Хотите жить в памятнике?
На недавней пресс-конференции в «МК» префект Центрального округа Алексей Александров весьма обстоятельно ответил на вопрос корреспондента нашей газеты. Речь шла о судьбе старых кварталов.
Центр ветшает
Тема пресс-конференции была «ЦАО в период кризиса». И естественно, «КР» интересовало, как идет выполнение жилищных программ. Ответ префекта был оптимистичен: «Все объемы мы сохраним. В 2008 году было введено и использовано для нужд очередников округа более 70 тыс. кв. м муниципального жилья. На 2009-й поставлены аналогичные цифры. Сегодня идем четко по графикам и надеемся, что в конце года сдадим это жилье».
Казалось бы, тема кризиса исчерпана. Но вот уточняющий вопрос – о реконструкции кварталов и районов главу округа, как говорится, задел за живое.
«Все, что касается жилья, для нас не просто актуально, а очень актуально, – сказал Алексей Александров. – Первое, Центральный округ – это сложившаяся историческая застройка, свободных земель для новостроек практически не осталось. Второе, в центре столицы нельзя вести высотное строительство, потому что многие территории перекрыты охранными зонами, и сами здания являются памятниками. Третье, в округе большой процент ветхих домов в жилищном фонде. И надо принимать решение, что с ними делать дальше».
Прежде всего речь идет о судьбе 26 кварталов, построенных в 20–30-е годы, в период советского конструктивизма. Есть, конечно, пожелания искусствоведов, историков, архитекторов большую часть этих строений объявить объектами культурного наследия, памятниками. Но к этому вопросу, считает префект, следует подходить избирательно.
Тот же Буденовский поселок, который находится на территории ЦАО, застраивался в 1924–1927 годах. В свое время это был прогрессивный проект. Но теперь состояние многих жилых домов предаварийное. К тому же в них нет лифтов, планировка квартир оставляет желать лучшего. Стены между комнатами сделаны из камыша, кухни маленькие. Не везде есть горячая вода. И не потому, что трубы старые, их вовсе нет – не предусмотрены. Ремонтировать что-либо в этих условиях достаточно проблематично. Какой же смысл объявлять такой дом памятником?
И все-таки реновация
Как убежден Алексей Олегович, памятник будет жить тогда, когда используется под какие-то цели. Если он приспособлен для нынешних условий. Можно ведь дойти до абсурда – объявить дом памятником и жить в нем по правилам XVII века, без канализации, водопровода, тепла. Наверное, если мы хотим сохранять объекты культурного наследия, значит, надо выделять те элементы, которые действительно представляют интерес.
В связи с этим есть три режима, которые можно использовать при ведении ремонтных работ в старых кварталах. Первый – реставрация, которая предусматривает восстановление объекта в первоначальном виде. Очевидно, посадить ванную комнату туда будет невозможно, лифты тоже. Устроит ли это москвичей? Наверное, нет. Может быть, есть смысл один дом оставить как памятник, использовать его под какие-то цели, отреставрировать. Но оставлять целый квартал как памятник не стоит. Жизнь идет, развивается. Сегодня мы хотим умываться теплой водой, а не холодной. Мы хотим, чтобы все удобства были в квартире.
Второй режим – реконструкция. Это может быть изменение каких-то объемных показателей. Можно надстроить здание на один-два этажа, насколько позволяют несущие стены. Но старую планировку не изменишь, шестиметровые кухни так и останутся.
Третий режим – реновация. В этом случае устанавливается состояние каждого дома, определяется экономическая целесообразность его сохранения. Если экономика показывает, что ремонт нецелесообразен, дом сносится, и на этом месте возводится новое жилье.
По мнению префекта, реновация кварталов – наиболее приемлемый вариант для Центрального округа. Причем он не исключает, что какие-то объекты надо оставлять в виде памятников.
«Мы не против старины, но мы за то, чтобы москвичи жили в нормальных условиях, чтобы их жилье соответствовало современным требованиям. 26 кварталов – это крупный резерв для того, чтобы строить новое жилье, вводить его для тех же очередников», – подчеркнул Александров.
Кстати, в округе реновация кварталов уже идет. Например, в квартале между Нижегородской и Новорогожской улицами на Таганке исчезают пятиэтажки несносимых серий. На их месте возводят современные дома для переселенцев. Как заметил префект, многие из них переезжают не дальше 100 метров. А всего в прошлом году при переселении в Центре Москвы остались 95% жителей – все, кто хотел.