел их? Куда девать людей?
Бывает и так: мы составляем предварительные списки семей, которым надо выезжать из сносимых домов, но как только подходит срок, эти семьи вдруг разбухают, увеличиваются в составе. Кто-то срочным образом женится (или выходит замуж), при этом выясняется, что будущий муж или жена едва знакомы, а потом на площади прописывается один родственник, другой… И вот уже вместо одной намеченной квартиры от нас требует две, а то и три. Дело доходит до суда. Там часто мы доказываем свою правоту, то есть фиктивность брака, но времени и сил такие процессы отнимают немало. Надо как-то законодательно разрешить такие ситуации, с тем чтобы не идти на поводу у мошенников, и в то же время не обидеть честных людей, которые не преступают ни закон, ни моральные нормы.
Монолитное будущее
Александр МИХАЙЛОВСКИЙ, начальник Управления формирования градостроительных программ Департамента строительной политики, развития и реконструкции.
– Монолитное строительство должно во многих случаях заменить сборное, крупнопанельное. Для Москвы с ее резкой сменой климатических ситуаций: большим перепадом температур (порядка 55–60 градусов) оно более подходит. Панели в таких условиях подвержены большим деформациям, нежели монолит, в наружных стенах появляются трещины. Монолитным домам такое не грозит. И приятно, что сейчас их становится все больше. Если в 2001 году такие дома составляли 40% всех зданий (построенных по городскому заказу), то сейчас уже половину, а к 2005 году их будет примерно две трети от всех московских новостроек.
От малогабариток не отказались
Валерий КАЛИНИН, начальник Управления планирования городского жилищного заказа Департамента жилищной политики:
– Ранее участие города в возведении социального жилья, предусмотренного для очередников и переселенцев, выражалось в предоставлении городского имущества – прежде всего, земельных участков. Проводились конкурсы среди инвесторов, им предоставлялись участки и т. д. Но отношения с ними были далеки от совершенства – городские земли, и именно для городских целей, использовались катастрофически невыгодно.
Именно поэтому и было принято известное постановление правительства (в июле прошлого года) о том, чтобы увеличить долю города именно за счет средств казны, и в течение нескольких лет перейти исключительно на бюджетное финансирование переселенческого жилья. Инвестором при этом объявляется наш департамент.
Преимущества такого подхода чувствуются уже сейчас. Если в 2002 году для компенсации квартир в снесенных домах было выделено 215 тыс. кв. м жилья, то уже в нынешнем – согласно титульным спискам – мы ожидаем увеличения этой цифры до 417 тыс., а в следующем она должна приблизиться к 600 тыс. кв. м. И, наконец, в 2005 году бюджет выделит средства для возведения одного млн. кв. м для нужд переселения.
Тот факт, что деньги передаются нам, уже благотворно сказывается. Мы, участвуя в формировании адресного перечня строительства, выбираем по конкурсу подрядчика, и далее обеспечиваем весь инвестиционный процесс, вплоть до ввода жилья. А сейчас мы еще привлекаемся и к приемке строений. И уже сейчас добились того, что выполняются наши главные – «ассортиментные» – требования, как в части набора квартир, так и их площадей. Пусть и не на все 100%, но на три четверти – точно. И это уже можно считать достижением департамента.
И еще одно. Мы не отказались от малогабаритных квартир. Но первый дом с такими квартирами, который мы ввели, показал все его недочеты. Речь идет о большой себестоимости строительства. В каждой маломерной квартире возведенного дома стоит такое же оборудование, как и в прежних, типовых, да еще там такие же инженерные сети, какие приняты для массовых застроек. Значит, финансовая «нагрузка» на каждый квадратный метр нового дома получилась больше, чем в обычном, типовом. Все это привело к повышению стоимости квартир. Изменить ситуацию поможет переход к монолитным домам, которые дают возможность применять разные планировочные решения, что позволит нам выйти на более приемлемые финансовые показатели.
Вопросы – к компьютеру
Татьяна ХОХРИНА, начальник Управления Департамента жилищной политики в ЗелАО:
У человека, которому предстоит улучшить свою жилплощадь – очередника ли, переселенца, – возникает множество вопросов. Ответы на них могут дать наши работники, но для этого надо постоять в очереди, да и часто темы вопросов повторяются. Разумно ли так нерационально тратить время? А потому мы решили автоматизировать справочную службу. Работу вели совместно с ЕИРЦ Зеленограда. Сейчас она завершается.
Как будет действовать система на практике? Мы установили сенсорный монитор с антивандальным покрытием, встроенный в стенку. Все устроено очень просто: прикоснитесь пальцем к экрану и найдете нужные сведения. В программе использована звуковая подсказка.
Житель сможет получить подробную информацию о деятельности Управления и времени приема инспекторами, познакомиться с перечнем необходимых документов, которые надо взять с собой на прием, нормативно-правовой базой, ответами на наиболее часто задаваемые вопросы. Естественно, у жителей могут возникнуть и другие вопросы, которые не заложены в перечень. Они будут введены в базу данных – с соответственно подготовленными ответами.
Особое внимание мы уделили предложению различных вариантов, с помощью которых люди могут решить свою жилищную проблему. После введения паспортных данных гражданина (а они будут являться своеобразным паролем для входа в систему) на экране появится следующая информация: сколько людей по данной категории стоит в очереди (это, кстати, наиболее часто задаваемый вопрос), когда, в каком году семья будет обеспечена жилплощадью, ориентировочные сроки сноса корпуса, где проживает человек, примерная сумма финансовой помощи на строительство или приобретение жилища, сведения о возможности участия человека в программе «Молодой семье – доступное жилье», и, наконец, варианты выкупа квартир с рассрочкой платежа.
В дальнейшем мы предполагаем с помощью этой системы облегчить людям получение различных справок, – но уже в электронном виде и с электронной подписью. И это тоже принесет им немалые удобства.