23:30:44
11 апреля 2021 г.

Путешествие по революционным местам

Путеводитель по МосквеМаршрут у нас задан необычный – от пункта, где 15 лет назад родилось наше издание до нынешнего места его обитания – и истории, попадающиеся на пути, не простираются в глубь веков, а находятся на том отрезке времени, о котором еще есть кому вспоминать.

Где командовал марзан

Метро выросло на площади Краснопресненской заставы под самый новый 1973 год. Так началась для района очередная революция. Новую станцию, как и все вокруг, нарекли в память событий 1905 года. Правда, в 90-е хотели переименовать в «Трехгорку» или, того пуще, «Ваганьково», но так руки и не дошли. Так и повелось с тех пор: на вопрос «ты где?» отвечать «на 905-го», а уж названия конкретных улиц или площади – так, детали.

В общем, дальше пошло, поехало, покатилось. В 1975-м достроили, наконец, семиэтажное здание комбината издательства «Московская правда», куда переехала с Чистых Прудов чохом вся московская ежедневная пресса – «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Московский комсомолец» и ходившее с ними в связке областное «Ленинское знамя». К просторам после уютной особняковой тесноты привыкали с опаской: отдельный типографский корпус, целый коридор, связующий редакции и типографию, – под корректуру, каждой редакции по длиннющему этажу, в начале которого, «на кругу», восседало начальство. На третьем – столовая, на четвертом аж два буфета, на пятом – библиотека, где девушки Юлия и Наташа без всякого Интернета сделают подборку материалов по любой интересующей теме или персоне. В общем – сплошной пир духа.

В те времена буквы (а вернее, строчки) отливались из металла, и газетная полоса представляла собой довольно тяжелую инсталляцию – металлическую раму, набитую этими самыми строчками. Кстати, полосу запросто можно было рассыпать, что и случалось иногда. И потом заново собирать – как пазл – сверяя концы-начала строчек. А металлический брус для заполнения пустых мест при вставке набора в раму назывался марзаном. Ходила такая байка, будто бы случившаяся в «МК».

– Ну-ка, сдвинь колонку влево, – командует редактор.

– Не могу, марзан не позволяет, – пожимает плечами выпускающий.

– Кто здесь начальник, я или марзан?! – свирепеет главный.

Кто теперь помнит еще теплые свежеотпечатанные гранки? И молоко в цеху, которое давали «за вредность» тем, кто со свинцом работал. Пневматическую почту, соединяющую редакцию, корректуру и типографию, которая при отправке и получении стреляла ничем ни хуже, чем пушка в Петропавловской крепости. (Потом именно здесь вышел первый отпечатанный офсетным способом номер газеты, на смену металлических отливок пришел фотонабор, ну а дальше и вовсе настало время компьютерного набора и верстки.)

Молодые, бедные, веселые

Ночной жизни тогда в Москве еще не было, а на 905-го, как для простоты величали здание на Звенигородском шоссе, 7, жизнь кипела. Подписывались и отправлялись в печать последние полосы газет, носился взмыленный метранпаж, то и дело подъезжали машины, чтобы забрать только отпечатанные газеты – утром они должны были оказаться в киосках и в ящиках подписчиков. (Да-да, в те далекие времена пресса попадала в почтовые ящики именно та, на какую подписывались, и именно на следующее утро.)

Журналисты были молодые, бедные и веселые. «В жизни гонорару маловато, На штанах заплата – вся зарплата, Каждый день за строчку стершийся пятак», – писал тогда неизменная гордость «МК» поэт Александр Аронов (цитирую приблизительно, по памяти). Так что очень кстати пришелся находящийся напротив «Детский мир» – давал возможность приодеться, не выходя из рамок 100–150-рублевой зарплаты. За углом находилось кафе «Гвоздика», где можно было днем попить кофе и провести внеочередную летучку в дружественном коллективе или, попозже, всерьез приложиться к демократическому портвейну. Он тогда у журналистов был в ходу. Второй категорией завсегдатаев в «Гвоздике» были могильщики с близлежащего Ваганьковского кладбища. Серьезные ребята. Встречи интеллигенции и народа иногда кончались печально. Но в основном побеждала дружба.

А еще тогда не было подземного перехода под площадью, и каждый рывок через безумный перекресток к родной редакции мог стать последним. Для полноты звучания городского оркестра мимо здания издательства бегал, весело звеня, 23-й трамвайчик. (В 2000 году, в связи со строительством третьего транспортного кольца, было принято решение маршрут урезать.)

…В общем, в этой творческой атмосфере, где прутик в пол воткни, и он расцветет печатным изданием, и появился наш «Квартирный ряд». Только случилось это уже несколько позже – в начале 90-х. Вот как рассказывает об этом отец-основатель издания Олег Михеев:

– Послепутчевая лихорадка, газеты закрываются и открываются. Закрытая, как и все коммунистические издания, «Московская правда» вновь выходит. Как грибы после дождичка, рождаются новые приложения. Каких только нет! «Почему бы не сделать газету об «испортившем москвичей квартирном вопросе»?» – вспомнил Булгакова я. В Департаменте жилищной политики (он тогда иначе назывался) идею одобрили – давай, говорят! Дня три мучился над названием. Хотелось чего-то очень московского. Охотный ряд, торговые ряды… Так и получился «Квартирный ряд».

Целоваться – это навсегда

Но вернемся в сегодняшний день, на площадь Краснопресненской заставы, где мы сейчас стоим с коллегой Катей – 40 килограммов весьма живого веса, очень узкое черное платье с веселой пелеринкой, крошечные ботиночки на платформе и буйная копна волос. Точная копия феи Динь-Динь из «Питера Пэна», в общем. Для нее, как и для меня, этот район связан прежде всего с журналистской работой, только поколение другое. Другие зарплаты, другие напитки и другие воспоминания. Ну что ж, оглядимся.

Вокруг памятника героям революции 1905 года, уже привычно вписавшегося в пейзаж и больше не пугающего своими размерами, толпятся разноцветные палатки и павильончики. Народ примостился на парапетах, попивает пивко. Бойко идет распродажа книг с лотка напротив магазинчика женского белья. За метро – вечная ярмарка саженцев. У входа поют ребята в камуфляже, заглушая дяденьку с баяном, традиционно в любую погоду сидящего на походном раскладном стульчике в начале подземного перехода. Сверху, на баяне, тетрадка со стихами, которые он периодически с выражением зачитывает. Наискосок, через площадь, виднеется уже грязно-белая громада (да не такая уж громада!) издательства «Московская правда».

«Квартирный ряд» там больше не живет, но родным местам остался верен – просто ушел, расширившись, в глубь района. Сегодня выходной, так что мы бредем себе не спеша в ту сторону без всякой корысти, в отличие от обычных будней глядя по сторонам.

Из метро налево, где: «такси не нужно?» и «садитесь-в-маршруточку-одно-место-осталось», переходим Пресненский Вал. Тут на углу у «Бенетона» (здание авторства знаменитых братьев Весниных), где раньше располагался большой советский универмаг, перехлестываются несущиеся с двух сторон пешеходные потоки – как в прежние, доподземнопереходные времена. Рассвистывая грудью воздух, норовя успеть одолеть двойную перебежку. Машины боязливо жмутся в черте оседлости. Наконец мы переходим Красную Пресню и оказываемся на Трехгорном валу, бывшем когда-то частью совсем не по-пролетарски звучащего Камер-Коллежского вала.

Справа некое подобие бульварчика, на котором мамы выгуливают свои коляски в тщетной иллюзии, что на этом островке можно дышать. Несмотря на его символические размеры, местные жители питают к этому фантомному оазису чувства нежные и ностальгические. Помню, как-то после сдачи номера спешу домой. Зима. Вокруг никого. Вдоль оградки идет мужчина, ушел в себя, задумался. И совершенно машинально поднимает руку вверх и трогает ветки. И сыплется снег. Так ветку за веткой, на всем пути. И снег за ним тюлевой занавеской падает. Такой привычный жест, каким, не замечая, дома по стенке проводят. Родство и единение.

– Мне там знаешь что нравится? – оборачивается Катя, – Ленин. Он такой славный, домашний, как нам в детском саду рассказывали. Сидит на пригорочке: высоко сижу, далеко гляжу – Ильич! И очень трогательные кисточки у него на кресле. Его за зеленью почти не видно, но мы всегда переглядываемся.

– А еще там скамейки были, – продолжаю я. – Про них говорили «сядешь – не встанешь, встанешь – не пойдешь». Тяжелые, и такой изгиб, что в них садишься и сразу уезжаешь вглубь. Если кто сел целоваться – это навсегда. А на ближайшем к площади краю бульвара – видела? – рабочий Шадра с булыжником, который «орудие пролетариата». Оригинал, между прочим. А гипсовая копия – в Третьяковке.

– Да, булыжники сейчас не в моде, – отрешенно замечает спутница-фея, видимо, задумавшись о пользе фасона скамеек.

Жемчуга для пролетариата

Так, за разговорами, пересекаем улицу Заморенова, идущую параллельно Красной Пресне, затем – Большой Предтеченский переулок. Звенит 54-й троллейбус, едущий от Тишинской площади в самое-самое Фили.

– Кать, а почему троллейбусы так звенят – весна, что ли?

– Видишь, у них спереди внизу две цепочки болтаются? Это заземление. Вот они и звенят, – отвечает рассудительная Динь-Динь. – Я знаю, я писала.

Бульвар продолжает дыбиться на той стороне, напоминая о всех валах и горах одновременно, а трасса меж тем делает крутой поворот. И вот будто бы мы все идем по прямой, а на самом деле это уже Шмитовский проезд, который, презрев всякое уважение к памяти лейтенанта Шмидта, а также его многочисленных детей, пишется без «д». Что и неудивительно. Ведь назван он вовсе не в честь Петра Шмидта, которому посвятил целую поэму Борис Пастернак, а в память Николая Шмита – владельца мебельной фабрики, отдавшего жизнь и все свое немалое состояние все той же революции 1905 года.

Так вот о повороте на Шмитовский. Видимо, в честь этого самого крутого виража из общего городского пейзажа детализируется многоэтажка, на торце которой изображены рука об руку Кремль и храм Христа Спасителя – оба в мечтательно-голубых тонах. А если обернуться на последний, угловой дом Трехгорного вала под номером шесть, зрелище предстанет и того фантастичней. Красное здание со стреляющим пролетариатом на фасаде, под ним – аккуратно прорисованные колонны, а в углу небольшая надпись Opera. Что за странный микс? А история такова. Изначально находившийся на этом месте Дом культуры имени Ленина в 90-е, ниспровергавшемуся социализму назло, превратился в один из первых ночных клубов. Его закрывали, реконструировали, вновь открывали, пока три года назад не получили в нынешнем виде: за фасадом с бегущими раскулачивать богатеев рабочими оттягивается сегодняшний гламур. Для полноты картины с левого торца имеется бело-золотая дверца: «Посольство красоты», где вас легко и непринужденно обернут в жемчуга. Утверждают, что тело после этого сияет, а душа пребывает в состоянии вселенской гармонии, которой так не хватало революционерам всех времен и народов. Такая вот гоффманиада.

Булыжник Питера Пэна

Мы уже почти размечтались, но надо снова переходить улицу. На этот раз – 1905 года. Справа, на некотором взгорье, виднеется вдали все то же грязновато-белое здание издательского комбината, давая понять, что ушли мы недалеко. Неожиданно ощущаем под ногами фигурную плитку, символизирующую брусчатку, которую окаймляет шеренга чугунных фонарей. На серой, шершавой как язык плаката стене – скромная надпись: «Рыбный ресторан».

– О, – оживляется Катя. – Это очень пафосное место. Тут работают только сербы и подают крыло ската.

– А у ската есть крылья?

– Ну, он же чем-то плавает!

Вот и знакомый перекресток. Улица Анны Северьяновой. Скромная лесенка с патриархальной вывеской «мужской зал». Единственное яркое пятно на этом участке – подъезд с типографскими услугами, украшенный желто-красными квадратиками, с ними перекликается с противоположной стороны улицы красная вывеска очередного восточного ресторана. Да, от цвета революции здесь не скрыться. Красные «Продукты». За ними – Красногвардейские пруды. Упреждающая табличка на берегу: «Переход по льду запрещен». Да нам бы и в голову не пришло, честное слово! За серой водой виднеются недостроенные громады Москва-Сити. Идем вдоль прудов, мимо трехэтажных домиков, окаймленных жестко обрезанными деревьями. Там, в окружении военкомата, жилотдела и отделения милиции живет теперь наш «Квартирный ряд». В честь достижения цели мы посидели на радужной свежевыкрашенной скамеечке и стали как солнце – яркие и с пятнами. Так и пошли к метро. А там Динь-Динь – это свойственно феям – улетела, а нестареющий как Питер Пэн шадровский рабочий провожал ее печальным взглядом, сжимая в руке невостребованный булыжник.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация