Нарисуем – будем жить
Архитектурному бюро «Киселев и партнеры» уже больше 20 лет, и можно с уверенностью сказать, что каждый москвич не раз проходил мимо зданий, построенных по проектам ее архитекторов.
Дома с локтями
Сергей Киселев придерживается принципа двух «у» – уместности и умелости.
– Есть дома самодостаточные, – поясняет он, – которые организуют пространство вокруг себя, подчиняют себе другие жилые здания, и есть те, что входят в город, не толкаясь локтями, а вступая в диалог с соседями. Это первое «у».
Вот для того, чтобы вписать здание в «контекст», как будто оно всегда стояло на этом месте, и требуется второе «у» – умение, профессионализм. Живая иллюстрация тому – строение, которое сейчас перед нами и в котором, собственно, и работает Киселев вместе с командой – это 5-й Монетчиковский переулок, дом 3. Здание производит впечатление тщательно реконструированного, хотя на самом деле оно построено с нуля.
– Когда мы впервые сюда приехали (это были 1990-е годы), здесь вообще не было никаких построек, – вспоминает Киселев. – Только небольшой холмик, а под ним – бомбоубежище для райкома партии, находившегося поблизости. Так что три парадных фасада, которые вы сейчас видите, в точности воспроизводят три дома, стоявшие на этом месте еще до пожара 1812 года. С другой стороны, у здания довольно необычная конструкция, увенчанная стеклянным пентхаусом с округлой крышей. Этакое полукосмическое сооружение. А окружают его те самые «допожарные» домики болотного, бежевого и желтого цветов. Те же полуподвальные окошки, нехитрые орнаменты и белоснежные узкие карнизы. Только то, что выглядят они слишком свеженькими для начала XVIII века, выдает в них новодел.
Разноцветная перекличка
Но вот, наконец, заходим внутрь. Одна из стен переговорной комнаты целиком заставлена кубками и завешана дипломами. В стеклянной витрине разместились желтоватые мини-макеты, самые известные работы, выполненные мастерской. Здесь, например, и жилой комплекс «Авангард», получивший высокую оценку как специалистов, так и жителей столицы. Именно этот проект в открытом интернет-голосовании на сайте «Другая Москва» был признан Домом года. Да и сам Киселев называет его своим любимым детищем. А яркие разноцветные стены дома – уже привычный ориентир для жителей Черемушек и близлежащих районов.
В отделке «Авангарда» впервые были использованы самоочищающиеся панели, не тускнеющие со временем. А в цветовой гамме преобладают голубые и зеленые тона, позволяющие дому отлично гармонировать с летним пейзажем… Силуэт дома очень напоминает журнальный столик, – считает Киселев. – И форма эта появилась вовсе не из эстетических соображений, просто надо было в скромный по габаритам участок вместить как можно больше жилой площади.
Безусловно, в округлой форме здания есть свои плюсы: увеличена панорама обзора, в квартирах больше света, а сердцевина башни отдана просторным прихожим – мечте бывшего жителя хрущевки.
Казалось бы, некоторые изыски проекта должны категорически конфликтовать друг с другом, но ничего подобного не возникает. В чем секрет? Оказывается, цветные панельки, которыми украшены стены, одного размера с окнами и чередуются в шахматном порядке: окошко – панелька – окошко. Причем размер окон точно соответствует окнам обычных черемушкинских домов, в окружении которых «Авангард» находится. И это создает ощущение единой картины.
Просят подождать
– Частенько спрашивают, как на архитектуре города сказался кризис, – говорит Сергей. – Если серьезно, то в нынешней ситуации тоже есть свой плюс. Из-за кризиса множество, мягко говоря, не самых удачных проектов было заморожено или вовсе закрыто. Например, гигантский жилой комплекс – три огромных 37-этажных дома, стоящие вплотную друг к другу. Три таких «аэробуса». По-моему, чтобы жить в подобном муравейнике, нужно быть человеком, совершенно одержимым мегаполисом. Или вот несостоявшийся «развеселый» торговый центр в Химках – с разноцветными вертикальными полосами на стенах. Ему предстояло находиться в окружении кладбища, свалки отходов и ТЭЦ. Стоит ли сожалеть о том, что строительство заморожено?
Холмик здесь, холмик – там
– Проходите! Вас тут ждут и даже делают вид, что работают, – весело зазывает нас в офисную часть помещения один из архитекторов.
Повсюду развешены календари всевозможных форматов и расцветок, на полках вперемешку с документами – образцы гранита и мрамора. Полочкой выше – образцы плитки. На одном из столов в кубках блестят карамельки – архитекторы тоже люди, и любовь к сладкому им не чужда. На другом столе стенку сиротливо подпирает дощечка журнального формата. На ней – макет целого квартала.
– Это проект жилого квартала в Марфине, – перехватывает наши взгляды архитектор Анастасия Иванова. – Раньше эти 14 гектаров занимали теплицы, сейчас их снесли. Плотность застройки там должна была быть практически на грани фола. И, соответственно, огромный подземный паркинг – почти на весь квартал. Из-за этого посадить во дворе что-то больше кустика было нельзя. Пришлось изворачиваться: чтобы увеличить почвенный слой и провести хоть какое-то озеленение, придумали насыпать искусственные холмики. Но, скорее всего, старались напрасно: на воплощение проекта у заказчика сейчас нет денег.
Впрочем, что это мы все о грустном. По проектам «Киселев и партнеры» сейчас строится элитный жилой дом на Остоженке, почти четыре с половиной миллиона кв. метров жилья в Рублево-Архангельском, несколько объектов в Севастополе и еще немало других зданий.