Задачка не для среднего ума
«Не понимаю, что происходит! – сокрушалась немолодая дама в автобусе, который следовал по Волгоградскому проспекту. – Всегда за электричество платила Мосэнерго, и сейчас они свою квитанцию опять прислали. А я смотрю – ГУ ИС в ежемесячную платежку за коммунальные услуги тоже графу «электроэнергия» включил. Два раза, что ли, платить? Вот разбираться еду».
Моя твоя понимай!
Часть ДЕЗов в нескольких районах Востока и Юго-Востока Москвы отказалась от услуг Мосэнергосбыта (в народе для краткости его называют Мосэнерго) и перешла на обслуживание к другой организации – ООО «Русэнергосбыт М». Теперь плата за электроэнергию включена в Единый платежный документ (ЕПД). Но Мосэнергосбыт продолжает рассылать свои квитанции. Вот и попробуйте не запутаться!
В отделение Мосэнергосбыта, обслуживающее юго-восток города, не зарастает народная тропа. Добраться до его здания от остановки автобуса можно даже, не зная дороги – ориентируйтесь на группки людей, горячо обсуждающих вопрос: платить ли и кому? Я таких групп за короткое время пути насчитала минимум пять.
В воротах Мосэнергосбыта едва не столкнулась с разгоряченной дамой, повторяющей: «Вообще никому платить не буду, пусть сначала между собой разберутся!»
Два входа в здание – две длинные очереди. За чем стоим?
– Большинство пришло с оплатой разобраться, – охотно пояснил пенсионер Николай Потапович. – Но тут же стоят и те, у кого вопросы по счетчикам или еще какие дела. Даже за справкой в здание не войдешь!
На дверях объявление: «Информация об оплате потребленной энергии по ЕПД преждевременна. О возможности оплаты энергии по ЕПД сообщим дополнительно».
Как выяснилось, в одной из очередей люди стоят, чтобы получить бланк некоего заявления, во второй – чтобы, заполнив бланк, его отдать. Заявление предлагают заполнить тем, кто не хочет отказываться от услуг Мосэнергосбыта: «Прошу платеж за потребленную энергию не включать в ЕПД. Возможность оплатить коммунальные услуги без учета стоимости энергии отсутствует, так как оплату по ЕПД при самостоятельном исключении суммы за энергию не принимают».
Обещают, что все заявления будут пересланы в ГУ ИСы.
– Хочу платить за электроэнергию так, как всегда это делала, – говорит домохозяйка Елена Викторовна. – Мне не нужна новая организация. Но я не собираюсь писать никаких заявлений и стоять в очередях… Почему мы вообще узнаем обо всем случайно?
О том, что платить теперь нужно иначе, мельком было упомянуто в какой-то газете. Потом услышала, как женщина в метро что-то об этом говорила. По телефонам, указанным в квитанциях Мосэнерго, не дозвониться. Чтобы узнать все точно, пришлось ехать сюда. Но стоять на улице в мороз – желания нет. А достоверной и доступной информации – ноль.
Из Мосэнергосбыта еду в ГУ ИС района Кузьминки.
На официальном уровне было обещано, что в инженерной службе каждого района, где введен новый порядок оплаты за электроэнергию, будет сидеть сотрудник ООО «Рус-энергосбыт М» и давать информацию по всем возникающим вопросам. Наплыва посетителей здесь нет. Вместе со мной по пустынным коридорам бродит лишь один мужчина – ему непременно надо выяснить, будут ли теперь взимать плату за энергию «по факту» или по усредненным показаниям.
– Сейчас сотрудник подойдет, – обещают нам в одном из окошечек. – Чайку отошла попить.
Вскоре появились сразу две девушки и стали уверенно убеждать нас в том, что жизнь отныне станет гораздо удобнее:
– Оплачивать можете по усредненным показателям с последующей корректировкой или приносить показания счетчика сюда. Да вы не волнуйтесь! Ваши дома перешли к новой организации автоматически – управляющие компании заключили договоры с ООО «Русэнергосбыт М». Теперь квитанции Мосэнергосбыта оплачивать не нужно, просто не реагируйте на них. Что же касается тех заявлений, из-за которых люди стоят в очередях, так эти бумаги вообще никуда не идут – в ДЕЗах и ГУ ИСах их все равно не принимают.
Вроде бы просто и понятно. Не понятно только, почему нельзя было заранее дать жителям каждого района, перешедшего на новые правила оплаты энергии, ясную и четкую информацию. Киловатты беречь учимся, а время и нервы?
Про тарифы и трудное счастье
На интернет-форумах те же настроения. Вот лишь два типичных отзыва.
«Компания ООО «Русэнергосбыт М» совершенно не известна населению, не известно ее местоположение, ее сайт не обновлялся с прошлого лета, ее сотрудники сами ничего толком не могут сказать о своей организации! Зачем это нужно – платить деньги непонятно кому? Нам говорят о какой-то демонополизации и конкуренции. Но конкуренция предполагает, что фирмы в борьбе за клиента будут предлагать лучшие условия и лучшие цены. И где это все? Тарифы и там, и там одинаковые. Зато ООО «Русэнергосбыт М» усложняет передачу показаний индивидуальных приборов учета. И какой смысл менять проверенное шило на неизвестное мыло?»
«Вот и в Новогиреево пришло счастье! Все телефоны заняты, сайт Русэнергосбыта умер. Узнать, с чего вдруг мне вписали расчет за свет в ЕПД, невозможно. Придется идти в ГУ ИС. Очень хочется кого-нибудь придушить».
Жители, которые оплачивали электричество по индивидуальным договорам с Мосэнергосбытом, недоумевают. Ведь оплатив свет по ЕПД, они нарушают условия договора. А как быть тем, кто установил в квартире двух- и трехтарифные счетчики, и связан с этой организацией еще и договором на их обслуживание? Жильцы боятся, вдруг Мосэнергосбыт подаст в суд.
Перед скромным обывателем возникла дилемма: если платить по ЕПД, то надо идти в «Мосэнергосбыт» с заявлением о прекращении обслуживания. Если платить «Мосэнергосбыту», то как внести изменения в ЕПД?
Напомним, эксперимент затронул сотни тысяч жителей. Причем многие сочли, что он ущемил их права, как потребителей услуг. По Жилищному кодексу, управляющая компания обязана выступать исполнителем коммунальных услуг, в том числе и энергоснабжения. Понятно, что она предпочла более дешевого поставщика. Однако выгоду пока могут ощутить лишь управляющие организации: при договоре с Мосэнергосбытом им приходится платить пять процентов за обслуживание счетчиков, а при договоре с Русэнергосбытом оно обходится бесплатно. Для простых смертных разницы никакой –тарифы одни и те же. Их устанавливает Региональная энергетическая комиссия Москвы, и они едины для всех поставщиков.
Тем не менее заместитель генерального директора ООО «Русэнергосбыт М» Елена Климашевская обнадежила: компания нацелена на удешевление электроэнергии для конечных потребителей. Однако вопрос решится не сразу – понадобится год для анализа ситуации и подготовки предложений. Е. Климашевская обещала рассказать о планах компании в одном из ближайших номеров «КР»
Разрешается выбрать
3 февраля представители ОАО «Мосэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт М» и руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы Евгений Скляров подписали регламент, регулирующий вопросы перехода граждан-потребителей на обслуживание к другому поставщику электроэнергии. Этот документ распространяется только на территории «экспериментальных» округов – Юго-Восточного и Восточного. Тем самым городские власти разрешили конфликт двух компаний, соревнующихся за деньги москвичей.
Документ закрепил право граждан на выбор. Это главное! Для перехода на обслуживание к другому поставщику потребители представляют в любую из компаний-конкуренток уведомление о прекращении договорных отношений, форма которого утверждена приложением № 1 к Регламенту. Это обязательное условие для перехода на обслуживание к другому поставщику. Русэнергосбыт можно поставить в известность о намерениях по почте или лично – его представители принимают в ГУ ИС районов, Мосэнергосбыт ведет прием в своих центрах обслуживания.
Заявку надо подать до десятого числа текущего месяца, тогда с первого числа следующего – попадете к новому поставщику. Нарушите срок – переход осуществится месяцем позже.
Компания, получившая пакет документов, в течение десяти дней обязана рассмотреть его и подписать дополнительное соглашение к договору. Показания прибора учета абонент указывает в уведомлении. Компании будут обмениваться данными о том, кого выбрали плательщики. У тех, кто останется с Мосэнергосбытом, строки за электричество в ЕПД быть не должно.
Жителям рекомендуется заплатить за январь по ЕПД Русэнергосбыту, а дальше – быстрее определиться с поставщиком и оформить уведомление. Те, кто оплатил дважды (и по ЕПД, и по отдельной квитанции – есть и такие!), получат на свой счет обе суммы, которые зачтутся в следующем месяце.
Регламент обязал стороны не препятствовать переходу потребителя на обслуживание к другому поставщику, преимущества которого он почувствовал. Принуждение здесь не допустимо.
Появление на рынке коммунальных услуг конкуренции – явление долгожданное. И по всему должно было обрадовать. Но большой радости не получилось. Сложно даже представить, что будет, если таким же образом объявятся конкуренты у Мосводоканала или МОЭка…
Штрихи к портрету новичка
Многих интересует, что собой представляет новый игрок на столичном рынке –
ООО «Русэнергосбыт М».
Это дочка ООО «Русэнергосбыт» – крупнейшей частной российской энергосбытовой компании. Ее акционерами выступает группа компаний ЕСН, возглавляемая Григорием Березкиным, и итальянский энергетический концерн Enel.
По результатам рейтинга независимых энергосбытовых компаний (на оптовом рынке электроэнергии насчитывается почти 240 участников), Русэнергосбыт признан лучшим энерготрейдером России в 2008 году. При этом учитывались такие показатели, как объемы электроэнергии, предоставляемые услуги, число регионов, где работает компания, ее открытость.
Русэнергосбыт снабжает более ста тысяч потребителей, крупнейший из которых – ОАО «РЖД».
Имеет статус гарантирующего поставщика в 20 регионах России.