23:30:44
11 апреля 2021 г.

«Угроза национальной безопасности»

ЖКХНедавно в Госдуме прошли парламентские слушания, на которых законодатели попытались разработать стратегию борьбы с мусором. Как было сказано на одном из заседаний Совбеза РФ, он уже представляет угрозу национальной безопасности страны. Ни больше ни меньше.

Еще попытка

На депутатских слушаниях цифры прозвучали впечатляющие. Общий объем накопленных неутилизированных отходов в стране оценивается в 82 млрд тонн. Перерабатывается лишь 35 процентов промышленных и 3–4 процента твердых бытовых отходов. В стране насчитывается около 11 тысяч полигонов и свалок. При этом функционирует всего 7 мусоросжигательных, 5 мусороперерабатывающих заводов и 39 мусоросортировочных комплексов.

Стоит сказать, что попытки кардинально разобраться с мусором предпринимались и прежде, но увы… Много лет назад была разработана мощная федеральная целевая программа «Отходы», предлагавшая всестороннее и комплексное решение проблемы. Однако программа постепенно заглохла, поскольку финансировалась по остаточному принципу. При этом законодательство последних лет так разделило полномочия между разными ветвями власти, что практически все проблемы, связанные с вывозом, размещением и утилизацией твердых бытовых (коммунальных) отходов, легли на плечи муниципалитетов. А у них частенько на это нет средств.

И вот новая попытка. Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова считает, что успех возможен лишь в том случае, если параллельно решать две основные задачи: создавать эффективную систему утилизации отходов и стимулировать их вторичную переработку. По ее словам, комитет готовит сейчас поправки в ряд законов, которые смогут частично решить эти задачи.

Например, предлагается перераспределить между органами власти разных уровней функции и полномочия по обращению с коммунальными отходами. За муниципалитетами должна остаться организация сбора и вывоза, за федеральным центром – утверждение форм отчетности, контроль и государственная экологическая экспертиза документации. Все остальное должны взять на себя региональные власти.

Депутаты намерены внести в налоговое и бюджетное законодательство такие изменения, которые бы стимулировали бизнес заниматься переработкой отходов. По мнению Н. Комаровой, это могут быть налоговые льготы, льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду и бюджетные субсидии.

Предполагается плату за размещение отходов заменить региональным налогом, что позволит регионам ослабить финансовую ношу при решении проблемы отходов.

Будет пересмотрен порядок лицензирования организаций, занимающихся утилизацией и переработкой бытовых отходов. Оформление лицензии обходится им в 53 раза дороже, чем, например, тем, которые занимаются более выгодным делом – сбором лома черных и цветных металлов.

Не Москва ль за нами?

Все сказанное выше напрямую касается Москвы. И проблема под стать габаритам мегаполиса имеет грандиозные масштабы. По данным столичного Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, в городе ежегодно появляется 5,5 млн тонн отходов. Из них большую часть (3,9 млн тонн) составляют крупногабаритный мусор и твердые бытовые отходы жилого сектора. Еще 1,4 млн тонн производит нежилой сектор, остальные 250 тысяч тонн приходится на отходы лечебно-профилактических учреждений. Сегодня из общего количества городского мусора 2,2 млн тонн захоранивают на двух полигонах – в Икше и Хметьеве (Дмитровском и Солнечногорском районах Подмосковья). По данным Ростехнадзора, их возможности будут исчерпаны в ближайшие три-четыре года.

– Использовать полигоны в Московской области уже невозможно, а выводить их в другие области, сопредельные с Московской, крайне невыгодно – мы получаем золотой мусор. Единственным способом решения проблемы является строительство мусоросжигательных заводов, – считает мэр Москвы Юрий Лужков.

Надо сказать, столичным властям пришлось преодолеть немалое сопротивление противников сжигания мусора. В итоге они вынуждены были признать: у города просто нет другого выхода.

Это стало очевидно на недавнем заседании круглого стола на тему: «Система переработки отходов в Москве. Пути развития». Ученые, чиновники и экологи обсуждали проект городской целевой программы по обращению с коммунальными отходами на 2009–2015 годы. Как заявил руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин, теперь этот документ будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний правительства столицы.

К 2015 году поставлена задача сократить объем отходов, подлежащих захоронению, с нынешних 82 до 27–37 процентов. В планах столичного правительства – строительство мусоросжигательных заводов, которые будут уничтожать 56 процентов всего московского мусора. До 30 процентов его пойдет на промышленную переработку и лишь 12 процентов – на полигоны. Эта цифра соответствует европейским стандартам, хотя в идеале отцы города надеются на полную утилизацию всех отходов.

– В каждом районе предусмотрена первичная сортировка, – рассказывает А. Цыбин. – На сжигание пойдет только то, что нельзя переработать. В Москве действует пока четыре мусоросжигательных завода, хотя, например, в Токио их 39. В соответствии с новой программой в Москве добавится еще шесть заводов.

Вот такой нулевой

Работа мусоросжигательных заводов в столице не несет угрозы загрязнения московского региона, заявил в прямом эфире программы «Лицом к городу» мэр столицы Юрий Лужков: «Газы, которые образуются в результате мусоросжигания, уходят далеко за пределы столичного региона, однако и здесь мы не хотим делать проблемы другим – устанавливаем дополнительные системы очистки отходов», –
пояснил он.

По словам мэра, из образующихся после сжигания мусора шлаков возможно производство дорожных или строительных материалов. У столичного градоначальника уже прошла встреча с одной из австрийских фирм, которая предлагает систему переработки шлаков, образующихся в результате сжигания мусора, в строительные или дорожные материалы.

Другая возможность, о которой говорят ученые, – экономия природных энергоресурсов. Сегодня, в разгар кризиса, согласитесь, звучит актуально. В промышленно развитых странах примерно из 20 процентов массы твердых бытовых отходов давно получают стекло, пластик и бумагу, из 5 процентов – металлы. Оставшееся идет на получение компоста. Практически «нулевой цикл».

– Необходимо реализовать триединую систему – раздельный сбор, переработка и сжигание отходов, при которой мы сможем предотвратить превращение Москвы и окрестностей МКАД в одну гигантскую свалку, – говорит Андрей Цыбин. – Наш подход предусматривает развитие методов сортировки отходов. Такая сортировка должна в идеале начинаться, что называется, от подъездов. Да, это сложно. И приучить москвичей сортировать бытовые отходы – задача нелегкая.

Что касается сортировки, то в Москве ее максимально приближают к населению.

Власти стараются иметь в каждом районе мусороперегрузочные сортировочные станции.

– Да, здесь нам не приходится изобретать велосипед, поскольку есть уже многолетний и оправдавший себя европейский опыт существования мусоросжигательных заводов, – поясняет А. Цыбин. – Конечно, многое зависит от методики этой работы, от применяемых экономических рычагов. Например, в Испании у мусоросжигательных заводов по выгодной для них цене закупают электроэнергию…

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация