Что ни дом – своя проблема
В 2009 году в Зеленограде должны отремонтировать 24 многоквартирных дома – это больше, чем в московских округах и покрупнее. Префект Анатолий Смирнов и его помощники бывают на объектах капремонта чуть ли не ежедневно. В очередной такой объезд попали шесть корпусов района Матушкино-Савелки. Вместе с главой округа отправились в путь и корреспонденты «КР».
Зачем нужны объезды?
Как рассказал Анатолий Смирнов, второй год капитального ремонта обещал быть более ритмичным, предсказуемым. Вовремя была заказана и качественно подготовлена проектно-сметная документация. В конце марта на объекты пришли подрядчики. Но кризис внес свои коррективы – изменился порядок финансирования в связи с уменьшением городского бюджета. Начальный запланированный объем работ пришлось растягивать на два года. Сами подрядные организации вынуждены на ходу перестраиваться. Эти и другие причины привели к тому, что напряжение, тревога по поводу реализации программы остаются.
– В Зеленограде на капремонт выделено два миллиарда рублей, – отметил Анатолий Николаевич, – деньги немалые, но их все равно недостаточно. Поэтому каждый рубль должен быть потрачен с максимальной пользой, ведь эта программа имеет большое социальное значение. Она не подарок жителям, а возвращение долгов. В течение десятилетий люди отчисляли на ремонт по два процента от квартплаты, не их вина, что жилье оказалось в таком запущенном состоянии. Мы не имеем права пренебречь интересами ни одной семьи, ни одного человека.
Цель подобных объездов – не только получение достоверной и объективной информации о ходе ремонта в конкретном доме, но и разрешение на месте возникающих проблем, конфликтов. Префект не довольствовался пояснениями, которые ему давали руководители подрядчиков, сам побывал в подвалах домов, осмотрел бытовые городки, где хранятся стройматериалы и новое оборудование. Общение с жителями привело к принятию оперативных решений.
Аргументы – не эмоции
Конечно, капремонт без отселения – тяжелое испытание для жильцов. Мало сказать, что в каждом доме своя особая ситуация, точнее будет – что ни квартира, то проблема.
Вот корпус 508. Здесь инициативу общения с префектом и представителями подрядчиков взяла в свои руки старшая по дому Анна Казакова. Аргументы у нее – не эмоции, а специальная, довольно внушительная тетрадь. Туда занесены все жалобы, претензии, предложения жильцов и обещания руководителей работ с конкретными сроками реализации этих замечаний. А положение в этом доме непростое. Дело в том, что в результате дополнительного обследования в 508-м корпусе решено обойтись без утепления фасадов. Комфортный температурный режим в квартирах будет поддерживаться за счет улучшенной системы отопления, для чего заменят и стояки, и батареи.
У Анны Васильевны возражения: невозможно просто нарастить старые радиаторы – некрасиво, да и места много займут в тесноватых квартирах. Подрядчики успокаивают, объясняют: отопительные приборы будут меняться полностью.
Здесь же, возле подъезда, находит разрешение еще одна маленькая драма. Жительница 18-й квартиры, ветеран войны, до слез обеспокоена тем, что ей до сих пор не остеклили балкон, а она должна уехать в санаторий по путевке. 88-летней женщине дано твердое обещание: все будет сделано в течение недели.
Анна Казакова поделилась с нами, что за три месяца с начала ремонта жильцы дома, подрядчики и чиновники научились понимать друг друга. Ведь цель у всех общая –
успеть привести дом в порядок к отопительному сезону и продлить жизнь зданию, построенному в 1969 году, еще на десятилетия.
Про терпение и «музейную» плиту
В корпусах 307 и 308, где работает подрядная организация ООО «Арис», своя специфика ремонта. Эти дома строились в 1965 году по чешскому проекту. Как пояснили сами жильцы, все коммуникации внутри квартир заделаны намертво – прочно и очень аккуратно, трудно сейчас приходится рабочим при их демонтаже.
В 307-м корпусе на время ремонта соседи создали инициативную группу. Если возникает необходимость, проводят собрания, на которые приглашают подрядчиков и представителей власти.
– Плохо, что у каждого подрядчика – свой отдельный участок работ, свой график, – сказала пожилая женщина в голубой блузке, – одни уходят, другие приходят, живем на коробках и узлах. Но мы должны потерпеть, обещают все закончить до октября.
Видно, что жители любят свой дом, гордятся им. Нам даже показали мемориальную доску, свидетельствующую о том, что именно здесь 20 лет прожил летчик-штурмовик Герой Советского Союза Николай Полагушин. Как же не сохранить такой дом!
А в соседнем 308-м корпусе префекта пригласили подняться в одну из квартир, хозяйка которой жаловалась на неаккуратную работу по замене стояков водоснабжения и канализации. Представитель подрядной организации не мог отрицать очевидного факта, пообещал исправить брак.
Именно в этой квартире префекта ждал сюрприз. Анатолий Смирнов обратил внимание на электрическую плиту, чистенькую и ухоженную, но очень старого, почти забытого образца. Оказалось, что это действительно одна из первых электроплит, установленных в Зеленограде еще в 1960-х годах. Она исправно служила хозяевам, которые перевозили ее с собой из квартиры в квартиру, теперь ее нужно менять на новую, ведь всю электрику в доме обновляют, и плита уже не соответствует современным техническим стандартам. А жалко! Вот префект и предложил увезти ее в городской музей.
Символичность этой ситуации не только в том, что на смену старому рано или поздно приходит новое. Старенькая плита еще раз напомнила, что капитальный ремонт ведется в домах, где живут, как правило, пожилые, заслуженные люди, отдавшие городу десятилетия труда, по-настоящему любящие его.
Лишний раз не входить!
Анатолий Смирнов признает, что жалобы от жителей поступают: и на качество работ (особенно отделочных, при замене окон), и на организацию самого ремонта. Хотя в нынешнем году все чаще приходится слышать и благодарность в адрес подрядных организаций. Префект считает, что во многом жалобы зеленоградцев обоснованны: строители нередко нарушают главный принцип – входить в квартиры минимальное число раз.
Не везде еще применяются современные эффективные строительные материалы и конструкции. Но в основном на объектах работы ведутся в соответствии с проектно-сметной документацией. Например, для вертикальной разводки в квартирах используются пластиковые трубы. У жильцов это вызывает опасения: как новые трубы будут сопрягаться с чугунными общедомовыми системами? Чтобы успокоить людей, убедить в отсутствии опасности, подрядчикам мало быть профессионалами своего дела, надо уметь общаться с хозяевами квартир, уважать их мнения и интересы.
Сейчас – разгар ремонтных работ, самый сезон, одновременно у многих горожан отпуска, у детей каникулы, все уезжают на дачи, а для проведения работ непременно нужно заходить в каждую квартиру. Согласовать графики ремонта по различным системам с планами каждой семьи – трудная задача. По-мнению главы округа, в ее решении надо опираться на жилищный актив, который есть в каждом доме. Впрочем, разбор полетов в префектуре еще впереди, как и новые объезды.